Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Управленческая наука является достаточно сложной и трудной дисциплиной. Процессы управления с каждым годом усложняются. Управленческая теория, как любая наука, структурирует явления, определяет закономерности и определяет причинные связи между ними.
На основе этого создаются выводы для реализации управления на практике. Также даются рекомендации, чтобы развивать управление.
Любой управленческий процесс является не только наукой. Это, прежде всего, искусство, так как при каждом своем решении руководитель основывается не только на научных результатах, но и на своей интуиции. Управленец также принимает решения в обстоятельствах ограниченных временных ресурсов, финансовых и др.
Объектом любой науки является то, на что нацелен процесс исследования, а предметом является сторона, отношения, составляющие объекта .
Проблема мотивации персонала организации приобретает важное значение, поскольку решение задач, которые стоят перед обществом в условиях кризиса, возможно лишь при условии создания надлежащей мотивационной системы, способной побудить персонал организации к эффективной деятельности .
Исходя из этого, важным условием эффективной деятельности организации является создание действенного, адаптивного к новым требованиям механизма мотивации труда персонала. В развитых зарубежных странах уже давно и постоянно культивируют мотивационную идеологию, разработали теорию мотивации и методические подходы к ее управлению. С развитием рынка в социуме все более осознается важность перехода от парадигмы авторитета советского периода к другой парадигме. Поэтому идеи школы психологии и идеи Мэйо, сформулированные в итоге Хотторнского эксперимента, крайне актуальны .
Целью данной работы является рассмотрение характеристики и значение школы психологии и человеческих отношений.
Задачи:
- охарактеризовать необходимость принятия важности человеческого фактора в управлении: эволюция подходов;
- изучить Хоторнские эксперименты и возникновение термина «человеческие отношения»;
- проанализировать критику школы «человеческих отношений»;
- изучить концепции, продолжающие школу «человеческих отношений».
Объект исследования – школа «человеческих отношений». Предмет исследования – применение идей школы «человеческих отношений» в современном управлении.
Глава 1 Появление школы психологии и человеческих отношений
1.1 Необходимость принятия важности человеческого фактора в управлении: эволюция подходов
Вообще, управление стало изменяться 4-5 тыс лет назад, когда стали формироваться рабовладельческие древневосточные государства.
В Шумере, Египте и Аккаде священники постепенно становились «менеджерами». Религиозные принципы переформатируются. Если раньше боги требовали жертв, то теперь боги были не нужны. Богам приносились жертвы-символы – скот, масло, деньги и изделия ремесленного производства.
Следующей управленческой революцией являлся период Старовавилонского царства. Жестко централизованная структура хозяйственной организации стала сменяться структурой контроля со стороны государства, регламентацией деятельности в области экономики. Важную роль приобрел кодекс Хаммурапи, регулировавший отношения между различными группами общества. Была создана структура администрирования.
Следующей революцией в управлении являлась производственная и строительная революции. Царь Навуходоносор II являлся талантливым полководцем, строителем. Он был прекрасным организатором, благодаря ему были внедрены управленческие подходы. Технологические новшества были внедрены в структуру производственного контроля. Так стали появляться эффективные методы управления, стал производиться контроль качества продукции.
Революция индустриального характера помогла развивать капитализм в Европе. Это инициировало то, что в XVIII–XIX вв. к новой революции капитал как собственность дифференцировался от капитала как функции.
В конце ХIХ – начале ХХ в. стали особенно ценны менеджеры-открыватели.
В 1886 г. Генри Р. Таун высказал идею, что менеджмент является областью изучения, равной по важности инженерному делу, и требует разработки научной дисциплины, в рамках которой накопленный опыт систематизировался бы в принципы и теории. Данный факт являлся ответом на потребности развития промышленности. Последняя становилась массовой. Становился массовым сбыт, была направленность на рынки большей емкости, на организацию в крупных масштабах в виде огромных корпораций и акционерных обществ. Огромные компании испытывали острую потребность в том, чтобы рационально организовывать труд и производство, менеджеров и работников согласно научным принципам, нормам и стандартам . Можно далее выделить важнейшие концепции, на основе которых внесен последующий существенный вклад в развитие теории и практики менеджмента.
