Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Активные дискуссии о месте и роли прокуратуры в России, начавшись с 80-х годов прошлого столетия, продолжаются и по сей день. По-прежнему наблюдаются разногласия в главном вопросе, касающемся сущности прокуратуры и ее основных функциях. В связи с этим, продолжается поиск концептуальной модели функционирования российской прокуратуры. Стоит отметить, что при любых реформах общественного и государственного устройства потребность в деятельности органов прокуратуры остается на высоком уровне, что и определяет повышенную значимость и актуальность исследований их надзорной и иных функций.
Особое место Прокуратура РФ занимает в сфере уголовного судопроизводства. Функция уголовного преследования принадлежит прокуратуре. Прокурор поддерживает обвинение на судебных стадиях уголовного судопроизводства и осуществляет надзорную деятельность на стадии предварительного расследования. Несмотря на то, что в настоящее время деятельность прокуратуры довольно детально урегулирована федеральным законодательством и принятыми в соответствии с ним Приказами Генерального Прокурора РФ, в практической деятельности прокуроров все еще существует ряд проблем.
Объект исследования - Прокуратура РФ.
Предметом исследования выступает деятельность Прокуратуры РФ.
Практическое и научное значение проведенного исследования заключается в том, что внесение определенности в дискуссионный вопрос о месте и роли прокуратуры в государственно-правовой системе Российской Федерации будет способствовать выработке новых подходов к организационному построению органов прокуратуры, более четкой конкретизации целей и задач ее деятельности, уточнению компетенции, что в конечном итоге позволит повысить эффективность прокурорского надзора и окажет позитивное влияние на процесс укрепления законности в стране в целом.
Широко известны по данной проблематике работы С.С. Алексеева, М.И. Байтина, В.И. Баскова, В.Г. Бессарабова, P.C. Болдыревой, И.И. Бушуева, Н.В. Витрука, В.Е. Гулиева, В.М. Горшенева, Ю.П. Еременко, В.Н. Карташева, С.Г. Кехлерова, М.К. Кислицына, Б.С. Эбзеева и многих других авторов.
Цель исследования – изучить функции прокуратуры в Российской Федерации.
Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:
исследовать место и роль Прокуратуры РФ в системе органов государственной власти;
рассмотреть систему и структуру органов Прокуратуры РФ;
раскрыть принципы организации и деятельности Прокуратуры РФ;
представить нормативно-правовые основы деятельности Прокуратуры РФ;
охарактеризовать основные функции органов российской Прокуратуры;
определить механизм осуществления деятельности органами Прокуратуры в РФ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Место и роль Прокуратуры Российской Федерации в системе органов государственной власти
В каждом государстве есть организация, которая контролирует соблюдение прав гражданина. В нашей стране эти задачи возложены на систему Прокуратуры.
Россия – демократическое государство, заинтересованное в защите прав, строгом соблюдении Конституции . Прокуратура играет ключевую роль в этом процессе. Правомерная деятельность прокуроров закреплена Федеральным законом № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. Конечная цель работы – соблюдение всеми представителями власти конституционных прав людей. Человек должен быть уверен в том, что его интересы находятся под защитой государства. Если права нарушаются, гражданин всегда может обратиться за помощью в компетентную структуру. Она не только восстанавливает права, но и гарантирует защиту от посягательств на личную свободу.
В соответствии со ст. 1 указанного закона Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Например, К. Бегалиев пришел к выводу, что представление об органах прокуратуры, соединяющих две функции – обвинительную и надзорную, - как о структуре контрольной власти, является совершенно оправданным. В Конституции 1993 г. положения, касающиеся прокуратуры (ст. 129), были включены в главу 7 «Судебная власть». На данном основании некоторые исследователи полагали, что ее следует относить к органам судебной власти. Такая позиция, однако, противоречит Конституции, согласно которой судебную власть в стране осуществляют лишь суды (ст. 118). Прокуроры, согласно процессуальному законодательству Российской Федерации, принимают участие в рассмотрении дел судебными органами, опротестовывают приговоры, определения, постановления и решения судов, противоречащие закону, что прямо предусматривается ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ». Главная функция прокуратуры в обозначенном направлении – содействие правосудию. Следует отметить, что прокуратурой не осуществляется надзор в судебном заседании и в целом, за судебными органами, поскольку суды не входят в перечень поднадзорных прокуратуре субъектов и являются независимыми. Прокуратура принимает участие во всех видах судопроизводств, закрепленных в ст.118 Конституции РФ.
С момента принятия Конституции Российской Федерации прошло уже более двадцати пяти лет, и, тем не менее, дискуссии по вопросу места и роли прокуратуры в системе органов государственной власти продолжаются до сих пор. В Конституции России чётко не установлены полномочия прокуратуры, не дано определение прокуратуры как органа государственной власти. 95 № 6 Важным шагом на пути к определению места прокуратуры, её статуса стало принятие Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» .
Особый интерес представляет проект Закона РФ о поправке к Конституции РФ, подписанный Президентом РФ 4 марта 2020 года. В соответствии с этими изменениями вновь усиливаются полномочия Президента РФ: теперь Генеральный прокурор РФ, его заместители, прокуроры субъектов и специализированных прокуратур будут назначаться Главой государства после консультаций с Советом Федерации, который ранее назначал руководителя системы прокуратуры.
