Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Повышение уровня благосостояния населения является одной из важнейших задач для любой страны, а это непосредственно связано с производством и распределением общественных благ. Предоставление таких благ имеет форму гарантированных государством услуг в виде обороны, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения. Уровень развития страны или региона определяет роль общественных благ в удовлетворении человеческих потребностей, а рост значимости таких благ требует поиска более эффективных решений в процессе их производства и распределения.
Вопрос оценки социально-экономических последствий производства и распределения общественных благ является дискуссионным, так как необходимо использовать стандарты по предоставлению таких благ на основе качественных и количественных показателей, которые в общепринятой, унифицированной форме на сегодняшний день отсутствуют. Поэтому данная тематика интересует многих экспертов и лежит в основе анализа благосостояния страны или региона.
Целью курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических аспектов производства локальных общественных благ в современной экономике.
В процессе обоснования цели при написании курсовой работы, решаются следующие задачи:
- понятие общественных благ;
- классификации общественных благ в современной экономике;
- характерные черты локальных общественных благ;
- необходимость участия государства как поставщика общественных благ в РФ;
- показатели сферы производства общественных благ;
- пути повышения результатов производства общественных благ.
Объектом исследования являются общественные блага.
Предметом исследования является анализ социально-экономических последствий производства и распределения общественных благ в современном мире.
Курсовая работа состоит из введения, где представлена актуальность и цель написания данной работы. Двух глав основной части, где в первой главе раскрывается понятие, роль и виды макроэкономических показателей, во второй главе рассмотрены методики исчисления и способы регулирования макроэкономических показателей. А также заключения с основными выводами по работе и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Понятие и классификация общественных благ
Результаты функционирования общественного сектора воплощаются главным образом в общественных благах. Концепция общественного блага впервые в развернутом виде была выдвинута в 1954 г. американским профессором П. Самуэльсоном и развита его соотечественником профессором Р. Масгрейфом в концепции социально значимого блага (заслуженного блага) в конце 50-х годов.
В XX веке ускоряется развитие общества, происходит научно-технический прорыв. Появляются телевидение, компьютеры, Интернет, сотовая связь, наступает постиндустриальная стадия развития общества. Создаются первые транснациональные корпорации, начинается процесс глобализации, появляется понятие терроризма. В XX веке общественная мысль переходит на новый этап. Экономисты-теоретики стали обнаруживать целый ряд проблем, связанных с неэффективным их решением с помощью рыночного механизма, и такие явления стали относить к «провалам рынка» (экстерналии, потребность населения в общественных благах, асимметричность информации и другое) 17 . Внешние эффекты рынка в основном характеризуются тем, что имеют свое выражение через издержки или выгоды третьих лиц, которые не учитываются в рыночной цене и тем самым не могут быть оплачены ни со стороны участников соглашения, ни третьими лицами.
На основе внешних эффектов А. Пигу дифференцировал частные и общественные блага. Благо, которое потребляется всем обществом, а не индивидуально, является чистым общественным благом, а использование только одним человеком блага, удовлетворяющего именно его потребности, определяется как чистое частное благо.
Механизм рынка нацелен на удовлетворение тех потребностей, которые выражаются через спрос. Однако есть потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос, рынок пройдет мимо таких потребностей. К ним относятся потребности в товарах и услугах коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества.
Спрос на общественные блага имеет следующие особенности [2, c. 457]:
1. Потребитель не может произвольно изменить количество потребляемого им общественного блага, поскольку он потребляет его целиком так как оно неделимо;
2. Все потребители получают определенную выгоду от одновременного потребления общественного блага;
3. Потребление блага осуществляется всеми членами общества поровну;
4. Потребление общественных товаров одним человеком не уменьшает его доступности для других.
Например, единая энергетическая система при прочих равных условиях не может давать одному человеку тепла и света больше, чем другому.
Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.
В обобщенном смысле блага - это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.
В наиболее обобщенном смысле блага - это набор средств, которые могут удовлетворить потребности как определенного человека, так и значительной части населения. Общественные блага - это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению «бесплатно» или, точнее, бесплатно, за счет государственных средств. Что касается самого механизма производства и распределения общественных благ, следует отметить такую важную деталь, что объективные экономические законы рынка бессильны и просто не работают, и поэтому эта прерогатива принадлежит государству. Для эффективного обеспечения населения общественными благами государство должно обладать определенными финансовыми ресурсами, необходимыми для его производства, которые формируются в результате сбора налогов.
