Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сфера ФКиС делится на два компонента: профессиональный спорт и массовый спорт. В общей связи развития акцент всегда ставится на массовый спорт. Профессиональный спорт – это сфера деятельности федеральных и региональных органов государственной власти. Развитием массовой физической культурой занимаются органы местного самоуправления.
За последние годы мы почувствовали на себе повышенное внимание руководства страны к проблемам, имеющимся в области ФКиС.
В настоящее время, а особенно в период пандемии, в современных условиях развития России пристальное внимание предоставляется вопросам усиления и закрепления духовного и физического здоровья граждан, созданию и развития культа здорового образа жизни. В связи с этим, данный курс становится первостепенным в социальной политике, так, например, на данную проблему указывал в своих выступлениях сам президент Российской Федерации В.В. Путин.
В одном из своих выступлений Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Здоровье нации – важнейшая задача государства, без ее решения невозможно решать другие проблемы» [20].
В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации Владимир Владимирович отметил, что «приоритетная задача – склонить к занятиям физической культурой и спортом максимальное количество граждан, определить и закрепить в нашей большой стране ценности здорового образа жизни». Основной темой для дискуссии стала роль регионов и муниципальных образований в пропаганде здорового образа жизни и приобщении к 2024 году 55% населения страны в систематические занятия физической культурой [21].
В настоящее время в нашей стране разработана целая система управления ФКиС, в которой задействованы как федеральные, так и региональные и местные властные структуры. Постоянно совершенствуется взаимодействие государства с общественными организациями и профессиональными федерациями по различным видам спорта. Решающую организационную функцию в этом процессе выполняет Совет при Президенте России по ФКиС.
Однако состояние здоровья всех слоев населения России продолжает оставаться наиболее тревожным фактором во внутренней политике государства, требующим от него кардинальных решений, причем при активном участии самого населения. Поэтому для подготовки обоснованных предложений по улучшению управления физкультурно-оздоровительной работой с детьми и молодежью на муниципальном уровне, необходимо знать и разбираться как реально функционирует сложившаяся на сегодня система физической культуры и спорта в целом по России.
В этой связи возникает необходимость повышения эффективности управления сферой ФКиС, что означает наиболее рациональное использование имеющихся возможностей и затрачиваемых усилий для решения данных задач на территории отдельных муниципальных образований.
Объект исследования – процесс муниципального управления развитием ФКиС в городе Череповец.
Предмет исследования – тенденции муниципального управления развитием ФКиС в городе Череповец, проблемы и пути их решения.
Цель – изучить особенности муниципального управления развитием физической культуры и спорта, выявить проблемы и определить пути решения на примере города Череповец.
Необходимость достижения цели потребовала решения следующих задач:
– охарактеризовать сущность, определить роль и нормативно-правовое регулирование развития физической культуры и спорта в России;
– определить роль органов местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта;
– рассмотреть органы муниципальной власти, осуществляющие управление развитием физической культуры и спорта в городе Череповец;
– провести оценку муниципального управления развитием физической культуры и спорта в городе Череповец;
– выявить основные проблемы муниципального управления развитием физической культуры и спорта в городе Череповец;
– определить направления решения проблем муниципального управления развитием физической культуры и спорта в городе Череповец.
Материал и методика исследования. Анализ регулирующих цифровизацию нормативно-правовых актов и научных материалов, посвященных изучаемой тематике и статистические данные.
В ходе проведения исследования использовались такие общенаучные методы диалектики и анализа, как: обобщение, наблюдение, сравнение, группировка, системный подход, классификация, научная абстракция и др.
Структура курсовой работы. Работа включает введение, 3 главы, заключение, список используемых источников и литературы, приложение.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
1.1 Сущность, роль и нормативно-правовое регулирование развития физической культуры и спорта в России
Для изучения сферы развития физической культуры и спорта (далее – ФКиС) большое значение имеет понимание терминов. Самым многогранным является понятие «физическая культура».