В 1911 году Фредерик Уинслоу Тейлор выпускает книгу «Принципы научного управления», которая послужила началом этапа развития управленческой школы как науки. Ф. Тейлор хотел организовать труд по определенным формулам, законам и правилам, которые бы заменили личные суждения работников. Для обычного работника, по мнению Ф. Тейлора, производственный процесс в целом труден в понимании, и тем более, работнику сложно понять, насколько сложен и многогранен процесс производственного управления. Это еще более подчеркивало необходимость существования законов в управленческой деятельности руководителя.
Структурно система Тейлора представляет собой совокупность методов, направленных на повышение производительности и интенсивности труда, включая: организацию и нормирование труда, управление производственными процессами, подбор и расстановку кадров, оплату и стимулирование труда, и др.
Представители школы научного управления и административной школы понимали значение человеческого фактора, но отводили ему второстепенную роль, ограничиваясь рассмотрением экономического стимулирования, справедливой оплаты труда и установлением формальных функциональных отношений. Тейлор рассматривал возможности рабочего как само собой разумеющиеся и считал главным – приспособить человека к машине.
В период зарождения и становления школы научного управления и административной школы психология находилась в зачаточном состоянии. Кроме того, исследователи управления предприятием никак не связывали управление с психологией. Один из недостатков школы научного управления и классической школы заключался в том, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации.
1.2 Э. Мэйо – основатель школы человеческих отношений
Джордж Элтон Мэйо родился в Аделаиде, столице Южной Австралии, в 1880 г. Дед Элтона по линии отца являлся лучшим хирургом Южной Австралии, членом совета Королевского хирургического института. Отец Элтона не добился такого признания как эксперт, но был успешен в торговле недвижимостью. Это давало возможность жить его семье достаточно обеспеченно. Обучением Элтона сначала занималась гувернантка, а в 12 лет Мэйо начал учиться Queen's School в Северной Аделаиде. С 1896 по 1898 Элтон занимается в частном заведении - St. Peter's College, где учились юноши-христиане .
Рисунок 1 – Э. Мэйо
Родители Мэйо давали своим детям хорошее образование. Элтон решил заниматься медициной. В 1899 г. он поступает на медицинский факультет университета Аделаиды. Уже на первом курсе он становится одним из лучших студентов факультета. Но проваливает экзамены на втором курсе. После Элтон едет в Шотландию, где он продолжает изучать медицину в университете Эдибурга. В 1901 г. он поступает в небольшую школу медицины при госпитале святого Георгия в Лондоне. Здесь сдаются экзамены на лечебном и хирургическом отделении. Но уже спустя 2 года он перестает интересоваться медициной и он продолжает учиться, чтобы не расстраивать родителей .
В конце 1903 года он прекращает заниматься медициной и говорит с отцом относительно своего будущего. Он поступает на службу в горнорудную компанию Ashanii Mining Company, которая занималась золотодобычей в Обуасси в Западной Африке. В каком-то смысле Мэйо являлся «продолжателем» приключенческой жизни отца и деда. Но по состоянию здоровья Элтон был вынужден вернуться в Англию весной 1904 года. В 1905 г. он приезжает в Южную Австралию и становится совладельцем небольшой издательской компании. В 1907 г. Элтон начинает занятия в университете. Упор он делает на изучение философии и психологии. После окончания университета он посвящает себя академической карьере и устраивается преподавателем логики, психологии и этики в университете Брисбейна. Как преподаватель Элтон был экспертом на высшем уровне. После он переходит на философское отделение и женится .
