Фрагмент для ознакомления
2
Наглядность способствует эффективности обучения, помогает ученику усваивать язык проще и осмысленнее.
Выделяют два вида наглядности: языковую и неязыковую.
Языковая наглядность – это деятельность, которая связана с демонстрацией языка, воспроизведение которого носит чувственно– наглядный характер. Языковая наглядность в свою очередь включает в себя [8, с. 68]:
– коммуникативно–речевую деятельность;
– демонстрацию в изолированном виде (учитель демонстрирует лишь части слов или предложений, в устной или письменной форме);
– лингвистическую или грамматическую схему (учитель показывает опоры, схемы или таблицы).
Неязыковая наглядность – это способы предъявления экстралингвистических факторов окружающей действительности (учитель показывает картины, рисунки, презентации, фильмы, аудиоматериалы).
С точки зрения подачи материала наглядность подразделяется на статичную и динамичную. Динамичная наглядность может быть представлена наглядностью речевых поступков.
С точки зрения анализатора разделяют:
– слуховую наглядность (аудиоматериалы, песни, рассказы);
– зрительную наглядность (картинки, презентации, ассоциограммы);
– двигательно–моторную наглядность (жесты, мимика).
В процессе обучения иностранному языку наглядности присущие следующие характеристики: наглядность служит источником приобретения знаний; наглядность является средством обучения, которое обеспечивает усвоение материала и его прочное закрепление; наглядность является основой развития мышления и воображения; наглядность является критерием приобретенных обучающимся знаний; наглядность содержит подсказки для раскрытия законов языка; наглядность служит средством развития языковой наблюдательности; наглядность служит средством увеличения знаний обучающихся, когда они сопоставляют родной язык и иностранный.
У наглядности существует ряд функции:
– наглядность призвана презентовать новый материал либо в связанной речи, либо в изолированном виде;
– наглядность помогает уточнять знания языкового явления;
– наглядность создает условия для использования языка как средства обучения для коммуникативного пользования как в устной, так и письменной речи;
– обучающая функция, призванная вводить учебную или познавательную информацию;
– контролирующая функция состоит в том, что средства наглядности участвуют в контроле и самоконтроле формируемых знаний и умений;
– организующая функция наглядности используется учителем для отбора учебного материала.
Обучающая функция наглядности реализуется в виде:
– семантизации (наглядность помогает обучающимся при объяснении значений новой лексики на уровне фонемы, слова, правила. Наглядные пособия с легкостью запоминаются, так как опираются на зрительную память);
– стандартизация, средства наглядности используются для создания речевых автоматизмов с опорой на зрительные образы;
– воссоздание ситуации общения, наглядность в виде зрительного или слухового образа направлена на то, чтобы легче понимать информацию;
– стимуляция высказывания, наглядные опоры служат для построения речевого высказывания.
Средствами обучения являются комплексы учебных пособий и технических приспособлений, которые осуществляют работу преподавателя по обучению языку, а обучающиеся с их помощью овладевают языком.
Аудиовизуальные средства обучения включают в себя пособия, которые рассчитаны на зрительное, слуховое или зрительно–слуховое восприятие информации. Данные средства обучения могут быть учебными и не учебными. Учебные средства содержат методически отобранный материал, который предназначен для овладения иностранным языком. К ним могут относиться учебные фильмы, программы для работы за компьютером, интерактивные программы для работы на уроках иностранного языка.
К аудиовизуальным средствам обучения следует отнести видеоклипы, подкасты. Они предназначены для зрительного восприятия печатного текста или рисунка. Видеоклипы бывают статичными или динамичными и могут использоваться на различных этапах урока. Они являются популярными средствами наглядности, так как они красочны, доступны для восприятия. Для обучения грамматике видеограммы используются для семантизации материала на уровне грамматической формы и его закрепления с опорой на зрительный образ. С помощью рисунков, таблиц, мела можно объяснить множество грамматических правил и явлений в иностранном языке [11].
Также к аудиовизуальным средствам можно отнести аудиозапись, подкасты, учебные рисунки, фотографии, слайды и презентации, кинофильмы и компьютерные программы.
Среди печатных пособий ведущую роль играют таблицы. В них материал языковой сочетается с изобразительным. Таблицы на уроках иностранного языка призваны не только систематизировать грамматический материал, но также и использовать конкретный материал в речи.
Учитель может использовать различные таблицы: лексические, таблицы по грамматике. Лексические таблицы служат для презентации лексического материала и активизации его в речи. С их помощью учащиеся стимулируют свою речевую деятельность, систематизируется лексический материал.
Таблицы по грамматике служат образной опорой для применения грамматических правил в речи или в заданиях, они способствуют выработке навыка употребления грамматического навыка в речи, помогают систематизировать материал.
В заключении хотелось отметить, что с помощью схем и таблиц можно представить систему языка и ее сложные явления.
Таблица используется для выявления закономерности правила. Также при работе с таблицей следует использовать и другие виды работ: подбор собственных примеров, ответы на вопросы по содержанию схемы или рисунка, упражнения на подстановку, замену или расширение образа.
