Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена ролью и местом Великой Отечественной войны в современной истории Российской Федерации. Великая Отечественная война стала выдающейся страницей отечественной и мировой истории, показав величие советского народа и его героического подвига.
Актуальность темы подчеркивается также тем обстоятельством, что в последние десятилетия предпринимаются активные попытки пересмотреть историю Второй мировой войны, причины войны и вклад тех или иных народов и государств в окончательную победу над фашизмом. Со стороны стран Запада наблюдаются настойчивое стремление принизить роль советского народа и преувеличить вклад англо-американских союзников в победу над Германией. В этой связи сохранение подлинной истории Великой Отечественной войны и ее выдающихся страниц представляется важным элементом сохранения культурного и исторического наследия.
Одной из великих страниц Великой Отечественной войны является период блокады Ленинграда. Героизм ленинградцев, на протяжении более чем двух лет успешно отражавших атаки фашистских сил, является примером мужества и подвига советского народа во время Великой Отечественной войны.
Дорога жизни, связавшая блокадный Ленинград с остальной частью Советского Союза, стала ключевой транспортной коммуникацией, по которой осуществлялось снабжение города. В этой изучение особенностей функционирования и роли Дороги жизни для блокадного Ленинграда представляет собой безусловный научный и исторический интерес.
Объектом исследования является блокадный Ленинград
Предметом исследования является функционирование дороги жизни блокадного Ленинграда.
Целью исследования является изучение функционирования и роли дороги жизни блокадного Ленинграда.
Основными задачами работы являются следующие:
- рассмотреть особенности установления блокады Ленинграда;
- охарактеризовать формирование дороги жизни блокадного Ленинграда;
- проанализировать развитие дороги жизни блокадного Ленинграда;
- выявить значение дороги жизни для блокадного Ленинграда.
Методы исследования. Для решения поставленных в работе задач были использованы общенаучные методы, такие как сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция. Среди частных научных методов следует отметить историко-генетический метод, позволивший определить посредством последовательного хронологического анализа событий основные события, повлиявшие на формирование и развитие дороги жизни блокадного Ленинграда. Проблемно-хронологический метод позволил выделить основные аспекты функционирования дороги жизни блокадного Ленинграда.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
ГЛАВА 1. УСТАНОВЛЕНИЕ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА И ФОРМИРОВАНИЕ ДОРОГИ ЖИЗНИ
1.1. Особенности установления блокады Ленинграда
Начальный этап Великой Отечественной войны был наиболее тяжелым в истории Советского Союза. Наступление фашистской Германии и ее союзников велось одновременно по трем основным направлениям, на Москву, на Киев и на Ленинград.
Ленинградское направление стало одним из важнейших стратегических направлений, важной составной частью гитлеровского плана ведения войны против Советского Союза, плана «Барбаросса».
Директива №21, принятая в декабре 1940 года , предусматривала краткосрочную кампанию с быстрым захватом всех ключевых районов Советского Союза.
«Путем быстрого преследования должна быть достигнута линия, с которой русские военно-воздушные силы будут не в состоянии совершать налеты на территорию Германского рейха. Конечной целью операции является создание заградительного барьера против азиатской части России по общей линии Волга-Архангельск» .
На Ленинградском направлении план «Барбаросса» предусматривал возможность «наступать особо сильными танковыми и моторизованными соединениями из района Варшавы и севернее нее и раздробить силы противника в Белоруссии. Таким образом будут созданы предпосылки для поворота мощных частей подвижных войск на север, с тем чтобы во взаимодействии с северной группой армий, наступающей из Восточной Пруссии в общем направлении на Ленинград, уничтожить силы противника, действующие в Прибалтике. Лишь после обеспечения выполнения этой неотложной задачи, за которым должен последовать захват Ленинграда и Кронштадта, следует приступить к операциям по взятию Москвы как важного центра коммуникаций и военной промышленности» .
Первый этап войны был временем стремительного наступления сил Германии и ее союзников. В кратчайшие сроки были захвачены Белоруссия, Молдавия, Украина, а на северном направлении – одна за другой пали прибалтийские республики.
8 июля 1941 год пал Псков, и уже 10 июля 1941 года началась битва за Ленинград. Она стала самой продолжительной за всю историю Великой Отечественной войны. Битва за Ленинград была закончена 9 августа 1944 года, охватив почти 900 дней в истории героического населения города, продемонстрировавшая стойкость и мужество советского народа, его стремление к победе .
В период с июля по август на Ленинградском направлении продолжались тяжелые бои, которые постепенно вели к окружению и блокаде города. 30 июля 1941 года Гитлер отдал приказ окружить Ленинград и за счет блокады вынудить его к капитуляции. Определенным вкладом в замедление темпов наступления немецких войск и их союзников стали тяжелые бои на Смоленском направлении, которые привели к остановке немецкого наступления на Московском направлении, а также переброска сил на южное направление, вследствие чего советские войска вынужденно покинули Киев.
Между тем, разногласия между в то время начальником Генерального штаба Г.К. Жуковым и Верховным главнокомандующим И.В. Сталиным по поводу возможностей удержать Киев привели к отставке Г.К. Жукова и отправке его на фронт. В дальнейшем это сыграло важную роль в обороне Ленинграда, когда, после успешного проведения локального контрнаступления на Московском направлении и уничтожения опасного немецкого выступа на фронте в сторону Москвы Г.К. Жуков был откомандирован на Ленинградский фронт.
1.2. Формирование Дороги жизни
В условиях блокады Ладожское озеро выглядело наиболее доступным вариантом для обеспечения снабжения Ленинграда. У же в ноябре-декабре 1941 года были организованы пешие маршруты эвакуации населения из Ленинграда.
«Первыми о пешем способе выхода из осажденного города узнали и стали выполнять приказы командования военнослужащие, преподаватели, слушатели и курсанты военных учебных заведений Ленинграда» .
19 ноября 1941 года был издан специальный приказ об организации отдельной автотракторной дороги через замерзшее Ладожское озеро. Согласно приказу, суточный грузооборот должен составлять около 4 тысяч тонн. Автомобильное движение должно было открыться 25 ноября 1941 года, а 22 ноября 1941 года отрывалось пешее и гужевое движение .
Грузооборот по Дороге жизни не предусматривал изначально перевозку людей. Для обеспечения безопасности разрабатывался специальный оборонительный план, поскольку существовали риски проникновения в город диверсантов. Кроме того, требовалось обеспечить безопасность с воздуха, поскольку авиация гитлеровской Германии по-прежнему пользовалась превосходством над советской под Ленинградом.