В 1919 г. он публикует монографию «Democracy and Freedom» («Демократия и свобода»), в которой рассматривает политические проблемы общества индустриального типа, где критикую современную систему представительной демократии, которая базируется на принципе партийности. Основываясь на теорию психоанализа, Мэйо говорит о том, что политики стимулируют страхи людей из подсознания, привязывают их с проблемами индустриального общества и после предлагают способы решения данных проблем. Как и в других своих произведениях, Мэйо находит элементы, которые бы интегрировали части социума, а не делили его на куски. По мнению Мэйо, политика правительства с искусственным стимулированием конфликтов часто инициирует усиление расслоения в социуме и не решает проблему восстановления баланса в обществе и личной автономии. Чтобы демократия была полезной и нужной, важно определенное политическое воспитание и руководство, при помощи которого иррационализм и предрассудки бы уступали место рационализму и пониманию реальности. Неприятие любого вида процессов, которые связаны с ситуациями конфликта в политике, нацеленность на достижение баланса в обществе становятся главными в трудах Мэйо. К примеру, в своем эссе «Modernization of a Primitive Community» («Модернизация примитивного общества»), (1947 г.) Мэйо говорит о том, что социум представляет собой систему, где кооперация – основа понимания и желания работать вместе .
Тем не менее, работа в Брисбейне не приносила Мэйо внутренней удовлетворенности. Элтону не нравился и климат субтропиков. Мэйо постоянно думал об Англии, Австралии. В конце 1921 г. Мэйо берет отпуск на год и проводит несколько месяцев в Мельбурне. После он отправляется в Штаты и в августе 1922 года едет в Сан-Франциско.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алавердов А. Р. Управление персоналом. — М.: Market DS, 2017. — 302 с.
2) Берри Л. Л., Практика управления Mayo Clinic. Уроки лучшей в мире сервисной организации. — Москва : Манн, Иванов и Фербер : Эксмо, 2015.
3) Берри Л. Л., Легендарная клиника Мэйо : уроки лучшей в мире сервисной организации. — Москва : Манн, Иванов и Фербер : Эксмо, 2013. — 380 с.
4) Бойко Ю. П., Применение гибридной модели мотивации для управления персоналом медицинских учреждений // Управление персоналом. — 2005. — N 17. — С. 38-41.
5) Бурганова Л. А., Элтон Мэйо: теоретик и практик управления: Монография. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. — 111 с.
6) Волков Ю. Г., Мостовая И.В. Социология. / Под ред. В. И. Добренькова. – М: Юнити, 2018
7) Гиллеспи. R, Дж.Э. Мэйо Классики менеджмента: Энциклопедия Под ред. М. Уорнера. - СПб., 2001.
8) Гоноболин Ф.Н. Психология /– М.: Просвещение, 2017
9) Давыдов С., Предельная привлекательность работы: понятие и измерение // Общество и экономика. — 2011. — N 8/9. — С. 228-246.
10) Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика. — Санкт-Петербург: Речь, 2018. — 317 с.
11) Жигач, А. Какие ошибки допускают руководители из поколения Y. Портал «Деловой Петербург», 04.07.2016. URL: https://www.dp.ru/a/2016/07/03/Molodie_lvi (дата обращения: 19.11.2021).
12) Золотарева Т. Ф., Модели управления и профессионализм кадров как основной капитал социальной работы // Социальная политика и социология. — 2004. — N 2. — С. 12-21.
13) Иванова С. В. Развитие потенциала сотрудников: профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. — М.: Альпина Паблишерз, 2019. — 278 с.
14) Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник. – М.: БЕК, 2017
15) Комаров М.С. Введение в социологию. – М.: Наука, 2017
16) Макклелланд Д. Мотивация человека / – СПб: Питер, 2007
17) Матвеева А., Сто лет совершенства // Эксперт. — 2014. — № 29. — С. 74.
18) Маслоу А.Г. Мотивация и личность/ – СПб: Питер, 2012 – 352 с.
19) Понуждаев Э. А., Организационное поведение и управление конфликтами // Практика международного бизнеса. — 2005. — N 4. — С. 102-118.
20) Психологические эксперименты// https://4brain.ru/psy/experimenty.php
21) Федорова Н. В. Управление персоналом организации. – М.: КноРус, 2018 - 531 с.