На сегодняшний день имеется большое количество определений, множество которых отличаются друг от друга. Следует дать определение такому понятию как «культура».
Культура представляет собой человеческую деятельность в самых разных ее проявлениях, включающая в себя способы человеческого самовыражения и самопознания, в социальной сфере.
Исходя из этого, физическая культура – это составная часть культуры, включающая совокупность создаваемых ценностей и знаний в целях физического и интеллектуального развития способностей индивида и формирования здорового образа жизни, а также социальной адаптации путем физического воспитания.
К основным показателям состояния физической культуры в обществе относят:
– уровень физического развития населения;
– степень использования физической культуры в воспитании и образовании населения;
– развитие массового и международного спорта.
Основными элементами физической культуры выступают: физические упражнения, двигательная активность, физический труд, любительский спорт, активно-двигательные виды туризма, физический труд как одна из форм активного отдыха для лиц умственного труда и др.
До настоящего момента в российской научной литературе, нормативных документах закреплено традиционное представление о структуре физической культуры. С одной стороны, она рассматривается как деятельность массовая, с другой стороны деятельность элитарная, направленная на высшие достижения по видам спорта.
Так, нормативно-правовой базой управления в области физической культуры и массового спорта является Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 04.12.2007 г. [3] (далее – Закон о ФКиС).
В Законе о ФКиС указано, что спорт высших достижений – часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях. Деятельность спортсменов в сфере спорта высших достижений продолжается на протяжении всей жизни, в конечном итоге, многие спортсмены, становятся «профессионалами» в том или ином виде спорта.
Мелехин А.В. в своей работе «Менеджмент физической культуры и спорта» указал, что в существующей на данный момент структуре отраслей экономики, ФКиС сформировалась как основная часть отрасли «Здравоохранения, физическая культура и социальное обеспечение».
Вместе с тем В. Б. Мяконьков представляет ФКиС как составляющую экономической системы страны и подразделяет ее на категории:
– физическая культура и спорт как отрасль;
– физическая культура и спорт как сфера.
В Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. в статье 41 главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» закреплено право каждого гражданина России на охрану здоровья и медицинскую помощь. Более того, во втором пункте статьи 41 указано «В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию» [1].
В Федеральном законе от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4] указаны особенности развития ФКиС в образовательных организациях, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, а также перечень образовательных программ физической культуры и спорта. С целью развития школьного и студенческого спорта предусмотрены возможности по созданию школьных и студенческих спортивных клубов.
ФКиС напрямую направлены на укрепление здоровья граждан. Физическая культура призвана помочь организму здорового человека расширить возможности сохранять устойчивость и противостоять экстремальным факторам в процессе жизнедеятельности. Регулярные занятия разными видами спорта призваны защитить здоровье населения, поскольку способствуют продуктивному использованию свободного времени и отказу от курения, алкоголизма и других вредных привычек. Спорт является значимым фактором в жизни и современного социума в целом, и отдельного человека [11, с. 54].
Однако все более остро встает вопрос о дефиците ФКиС в жизни большой части населения, объясняющемся стремительным производственным прогрессом. В быту современного человека все меньше доля физического труда и все больше доля интеллектуального, эмоционального, психологического напряжения. Это, к сожалению, становится причиной постепенного снижения физической активности населения в России.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 17.11.2021).
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://vologdastat.gks.ru/ (дата обращения: 17.11.2021).
3. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 17.11.2021).
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2007. – № 276.
5. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.11.2021).
6. Постановление Череповецкой городской Думы от 08.08.2005 № 84 «Об Уставе города Череповца» (вместе с «Уставом города Череповца») [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW095&n=19884&dst=100002#FtAddpS4I5Y6rTMl (дата обращения: 17.11.2021).
7. Постановление мэрии города Череповца от 28.10.2021 № 4150 Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Череповце» на 2022-2024 годы [Электронный ресурс]. – URL: https://mayor.cherinfo.ru/decree/117769-postanovlenie-merii-goroda-cerepovca-ot-28102021-no-4150-ob-utverzdenii-municipalnoj-programmy-razvitie-fiziceskoj-kultury-i-spo (дата обращения: 17.11.2021).
