Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Трудно переоценить роль управления в сфере культуры современном мире. Ведь, занимаясь любительским творчеством, личность того или иного возраста имеет реальные пути для самореализации, а художественные мероприятия – это неисчерпаемый источник для духовной жизни каждого человека.
Именно эти меры аккумулируют, очищают, утверждают и восхваляют духовность отдельного человека и народа в целом.
Разные грани управления в сфере культуры – важный компонент индивидуальной культуры. Это нередко осознаётся индивидом как нечто единственно настоящее, действительное. «Нелюбимая» профессия, к примеру, может обусловливать появление такой «спасительной» для человека культурной ниши.
Если обратить внимание на особенности и возможности управления культурой, то стоит сказать, что ведутся долгие и подчас непримиримые споры между двумя сторонами, которые в тех или иных вариантах существуют почти во всяком обществе. На одной стороне выступают преимущественно сами деятели культуры, постоянно отвергающие «вмешательство» государства или каких-либо «посторонних» институтов в такое «творческое и тонкое» дело, как культурное созидание. Борьба против всякого рода бюрократических или идейных ограничений за свободу художника от всего, что сковывает его творчество, и за доступ широких слоев населения к продуктам художественного и интеллектуального творчества – постоянный факт истории культуры.
Физическая культура и спорт является составной частью сферы культуры. Стоит подчеркнуть, что особое место и имеет важное значение в сфере культуры Устюженского муниципального района принадлежит именно физической культуре и спорту.
Стратегия развития физической культуры и массового спорта: «Устюженский край – территория высокой физической культуры». В этом – значимость физической культуры и спорта в развитии общества, его духовного и физического здоровья.
Увеличение количества жителей, систематически занимающихся физической культурой и массовым спортом, является бесспорным доказательством эффективности социальной политики, проводимой на муниципальном уровне.
Массовые занятия физической культурой и спортом и их популяризация являются важным фактором укрепления общественного здоровья, залогом долголетия, плодотворной и активной жизни человека. Вместе с тем, физическая культура и спорт помимо поддержания и укрепления здоровья людей совершенствуют общую культуру, способы общения, меняют формы досуга, улучшают эмоциональное состояние людей, объединяют городское сообщество, являются альтернативой вредным привычкам и пристрастиям.
У детей и подростков в Устюжне активно формируются устойчивый интерес и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, навыки здорового образа жизни, повышается уровень образованности в области физической культуры и спорта. В перспективе это создает хорошую базу для эффективной и устойчивой системы подготовки спортсменов высокого класса.
Теоретической основой исследования являются труды исследователей по теории и практике управления в сфере культуры: Т.И. Баклановой, Г.М.Бирженюка, Л.Г.Брылевой, Б.А. Брылина, Э.В. Быковой, Н. Гнатюка, В. Дзюбы, О.М. Итиной, В.П.Лаврентьева, А.А. Лепуонюса, А.П.Маркова, Н.Г. Михайловой, В.Е. Триодина и других.
Анализ проблемной ситуации возвращения к истокам своих культур и традиций потребовал обращения к культурологическим, историческим, социально-психологическим, философским работам разных авторов: В.Г. Афанасьева, М.М. Гадамера, С.Н. Иконниковой, Л.В. Петрова, Э.Ю. Соловьева, Э.В. Соколова, О.Тойнби, О. Шпенглера, П.И. Якобсона, К. Ясперса.
Объект исследования – теоретические основы муниципального управления в сфере культуры.
Предмет исследования – проблемы совершенствования управления в сфере создания условий эффективности деятельности учреждений культуры Устюженского муниципального района.
Цель исследования – исследование особенностей развития сферы культуры муниципального образования (на примере Устюженского муниципального района) и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Задачи исследования:
- изучить и описать особенности понятия и структуру сферы культуры;
- описать нормативно-правовое регулирование сферы культуры;
- определить функции и полномочия муниципальных органов в сфере управления культурой;
- проанализировать социально-экономическое положение муниципального образования «Устюженское» (2017-2021);
- проанализировать особенности оценки эффективности реализации муниципальной программы города Устюжны ;
- охарактеризовать основные проблемы в сфере культуры муниципального образования Устюженское;
- предложить пути совершенствования управления в сфере культуры.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх разделов и выводов к ним, заключения, списка использованной литературы, приложения. Во введении определена актуальность темы исследования, указана теоретическая основа исследования, определены объект, предмет, цель и задачи исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятие и структура сферы культуры
За последние годы кардинально изменился взгляд на сферу культуры, актуализировалось понимание ее важности и роли в формировании российской государственности, признание сферы культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития.
Отечественная культура развивается в сложных условиях, в которых многие старые идеологические догмы утратили свое значение, а новые ценности и социальные установки еще не сформировались. В данной ситуации требуется культурная политика с ясно выраженными и зафиксированными стратегическими целями.
Требуется приведение отрасли культуры в соответствие с новым социально-экономическим устройством общества.