22) Шкредов А., Теория М. Вебера и тенденции оформления современной бюрократии // Государственная служба. — 2009. — N 4. — С. 96-98.
23) Argile. M. The Relay Assembly Test Room in Retrospect / Occupational Psychology. - 1953. - Vol. 27.-P. 98-103.
24) Acker, J., Van Houten. D.R. Differential Recruitment and Control: the Sex Stincturing of Organizations .7 Administrative Science Quarterly. 1974. Vol. 19. R 152-163.
25) Blau. P. Bureaucracy in Modern Society. - N.Y., 1961
26) Carey, A. The Hawthorne Studies: A Radical Criticism 7 American Sociological Review. - 1967.-Vol. 32.- P. 403-416.
27) Dickson W.J. Procedure in Establishing Bank Wiring Test Room. Микрофильм записи эксперимента по исследованию отношений в промышленности, проведенного компанией «Western Electric» на заводе «Hawthorne Works», Хоторн, Иллинойс. Коллекция Хоторнских экспериментов. Гарвардская школа бизнеса, Бостон.
28) Drucker P.F. Adventures of a Bystander. N.Y., 1979.
29) Franke. R.H.. Kaul. J.D. Hawthorne Experiments: First Statistical Interpretations American Sociological Review. - 1978. - Vol. 43. -No. 5.-P. 623-643.
30) Gartman. D. Postmodernism: The Cultural Logic of Post-Fordism The Sociological Quarterly. -1998.-Vol. 39.-No. 1.
31) Gillespie R. Manufacturing Knowledge: A History of the Hawthorne Experiments. Cambridge, 1991. Р. 75.
32) Greenwood R.G., Balton A.A., Greenwood R.A. Hawthorn a Half Century Later: Relay Assembly Participants Remember (Appendix A) // Journal of Management. 1983. Vol. 9. P. 229-230.
33) Elton Mayo//https://historyandphilosophyinqueensland.com/queensland-thinkers/intellectuals-and-thinkers/world-war-thinkers/elton-mayo/
34) Hare A.P. Small Groups. New York, 1956
35) Homans G.C. The Human Group. New York, 1950
36) Kerr, С., Fisher, L.H. Plant Sociology: The Elite and the Aborigines /7 Komarovsky M. (ed.). Common Frontiers of the Social Sciences. - Glencoe, IL: Free Press. 1957. - P. 281-308.
37) Landsberger, H.A. Hawthorne Revisited. -Ithaca: Cornell University, 1958.
38) McGregor D. The Human Side of Enterprise. Har-mondsworth: Penguin Books, 1987.
39) Maslow А. Motivation and Personality. New York, 1954
40) Mayo, G.E. The Social Problems of an Industrial Civilization. - L., 1949.
41) Mayo, G.E. The Human Problems of an Industrial Civilization. - Boston: Harvard University Press. 1946.
42) Pennock G. Industrial Research at Hawthorn // The Personnel Journal. 1930. Vol. 8. Р. 296.
43) Roethlisberger. F.J., Dickson. W.J. Management and the Worker. - Cambridge. 1939.
44) Roethlisberger,F.J. Management and Morale.-Cambridge: Harvard University Press. 1941.
45) Roethlisberger, F. Criticism of Mayo and the Harvard Group, Classified into Five Categories for Purposes of Discussion (mimeographed). - 21 Feb. 1950. - FJR. Baker Library, Harvard University.
46) Whitsett. D.A., Yorks. L. From Management Theory to Business Sense: The Myth and Realities Of People at Work. - N.Y.: Amacom. 1983.
47) Wren. D.A. The Evolution of Management Thought.-N.Y., 1987.
48) Wren D.A. The Evolution of Management Thought. N.Y., 1972.
49) Zaleznik. A. The Promise of Elton Mayo. Foreword / Trahair R. The Humanist Temper: The Life and Work of Elton Mayo. - New Brunswick: Transaction Books, 1984. - P. 1-13.