Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Одним из главных показателей социального благополучия любого государства является отношение в нем к наименее защищенным слоям населения - инвалидам, сиротам, пожилым людям, которым нужна помощь. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2021 года в России зарегистрировано 12,6 млн граждан, имеющих инвалидность [28].
Социальная незащищённость этой группы населения обусловлена физическим состоянием таких людей, имеющимися заболеваниями, понижением двигательной активности, влиянием психологического фактора, который формирует контакт с остальными слоями населения. В этой связи инвалиды - менее защищенная и более социально уязвимая часть общества. Также таким людям необходима социальная реабилитация.
Цель курсовой работы – изучение социальной реабилитации инвалидов в Волгоградской области. Достижение поставленной цели потребовало решение ее приоритетных задач:
1) Раскрыть понятие и сущность социальной реабилитации;
2) Выявить особенности социальной реабилитации инвалидов в России;
3) Определить нормативно-правовое регулирование социальной реабилитации инвалидов;
4) Провести общую характеристику социальной реабилитации инвалидов в Волгоградской области;
5) Установить проблемы социальной реабилитации инвалидов в регионе;
6) Разработать меры по совершенствованию социальной реабилитации инвалидов в Волгоградской области.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: обобщение и сравнение, анализ и синтез, дедукция и индукция, логический анализ, системно-структурный, анализ литературы, анализ нормативно-правовых актов и документов.
Объект исследования – инвалиды.
Предмет исследования – социальная реабилитация инвалидов в Волгоградской области.
Степень разработанности проблемы. Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов в области социальной реабилитации инвалидов, в частности, Е.А. Холостова [27], А.В.Якушев [28], М. В. Фирсов [26], Н.С. Данакин [12], Г.Д. Долженкова [13], А.А. Козлов [15] и пр.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды экономистов, социологов, в которых анализируется сущность и специфика социальной реабилитации инвалидов, правовая регламентация деятельности социальных учреждений.
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в практических разработках, дополняющих существующие представления о социальной реабилитации инвалидов. Выводы и предложения могут быть использованы при совершенствовании мер социальной реабилитации малозащищенных слоев населения.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1.Теоретические аспекты социальной реабилитации инвалидов
1.1. Понятие и сущность социальной реабилитации
Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В ее решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин. Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда его жизнедеятельности [28, с. 35].
В таких обстоятельствах субъекту необходимо не только привыкнуть, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для субъекта социальные связи и отношения. Иначе говоря, необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности. Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта.
Реабилитация, с медицинской точки зрения, - восстановление здоровья, устранение последствий перенесённой болезни, операции и пр. [15, с. 81].
Реабилитация процесс, имеющий целью помочь индивидам достигнуть оптимального физического, психического и социального уровня деятельности и поддержать его, предоставив им тем самым средства жизнедеятельности и расширение рамок их независимости. Реабилитация может включить меры по обеспечению и восстановлению функций или компенсации утраты, или отсутствие функций, или функционального ограничения [15, с. 82].
Социальная реабилитация − комплекс мер, направленных на восстановление челове¬ка в правах, социальном статусе, на улучшение его здо¬ровья, дееспособности. Этот процесс нацелен также и на изменение социальной среды, условий жизнедеятельнос¬ти, нарушенных или ограниченных по каким-либо при¬чинам [24, с. 93].
Осуществление социальной реабилитации в значитель¬ной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этажность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся.
В рамках социально-реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни, в их числе обычно называют: медико-социальный, профессио¬нально-трудовой, социально-психологический, социаль¬но-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой.
В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям клиентов. В зависимости от этого определяются и важнейшие на¬правления реабилитационной деятельности. К таким на¬правлениям социальной реабилитации следует отнести: реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными воз¬можностями; пожилых и престарелых людей; участников боевых действий; лиц, отбывших наказание в местах ли¬шения свободы; дезадаптированных детей и подростков, и др. [26, c. 58].
Представим виды социальной реабилитации [26, с. 59]:
- социально-медицинская – включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведению домашнего хозяйства;
- социально-психологическая – предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи;
- социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом предполагается определенная работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также соответствующих методик и программ;
- профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и впоследствии трудоустроить его, приспособив режим и условия труда к новым нуждам и возможностям;
- социально-средовая – направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.
Процесс реабилитации включает в себя пять взаимосвязанных этапов [17, с. 92]:
1. Диагностико-прогностический (определение исходного реабилитационного потенциала, диагностика состояния, составление индивидуальной комплексной программы реабилитации).
2. Этап выбора (разработки) оптимальных технологий, форм и методов работы.
3. Этап непосредственной подготовки к реализации выбранных способов реабилитационной работы.
4. Реализационный (реализация комплексных проблем реабилитации, коррекции, научно-методического контроля).
Экспертно-оценочный (систематизация, обобщение и контроль.
Реабилитационное воздействие осуществляется посредством [17, с. 94]:
- привития или восстановления утраченных навыков – включает организацию жизни и быта реабилитационной группы, четкое выполнение распорядка дня, целенаправленную организацию досуга и продуктивной деятельности, культурно-массовых мероприятий. В основе лежит привитие и закрепление социально значимых навыков, умений, форм поведения, формирование нравственных основ личности, эстетическое воспитание;
- терапии средой. Воздействие на человека всей совокупности условий его существования (в семье, лечебном учреждении, учреждении образования, на улице), в которые он вынужден включаться для реализации целей реабилитации. Терапия средой может выступить в форме организации направленного образа жизни, целью которого является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение получателей социальных услуг в общественно полезную деятельность, активация их деятельности, интересов, побуждений и потребностей. Смысл терапии средой заключается в том, чтобы она стимулировала социальные связи, позволяя воспроизводить реальные межличностные отношения в среде получателей социальных услуг, способствовала частичному восстановлению и частичной активации коммуникативных способностей;
- терапии занятостью – метод восстановления утраченных функций при помощи разнообразных видов деятельности не обязательно профессионального характера, при которых реализуются индивидуальные интересы и склонности получателя социальных услуг;
- психологическое приспособление к новым условиям жизни. Психотерапия осуществляется в трех основных формах: индивидуальное консультирование и индивидуальная психотерапия, групповая психотерапия и семейное консультирование и семейная психотерапия.