Приоритет в финансировании отрасли должен отдаваться социальному заказу, исходя из качества и объема оказываемых услуг. Это вызывает к жизни проблему необходимости существенного повышения уровня управленческой компетенции руководителей высшего и среднего звена отрасли.
Культура можно считать многофункциональной и многоуровневой системой, которая обладает высокой способностью самоорганизации. Поэтому с давних времен и по сей день ведутся долгие и подчас непримиримые споры, можно ли управлять культурой. Тем не менее, издавна существовали институты, регулирующие культурную жизнь и культурную политику, главными среди которых сначала были государство и церковь, а с возникновением рыночных отношений значительную роль в регуляции культурных процессов начал играть рынок [22, c.150-155].
Отрасль культуры – идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании, воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы (кино, театр, музей, библиотека, выставки, концертные залы, клубы и т.д.).
Функции отрасли культуры:
а) сохранение исторических и национальных памятников культуры;
б) приобщение людей к творениям культуры;
в) воспитание культурного человека;
г) пополнение копилки культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи и скульптуры;
д) проведение исследования в области культуры;
е) духовное обогащение человека.
Культура – понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстаёт также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Понятие «сфера культуры» является собирательным по отношению к целой совокупности отраслевых систем, но содержание этого понятия нельзя считать устоявшимся. В России в последние годы в статистике и в бюджетном процессе выделяют две отраслевых системы: «культура и искусство» и «средства массовой информации». В данном учебном пособии будет использоваться широкое понимание сферы культуры как системы организаций и лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, распространению благ, удовлетворяющих потребности людей в эстетических переживаниях, развлечении и информации. Такие блага будем называть культурными благами.
Многообразие видов деятельности, обладающих указанными признаками (в дальнейшем они будут называться видами культурной деятельности) и соответственно включаемых в сферу культуры, можно подразделить на четыре большие группы: художественное творчество; сохранение культурного наследия; клубная и развлекательная деятельность; массовое создание и распространение культурных благ (индустрия культуры).
Основанием для выделения этих четырех групп служит различие в составе функций (создание, сохранение, распространение благ) и типов удовлетворяемых потребностей (эстетические, развлекательные, информационные), ориентация на которые является ведущей, основополагающей для соответствующих видов деятельности.
Для художественного творчества таковыми выступают создание культурных продуктов и удовлетворение прежде всего эстетических потребностей. Функциональная направленность деятельности по сохранению культурного наследия вытекает из самого ее названия, а ориентирована она на удовлетворение эстетических и информационных потребностей. Точно также само название развлекательной деятельности говорит о типе потребностей, которые она в основном удовлетворяет, а главными ее функциями являются создание и распространение соответствующих видов благ.
В видах деятельности, составляющих четвертую группу, главными также выступают функции создания и распространения культурных благ, но удовлетворяемые потребности располагаются в порядке приоритетности следующим образом: информационные, развлекательные, эстетические.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента Российской Федерации о мерах государственной поддержки народных художественных промыслов (в ред. Указов Президента РФ от 07.11.1997 № 1175, от 11.01.200 №30, от 02.02.2005 №116).
2. Закон о государственной политике в сфере культуры, искусства и кинематографии.
3. Баранов, П. А. Обществознание. Часть 2 (В). Все виды заданий с кратким ответом. Базовый и повышенный уровни сложности. Содержательные блоки «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Прав / П.А. Баранов. – М.: АСТ, 2021. – 642 c.
4. Богалдин-Малых, В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: Учебное пособие: моногр. / В.В. Богалдин-Малых. – М.: МПСИ, 2018. – 560 c.
5. Быкова, О. Н. Антикризисное управление социально-экономическими объектами депрессивных регионов / О.Н. Быкова, Е.Н. Замирович, С.А. Нефедкина. – М.: РГИИС, НИИ школьных технологий, 2021. – 176 c.
6. Гасратян, К. Проблемы развития сферы культуры в России. Вопросы экономики. – 2003 (10). – С.117-129 / Электронный ресурс [Режим доступа: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2003-10-117-129 (дата обращения: 16.11.2021).
7. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности [текст].: учеб. пособие / Е. И. Григорьева. – Тамбов: Першина, 2017. – 512 с.
8. Гущина, И. А. Документационное обеспечение управления в социально-культурном сервисе и туризме / И.А. Гущина, Н.А. Зайцева. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2015. – 240 c.
9. Евкин, С. И. Художественная самодеятельность России [текст].: учеб. пособие / C. И. Евкин, Л. Б. Шехтман. – Москва, 2018. – 132 с.
10. Евменов, А.Д., Данилов, П.В. Проблемы и перспективы инновационного развития сферы культуры [Текст] / А.Д. Евменов // Экономика качества. – 2021. – № 4. – С. 59-63.
11. Емельянов, Л. П. Фольклор и художественная самодеятельность [текст].: учеб. пособие / Л. П. Емельянов. – Ленинград: Наука, 2015. – 113 с.