Взаимоотношения с исполнительной властью определяются посредством:
выполнения общей функции борьбы с преступностью. При осуществлении этой деятельности Правительство РФ не может не опираться на прокуратуру, которая, несомненно, является одним из важнейших правоохранительных органов в стране. Со своей стороны, прокуратура нуждается в помощи Правительства РФ при осуществлении функции надзора за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти;
участия сотрудников прокуратуры в работе Правительства РФ, исполнительных органов власти субъектов РФ, министерств и ведомств;
надзора за деятельностью исполнительных органов и деятельностью должностных лиц этих органов.
Для обоснования тезиса о принадлежности Прокуратуры РФ к исполнительной ветви власти необходимо рассмотреть мнения учёных по данному вопросу. Н.В. Григорьева утверждает, что она должна быть отнесена к органам исполнительной власти, возможно, ввиду обладания некоторыми признаками и полномочиями, свойственными исполнительным органам.
По мнению Н.П. Кирилловой, Прокуратура РФ является «подсистемой исполнительной власти, тяготеющей к сфере исполнительной власти главы государства», объясняется это преимущественно характером выполнения прокуратурой своих функций, связанных в основном с исполнительной властью. Совместные согласованные действия прокуратуры как самостоятельного государственного института и исполнительной власти необходимы для реализации общих задач, стоящих перед этими органами. Стоит учитывать, что максимально эффективного исполнения законов можно будет добиться лишь при гармоничном взаимодействии органов прокуратуры, осуществляющих надзор за исполнением законов многочисленными контролирующими структурами исполнительной ветви власти, и органов исполнительной власти, осуществляющих в пределах своих полномочий контрольную деятельность.
Таким образом, Прокуратура РФ не относится к исполнительной ветви власти, так как предметом её надзора является, в том числе, деятельность органов исполнительной власти, но, тем не менее, она обладает некоторыми общими с ней признаками: структурой и системой, отличной от судебной и законодательной власти; правом на применение принуждения; определённой самостоятельностью при осуществлении своей деятельности; их деятельность носит подзаконный характер.
С судебной ветвью власти прокуратура взаимодействует путём: а) участия прокуроров в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных федеральными законами и процессуальным законодательством РФ (ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Прокурор является участников уголовного , гражданского, административного и конституционного судопроизводства. б) в соответствии с п. 5 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре» Генеральный прокурор РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ в соответствии с законодательством РФ, а в соответствии со ст. 39 данного Федерального закона, Генеральный прокурор вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ. в) с Конституционном Судом РФ прокуратура взаимодействует путём направления Генеральным прокурором РФ обращения по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (п. 6 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре»). Стоит отметить, что прокуратура РФ не указана в числе субъектов, уполномоченных обращаться в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности нормативных правовых актов (ст. 125 Конституции РФ). Тем не менее, Конституционный суд в одном из своих постановлений установил возможность для руководителя системы прокуратуры РФ обращаться в Конституционный суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ .
Прокуратура РФ – орган судебной власти. Многие считали именно так до внесения изменений в Конституцию РФ в 2014 г., но, конечно же, отнесение прокуратуры к судебной власти представляется ошибочным. Подтверждала это и А.В. Ендольцева, который, размышляя о дефектах в конституционном праве, считал размещение норм о прокуратуре в главе 7 Конституции РФ ошибочным,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования от 01.07.2020 // официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст.4532.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru.
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях [Текст]: Федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. – 2002. – 5 января.
5. Уголовный Кодекс Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 13.06. 1996 №63-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Российская газета. – 1996. – 20 июня.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. – 2001. – 25 декабря.
7. О прокуратуре Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-I // Российская газета. – 1992. – 25 января.
8. О системе государственной службы Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Российская газета. – 2003. – 5 июня.
9. Об оперативно-розыскной деятельности Федерации [Текст]: Федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Российская газета. – 1995. – 20 августа.
10. О полиции [Текст]: Федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – №7. – Ст.900.
11. О Верховном Суде Российской Федерации Федеральный [Текст]: конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ « « // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
II. Основная и специальная литература:
12. Агамов Г.Д. Практикум по прокурорскому надзору и методические рекомендации [Текст] / Г.Д. Агамов, А.К. Романов. – М.: Дело, 2018. – 160 c.
13. Агутин А.В. Организация прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела [Текст] / А.В. Агутин, Г.Л. Куликова, А.Н. Агеев. – М.: ИЛ, 2018. – 202 c.
14. Бегалиев К. Прокурорский надзор за расследованием дел о преступлениях несовершеннолетних [Текст] / К. Бегалиев. – М.: Юридическая литература, 2019. – 868 c.
15. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор [Текст] / А.Ю. Винокуров, К.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров. – М.: Юрайт, 2018. – 432 c.
16. Григорьев В. Прокурорский надзор [Текст] / В. Григорьев, А. Победкин, В. Яшин. – М.: Эксмо, 2017. – 496 c.
17. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор [Текст] / Н.В. Григорьева. – М.: РИОР, 2016. – 345 c.
18. Ендольцева А.В. Прокурорский надзор зарубежных стран: учебник [Текст] / А.В. Ендольцева. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 668 c.
19. Капинус О.С. Прокурорский надзор в 2-х томах: учебник [Текст] / О.С. Капинус. – М.: Юрайт, 2019. – 502 c.
20. Кириллова Н. П. Прокурорский надзор [Текст] / Н.П. Кириллова. – М.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2017. – 280 c.
21. Кириллова, Н. П. Прокурорский надзор [Текст] / Н.П. Кириллова. – М.: СПбГУ, 2019. – 280 c.