В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики [11, c. 34].
К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны - они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство - государственный аппарат.
Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:
1. Отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения;
2. Неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства;
3. Нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
4. Тотальным и не исключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным.
Основные виды благ различаются по характеру потребления:
- общественные. Они отличаются тем, что находятся в свободном потреблении, в распоряжении всех членов общества и, в то же время, не могут использоваться индивидуально;
- индивидуальные (частные товары) отличаются тем, что ими может пользоваться только один член общества и могут быть направлены только на удовлетворение его потребностей.
Общественные блага, в свою очередь, классифицируют на, собственно, общественные и коллективные блага.
По критерию масштаба распространения выделяют следующие виды общественных благ [7, c. 13]:
·общегосударственные. Это такие блага, которые распространяются на территории всего государства (обладают общегосударственным значением). К ним относятся, к примеру, деятельность армии, федеральных органов государственной власти, Федеральной службы безопасности и т. д.;
·местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ лишь определенная часть населения. Как правило границы и критерии потребления местных общественных благ устанавливаются в соответствии с региональной принадлежностью населения (например: городские парки, городское освещение).
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
1) Исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения.
2) Не исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения
Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:
- косвенно (в этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ);
- Напрямую (эта форма производства общественных благ основана на том, что государство напрямую и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция).
Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.
На основании территориальных границ выделяют следующие общественные блага [6, c. 135]:
- Международные общественные блага
- Национальные общественные блага.
- Местные общественные блага.
Рассмотрим данные общественные блага подробнее.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альпидовская, М.Л. Макроэкономика: Учебник / М.Л. Альпидовская. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 192 c.
2. Баранова, И. А. Инвестиции в человеческий капитал / И.А. Баранова. - М.: Синергия, 2017. - 913 c., с.457.
3. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации// Социологические исследования, 2020, №1, с.33-42.
4. Бурлачков В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: Анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития / В.К. Бурлачков. - М.: КД Либроком, 2020. - 240 c.,с.205.
5. Дорофеев М.Л. Актуальные проблемы управления средствами Фонда национального благосостояния РФ и пути их решения // Научные ведомости Белгородского государственного университета; Сер.: Экономика. Информатика, 2020. - № 4.-С.652-668.
6. Золотарчук В.В. Макроэкономика: Учебник / В.В. Золотарчук. - М.: Инфра-М, 2017. - 352 c., с.135.
7. Ивасенко А.Г. Макроэкономика (для бакалавров) / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2019. - 159 c.,с.12-16.
8. Ильяшенко В.В. Макроэкономика (для бакалавров) / В.В. Ильяшенко. - М.: КноРус, 2020. - 416 c., с.31.
9. Капканщиков, С.Г. Макроэкономика: Учебник / С.Г. Капканщиков. - М.: КноРус, 2019. - 370 c., с.123
10. Нуреев Р.М. Макроэкономика: Практикум / Р.М. Нуреев, Р.М. Нуреев. - М.: Норма, 2019. - 608 c., с.203-205. ( убрать
11. Симкина Л.Г. Макроэкономика: Учебное пособие / Л.Г. Симкина. - М.: КноРус, 2017. - 167 c., с.34.
12. Википедия. Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дефлятор_ВВП.
13. Единый портал бюджетной системы РФ // budget.gov.ru
14. Данные Росстат. Электронный ресурс: https://www.gks.ru/.
15. Институт суверенных фондов. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Sovereign Wealth Funds Institute (SWFI) - URL: https://www.swfinstitute.org/ (дата обращения 20.04.2021).
16. Информационно-аналитический портал https://tradingeconomics.com [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения 20.04.2021)
17. Официальный сайт Минфина России, раздел ФНБ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/ na- tionalwealthfund/statistics/ (дата обращения 20.04.2021).
18. Официальный сайт Минфина России, раздел ФНБ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/ na- tionalwealthfund/statistics/ (дата обращения 20.04.2021).
19. Официальный сайт Счетной Палаты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/structure/kudrin-aleksey- leonidovich/speeches/38975/ ?sphrase_id=11849349 (дата обращения 20.04.2021).
20. Russia Economic Report, No. 44, December 2020 : Russia's Economy Loses Momentum Amidst COVID-19 Resurgence; Awaits Relief from Vaccine https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/34950