12. Зазерский, Е. Я. Организация агитационно-пропагандиской деятельности клуба [текст].: учеб. пособие / Е. Я. Зазерский. – Свердловск: УРО АН СССР, 2016. – 55 с.
13. Зайцев, Д. В. Организация, управление и администрирование в социальной работе / Д.В. Зайцев. – М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2017. – 264 c.
14. Каргин А. С. Народная художественная культура: курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусства [текст].: учебное пособие / А. С. Каргин. – Москва: Гос. респуб. центр русского фольклора, 2017. – 288 с.
15. Кармышев, Ю. А. Новые инструменты в системе государственного управления региональным инновационным развитием // Социально-экономические явления и процессы. – Тамбов, 2021. – № 8. – С. 49-57.
16. Киселева Г.Г.Социально-культурная деятельность/ Г.Г.Кисилева, Ю.Д.Красильников: Учебник. – М МГУКИ, 2014. – 539 с.
17. Коленько С.Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: Учебник и практикум для академического бакалавриата / С.Г. Коленько. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 370 c.
18. Королева С. Кому дарит кусочек сердца фестиваль / Еженедельник о Пермской культуре, Новости культуры // Культура. 2018. – №27 (038) от 24-30 июля 2018 – с.8.
19. Королева С. На старт, внимание…за рыжиками марш! / Журнал о Пермском крае и его жителях. – №10 (56), октябрь. – 2021. – с.70-73.
20. Литвинцева, Т. Налоговая система как институт социального управления / Татьяна Литвинцева. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. – 164 c.
21. Минаев, Д.В. Механизмы управления организациями социально-культурной сферы в трансформируемой экономике России / Д.В. Минаев. – М.: Гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП), 2021. – 264 c.
22. Михайлова, Н. Г. Самодеятельное художественное творчество в современных условиях и направления его исследования [текст].: Сб. науч. тр. / Н. Г. Михайлова. – Москва, 2019. – 12 с.
23. Морозова, О. Культуроцентризм в теории и практике социального управления / Ольга Морозова. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. – 320 c.
24. Понкин, И. В. Особенности управления в области культуры // Муниципальная экономика и управление. – 2014. – № 28. – С. 2.
25. Райзберг, Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 384 c.
26. Сменцарев, Г. В. К вопросу о возможности измерения эффективности культуры современной России // Культурологический журнал Journal of cultural research / Электронный ресурс [Режим доступа: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/161.html&j_id=12 (дата обращения: 16.11.2021).
27. Смирнова, Е. И. Проблемы изучения художественной самодеятельности как социально-педагогического явления [текст].: Сб. науч. тр. / Е. И. Смирнова. – Ленинград: ЛГИК, 2017. – 192 с.
28. Смирнова, Е. И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление [текст].: Автореферат / Е. И. Смирнова. – Ленинград, 2016. – 488 с.
29. Смирнова, Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях/ Е.И.Смирнова. – М.: Просвещение, 2018.
30. Стрельцова, Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования / Е.Ю. Стрельцова: Опыт историко-эпистемологические изыскания. – М.: МГУКИ, 2015. – 248 с.
31. Тавокин, Е.П. Основы социального управления. Учебное пособие / Е.П. Тавокин. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 159 c.
32. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учебное пособие / Г.Л. Тульчинский, С.В. Герасимов, Т.Е. Лохина. – СПб.: Планета Музыки, 2019. – 384 c.
33. Федоров, Ю. В. Принятие решений в управлении социально-экономическим развитием города / Ю.В. Федоров. – М.: ЛКИ, 2017. – 184 c.
34. Хисамутдинова, А.Ф. Документационное обеспечение управления в социально-культурном сервисе и туризме / Хисамутдинова Альбина Фанисовна. – Москва: Мир, 2018. – 133 c.
35. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности/ Н.Н.Ярошенко: Учебник. – М.: МГУКИ, 2017. – 360 с.
36. Мащенко, Ю.А. Современные подходы к управлению качеством городской среды муниципальных образований / Ю.А. Мащенко, П.С. Колимбет // Местное самоуправление в условиях глобальных вызовов современной России : сб. материалов науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Ростов-на-Дону, 2019. – С. 32-334. – Электрон. копия сборника доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38223786 (дата обращения: 04.12.2020).
37. Бегун, Т.В. Стратегическое планирование устойчивого развития муниципального образования // Проблемы современной экономики. – 2021. – № 4 (48). – С. 322-324. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-ustoychivogo-razvitiya-munitsipalnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 13.11.2020).
38. Вулах, М. Г. Система муниципального управления физической культурой и спортом в России: правовые основы организации и деятельности / М. Г. Вулах, М. С. Братановская ; под ред. С. Н. Братановского. – Саратов, 2021. – 123 с.
39. Упоров, И.В. Муниципальные образования и населенные пункты: соотношение и правовые характеристики // Аллея науки. – 2017. – Т. 2, № 10. – С. 588-594.
40. Устюженский муниципальный район. – Режим доступа: http://ustyzna.ru/economy/socialeconomy/ (дата обращения: 16.11.2021).