Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что исследование вопроса об определении понятия правового статуса прокуратуры осложняется отсутствием единых научных подходов к сущностной стороне проблемы, а именно не разработанностью определенно четкого понятия правового статуса прокуратуры. С одной стороны, существует немалое количество трактовок данного понятия, с другой стороны, до сих пор, как уже отмечалось, не выработано его общепринятое определение, что порождает большой разброс точек зрения, не позволяющий всесторонне толковать правовой статус исследуемого надзорного органа, а иногда, приводит к непониманию при анализе судебной практики реализации правового статуса и формулировании практических выводов, вытекающих из данного анализа.
Исследование вопроса об определении понятия правового статуса прокуратуры осложняется отсутствием единых научных подходов к сущностной стороне проблемы, а именно не разработанностью определенно четкого понятия правового статуса прокуратуры. С одной стороны, существует немалое количество трактовок данного понятия, с другой стороны, до сих пор, как уже отмечалось, не выработано его общепринятое определение, что порождает большой разброс точек зрения, не позволяющий всесторонне толковать правовой статус исследуемого надзорного органа, а иногда, приводит к непониманию при анализе судебной практики реализации правового статуса и формулировании практических выводов, вытекающих из данного анализа.
Объектом и предметом исследования выступают правоотношения в сфере деятельности органов прокуратуры, а именно ее работников и их прав и обязанностей в процессе осуществления ими их полномочий.
Цель курсовой работы – проанализировать историю создания и организации органов прокуратуры, исследовать правовое регулирование органов прокуратуры и правовой статус ее работников.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- рассмотрение истории создания органов прокуратуры;
- проанализировать нормативно-правовые акты, закрепляющие их статус;
- исследовать права и обязанности работников прокуратуры;
- проанализировать меры ответственности органов прокуратуры при исполнении ими обязанностей.
Структура работы. Курсовая работа структурирована введением, двумя главами, четырьмя параграфами, заключением, списком литературы.
ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
1.1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
История формирования органов прокуратуры началось сравнительно недавно. Исследования в области создания органов прокуратуры насчитывает три этапа ее развития, которые можно разделить на три этапа:
- дореволюционный (ХVIII в. - октябрь 1917 г.);
- советский (октябрь 1917 г. - конец 80-х гг. ХХ в.);
- современный (90-е гг. ХХ в. - по настоящее время).
Проанализируем отдельно каждый из них и дадим краткую им характеристику.
Указом Петра I от 12 января 1722 г. были учреждены органы прокуратуры тогда еще Российской Империи для того, чтобы проводить работу по борьбе с деяниями, совершенными должностными лицами, к таковым деяниям, в частности относились казнокрадство и взяточничество. Таким образом, в указанный период времени прокуратура осуществляла функции по защите интересов самодержавия. Первым Генерал-прокурором был назначен П.И. Ягужинский.
Впоследствии после правления Петра I и с приходом к власти Анны Иоановны прокуратура фактически не работала.
Указом от 1741 г. Елизавета I учреждает восстановить работу органов прокуратуры как органа, осуществляющего функции надзора.
Далее уже в правление Екатерины II усиливается работа местных органов прокуратуры.
При правлении Павла I прокурорский надзор ослабевает, сокращаются штатные единицы в надзорном органе, но все-таки прокуратура продолжает осуществлять свою деятельность .
Законодательный акт, впервые закрепивший статус органов прокуратуры, был провозглашен при правлении Александра II в 1862 г. именовавшиеся как «Основные положения о прокуратуре», определяющий задачи и полномочия сотрудников органов прокуроры, цель создания указанных органов, а именно осуществление полномочий по наблюдению за точным и единообразным исполнением законодательных актов органами власти и должностными лицами. Положения закрепляли также принципы деятельности органов прокуратуры: единство и строгая централизация всех уровней органов прокуратуры; осуществление «верховного» надзора Генерал-прокурором; независимость и т.д.
Проведенная в 1864 г. судебная реформа способствовала тому, что прокуратура стала в большей степени осуществлять функции органа обвинения. Надзорные функции органов прокуратуры были практически упразднены.
В начале XXв. Органы прокуратуры осуществляют исключительно карательные полномочия, направленные исключительно на проводимую в указанный период времени политику массового террора против революционеров. Карательным органом прокуратура остается вплоть до свержения самодержавия, то есть до 1917 г.
Однако пришедшие к власти революционеры также нуждались в учреждении надзорного органа, который будет осуществлять функции по соблюдению всеми законов.
Постановлением ВЦИК 28 мая 1922 г. провозглашено «Положение о прокурорском надзоре», которое гласило, что в состав Народного комиссариата юстиции теперь включена Государственная Прокуратура, обладающая следующими функциями:
- осуществление надзора от имени государства;
- непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов, органов государственного политического управления;
- поддержание обвинения в суде; наблюдение за содержанием заключенных под стражей.
Впоследствии, в 1923 г. была образована Прокуратура Верховного суда СССР, которой было предоставлено право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти, а также право приостанавливать решения коллегий Верховного суда СССР. 24 июля 1929 г. было принято «Положение о Верховном Суде СССР и прокуратуре Верховного Суда СССР». Утвержденное ВЦИК 19 ноября 1926 г. «Положение о судопроизводстве РСФСР» предоставило прокуратуре право производства предварительного расследования, а также определило правовой статус следователей прокуратуры, подчеркивая их процессуальную самостоятельность и в то же время поднадзорность органам прокуратуры при применении уголовного и уголовно-процессуального законодательства .