Однако у обучающихся следует развивать не только наглядно– образное, но и логическое мышление. Значительную часть учебного фонда по английскому языку составляют печатные пособия. Они просты в применении и могут длительное время использоваться как на уроках иностранного языка, так и обучающимися самостоятельно.
2.2 Методические рекомендации по использованию наглядности при обучении грамматике английского языка на среднем этапе
У школьников существует три стороны деятельности: мотивационная, целевая и исполнительная. Важно учитывать данные стороны и правильно организовывать процесс обучения. Учитель должен создать такую ситуацию общения, которая будет способна заинтересовать учеников, погрузить их в иностранный язык, замотивировать их на дальнейшее изучение иностранного языка. Такие ситуации могут не только развивать речь обучающихся, но и быть примерами для определенного грамматического правила. Обучающиеся всегда разные, уровень подготовки не может быть одинаковым у разных обучающихся, поэтому учителю приходиться работать как с сильными, так и со слабыми учениками. Обучение грамматике легче будет даваться сильным ученикам. Поэтому учителю необходимо давать им более сложные упражнения и задания на тренировку данного грамматического правила. А слабым обучающимся нужно давать задания легче, на подстановку [23].
Но основной задачей учителя является конечно то, чтобы любой ученик смог овладеть данным грамматическим правилом. Существуют принципы введения грамматического материала:
• учителю следует сначала вводить признаки грамматического правила и только затем его основное содержание, он должен имитировать процесс чтения или диалога;
• учителю необходимо сразу сообщить все необходимые формы грамматической структуры, даже если сначала они встретятся только с некоторыми из них;
• учитель должен сразу же противопоставить материал другим формам, объяснив разницу. Указать отличия;
• учитель должен строить все свои объяснения, опираясь на текст, который также видят обучающиеся.
Обучающимся должен быть последовательно представлена ситуация с новыми грамматическими явлениями, ситуация с внешне сходными, но отличными по содержанию явлениями, ситуация, где различается несколько грамматических форм.
Рецептивный грамматический материал обычно сообщается учителем с помощью правил, алгоритмов, моделей или словоформы.
Ознакомление с новым грамматически материалом должен включать в себя презентацию материала, контроль понимания, первичные упражнения в распознавании данных грамматических структур.
Фрагмент для ознакомления
3
1. English at school. АЯ, 2019.
2. Thornbury Scott. How to teach Grammar. Longman, 2016. – 372 с.
3. Ur Penny. A course in language teaching. Practice and Theory. Cambridge: University Press, 2017. – 475 с.
4. Алексеева И.В. Ситуативные картинки на уроках английского языка. ИЯШ; 2016. – №6. – С. 29–31.
5. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. – М.: Высшая школа, 2017. – 269 с.
6. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Enjoy English. 6 класс. О.: 2019 – 200 с.
7. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: учебное пособие для пед. Институтов / И. Л. Бим. – М.: Просвещение, 2018. – 255 с.
8. Бородулина М.К., Карлин А.А., Лурье А.С. Обучение иностранному языку как специальности. – М.: Высшая школа, 2019. – 237 с.
9. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматики иностранного языка. ИЯШ. М.: Просвещение, 2018. – №5 – С.51–52
10. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун–тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: «Академия», 2016. – 336 с.
11. Колесникова И., Долгина О., A Handbook of English Russian Terminology for Language Teaching. Cambridge: University Press. Русско–балтийский информационный центр: БЛИЦ. Санкт – Петербург, 2017. – 429 с.
12. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. М.: Academia, 2016. – 264 с.
13. Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка. ИЯШ. М.: Просвещение, 2016.
14. Лизенин С.М., Денисова Л.Г. Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы // Иностранные языки в школе. – 2016 – №5. – С. 16–17.
15. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск: Вышэйшая школа, 2019. – 522 с.
16. Мерзляков С.В. Место и роль формирования грамматической компетенции при автономном обучении иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science–education.ru/ru/article/view?id=14295
17. Миньяр–Белоручев Р.К. Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык. ИЯШ. М.: Просвещение, 2019. – № 4 – с. 27–29
18. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / A.A. Миролюбов. – М.: Титул, 2017. – 464 с.
19. Миролюбова А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. – Обнинск: Титул, 2019. – 112 с.
20. Миролюбова А.А., Рахманова И.В. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 2017. – 210 с.
21. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – 9–е изд., стер. – Мн.: Вышейша школа, 2016. – 522 с.
22. Обучение иностранным языкам: метод. пособие для преподавателей, аспирантов и студентов [Текст] / тв. ред. М. К. Колкова; ред.: О. И. Трубицина, Ю. А. Комарова. – Санкт–Петербург : КАРО, 2018. – 320 с.
23. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 2019. – 324 с.
24. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – Изд–во «Русский язык». – 2018. – 278 с.
25. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царонова В.П. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.
26. Приложение к журналу ИЯШ. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки). «Методическая мозаика», 2018.
27. Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 2016. – 252 с.
28. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: «Просвещение», 2016. – 239 с.
29. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / В.М. Филатов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2016. – 416 с.
30. Чернина Л.Г. Из опыта использования учебных настольных игр при обучении грамматике. ИЯШ. М.: Просвещение, 2019.
31. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц / А.Н. Щукин. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2018. – 746, [6] с.; [150] фот.