8. Решение Череповецкой городской Думы от 29.09.2009 № 106 «О Положении о комитете по физической культуре и спорту мэрии города Череповца» [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/20353173/ (дата обращения: 17.11.2021).
9. Решение Череповецкой городской Думы от 06.12.2016 № 242 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Череповца до 2022 года «Череповец - город возможностей» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW095;n=136130#oRPddpSYH9RCxoGO2 (дата обращения: 17.11.2021).
10. К вопросу развития физической культуры и спорта муниципального образования / Б. В. Дагбаев, Н. Б. Дагбаев, М. Б. Дагбаев, Я. Н. Намсараева // Перспективы науки. – 2020. – № 2(125). – С. 95-97 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42813319 (дата обращения: 17.11.2021).
11. Моисеев А.Д. К вопросу о развитии физической культуры и спорта в муниципальном образовании / А.Д. Моисеев, А.С. Шурупова // Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы: сборник научных статей 19-й Международной научно-практической конференции. В 5-ти томах, Курск, 25 июня 2020 года. – Курск: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2020. – С. 54-59 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43786764&selid=43786777 (дата обращения: 17.11.2021).
12. Пашутин А.А. Основы организации спортивных мероприятий на территории муниципального образования / А.А. Пашутин, Н.А. Ушакова // Современные научно-методологические тенденции развития спортивной индустрии: материалы научного семинара кафедры менеджмента и экономики спортивной индустрии им. В.В. Кузина, Москва, 14 октября 2020 года. – М.: ФГБОУ ВС «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)», 2020. – С. 171-175 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44386459 (дата обращения: 17.11.2021).
13. Садчиков А.К. Проблемы развития физической культуры и спорта в муниципальных образованиях / А.К. Садчиков, В.А. Балукова // Инновационные технологии и технические средства специального назначения: Труды тринадцатой общероссийской научно-практической конференции. В 2 т., Санкт-Петербург, 16–20 ноября 2020 года. – Санкт-Петербург: Балтийский государственный технический университет "Военмех", 2021. – С. 70-71 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45728350 (дата обращения: 17.11.2021).
14. Цыбульская Л.А. Основы местного самоуправления и развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании / Л.А. Цыбульская, В.В. Глебов // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: сборник научных трудов / Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»; ФГАОУ ВО «Северо – Кавказский федеральный университет». – Севастополь: ООО «РИБЕСТ», 2020. – С. 345-349 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44379451 (дата обращения: 17.11.2021).
15. Чипов А.Х. Физическая культура и массовый спорт как фактор устойчивого развития муниципальных образований / А.Х. Чипов, А.А. Татарканов, А. Б. Сохов // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 4(39). – С. 380-383 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44079373 (дата обращения: 17.11.2021).
16. Доклад Е.В. Германова, мэра города Череповца о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2020 год и их планируемых значениях на 3-летний период год [Электронный ресурс]. – URL: https://st.cherinfo.ru/pages/2021/08/11/doklad-mera-goroda-za-2020-god.pdf (дата обращения: 17.11.2021).
17. Заболеваемость населения по основным классам болезней [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13721 (дата обращения: 17.11.2021).
18. Отчет мэра города Череповца о результатах своей деятельности и деятельности мэрии города за 2020 год [Электронный ресурс]. – URL: https://st.cherinfo.ru/pages/2021/05/13/otcet-mera-resenie-77itog.pdf (дата обращения: 17.11.2021).
19. Путин назвал здоровье нации важнейшей задачей государства [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/20181116/1532964524.html (дата обращения: 17.11.2021).
20. Ставка на спорт: физкультура в России становится модной [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gazeta.ru/sport/2019/09/20/a_12663667.shtml (дата обращения: 17.11.2021).
21. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области [Электронный ресурс]. – URL: https://vologdastat.gks.ru/ (дата обращения: 17.11.2021).