Важно отметить, что до 1933 года прокуратура структурно входила в состав Верховного Суда СССР. В то же время на прокуратуру возлагалась обязанность по осуществлению надзора за соблюдением закона в гражданском и уголовном судопроизводстве. Такое двойственное положение было неким препятствием осуществления надзора при рассмотрении гражданских и уголовных дел.
В 1933 году было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР». Утвержденное 17 декабря 1933 г. «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определяло правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. В Положении определены отрасли прокурорского надзора: общий надзор; надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. Прокурор Союза ССР назначался на должность ЦИК СССР и был ему подотчетен. Первым Прокурором Союза ССР стал И.А. Акулов.
Конституция СССР 1936 г. вводит понятие высшего надзора за исполнением законов, который осуществлял Прокурор Союза ССР. Он назначался на должность Верховным Советом СССР; все нижестоящие прокуроры назначались Прокурором Союза ССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» работа всех органов прокуратуры была перестроена на военный лад. Прокуратура осуществляла надзор за исполнением законов военного времени, обеспечивала исполнение законов о поставке военной продукции, об оказании помощи фронту и укреплении тыла.
В послевоенное время деятельность органов прокуратуры была направлена на укрепление законности в сфере экономики, а именно на обеспечение соблюдения экономии ресурсов страны.
Приказом Генерального прокурора СССР от 28 июля 1949 г. вводится участковая система работы следователей прокуратуры, что способствовало более быстрому раскрытию преступлений, а также объективному, полному и всестороннему расследованию.
После XX съезда КПСС потребовалось принять конкретные меры по реабилитации граждан, незаконно и необоснованно репрессированных в тот период. Органы прокуратуры, осуществляя возложенные на них полномочия по опротестовыванию незаконных и необоснованных решений судов и внесудебных органов, провели огромную работу по реабилитации невинно пострадавших .
Впоследствии, 24 мая 1955 г., Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено «Положение о прокурорском надзоре в СССР», которое возложило на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов. В Положении были изложены задачи и полномочия прокуроров, а также средства реагирования на установленные нарушения закона применительно к каждой отрасли надзора .
В Конституции СССР 1977 г., в отличие от прежних конституций, прокуратуре уделяется больше внимания и отводится самостоятельная глава. Конституцией на прокуратуру возлагается обязанность осуществлять надзор не только за точным, но и единообразным исполнением законов. Важно отметить, что ни в Конституции 1936 г., ни в Положении о прокурорском надзоре 1955 г. не было указания на осуществление надзора за единообразным исполнением законов. Эту обязанность Конституция 1977 г. возложила как на Генерального прокурора СССР, так и подчиненных ему прокуроров. Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. был принят Закон «О прокуратуре СССР», в котором определялись основные направления деятельности прокуратуры: высший надзор за точным и единообразным исполнением законов; расследование преступлений, а также привлечение к уголовной ответственности; разработка с государственными органами мер предупреждения правонарушений и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов.
Верховным Советом РСФСР 15 ноября 1991 г. принимается Постановление «Об образовании единой системы органов прокуратуры РСФСР».
С распадом СССР Прокуратура СССР перестает существовать как самостоятельный государственный орган и утрачивает свое значение.
Важным этапом в истории развития прокуратуры стало принятие 17 января 1992 г. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» . В ст. 129 Конституции РФ определяется порядок назначения прокуроров на должность и указывается, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяется федеральным законом. В настоящее время Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» является основополагающим законодательным актом в деятельности прокуратуры. На сегодняшний день прокуратура окончательно сформировалась в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.07.2021) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // "Российская газета", N 229, 25.11.1995.
3. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // "Российская газета", N 190, 01.10.1997.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 06.10.2021) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001.
5. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Российская газета", N 162, 31.07.2004.
6. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии коррупции" // "Парламентская газета", N 90, 31.12.2008.
7. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" (Заключена в г. Минске 22.01.1993) // "Бюллетень международных договоров", N 2, 1995.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 N 17-П "По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела" // "Вестник Конституционного Суда РФ", N 6, 1999.
9. Канунникова Н.Г. К вопросу об определении понятия правового статуса прокуратуры // Социально-политические науки. № 2. 2018. С. 219-221.
10. Колобова С.В., Сергеенко Ю.С. Трудовое право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2018. 404 с.
11. Кожевников О. А., Зайцева И.И. Новый шаг в изучении истории российской прокуратуры // Российское право: образование, практика, наука. 2019. № 3. С. 94-98.
12. Любушкин В.А., Зотов М.А. История становления российской прокуратуры // Контентус. 2017.
13. Сафина А.Р. История становления прокуратуры в России // ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 12(36). Том 1. 2017. С. 69-71.
14. Смирнов А.Ф. К вопросу о правовом регулировании статуса прокуратуры Российской Федерации / А.Ф. Смирнов // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 1. С. 215-221.
15. Стрельников В.В. Административно-правовые аспекты привлечения служащих органов прокуратуры к дисциплинарной ответственности // Административное право и процесс. 2020. N 12. С. 59 - 61.
16. Телегин А.С. К вопросу об иных видах государственной службы / под ред. О.А. Кузнецовой, В.Г. Голубцова, Г.Я. Борисевич, Л.В. Боровых, Ю.В. Васильевой, С.Г. Михайлова, С.Б. Полякова, А.С. Телегина, Т.В. Шершень // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. 2018. N 1. С. 131 - 136.
17. Уманская В.П., Малеванова Ю.В. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография. Москва: Норма, 2020. 176 с.