Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня растет число подростков с девиантным поведением. К сожалению, сложная социальная ситуация в стране, тяжелый экономический кризис, а так же массовое увлечение подростков Интернетом ведет к тому, что на подростков буквально наваливаются образцы девиантного поведения.
В подтверждении этих слов можно привести пример череды расстрелов одноклассников устроенных подростками. Ужас ситуации состоит в том, что сегодня МВД фиксирует увеличение числа преступлений совершаемых именно подростками.
При этом большинство из этих преступлений могло бы вообще не состояться при условии проведения, как школой, так и семьей и государством активной политики по профилактике и предотвращению девиантного поведения. Однако здесь нужно отметить, что психологи и педагоги считают подростковый возраст кризисным и тяжелым.
В этот период ребенок постепенно начинает взрослеть. Он пытается быть взрослым, но при этом по-прежнему остается ребенком. В этот момент важно поддерживать ребенка, но также важно помочь ему сформировать ряд основополагающих характеристик.
Исследованность данного вопроса остается довольно спорной. Дело в том, что работы многочисленные классиков социологии и психологии раскрывают общую суть вопроса развития или формирования девиантного поведения подростка. Современные исследователи данного направления ограничены в своих исследованиях влиянием на развитие подростка со стороны Интернета, СМИ и т.д.
При этом нет исследований, посвященных оценке величины и влияния на развитие личности подростка отсутствия полноценной межличностной коммуникации, адекватных и понятных подростку референтных личностей и т.д. Еще одной практически не рассматриваемой проблемой воспитания современных подростков является отсутствие полноценной идеологической работы с детьми.
Более того можно утверждать, что в школе или училище не проводится работы по организации внеурочной деятельности. До эпохи пандемии подобного рода работа проводилась классными руководителями практически по своему усмотрению. Родительский комитет каждого класса выделял денежные средства на отправку подростков в интересные и нужные экскурсии, походы и т.д.
Сегодня государство пытается решить данную проблему путем создания единой социальной политики и идеологии. С этой целью создается, например патриотическое общество «Юнармия». Однако это пока что довольно однообразное направление, которое скорее касается подготовки молодых людей к службе в армии.
В данном случае нужно говорить о создании общей доктрины, которая должна обезопасить всех подростков от девиантного поведения.
Цель исследования – выявить особенности девиантного поведения подростков в современной России.
Объект исследования – девиантное поведение.
Предмет исследования – девиантное поведение подростков в современной России.
Задачи исследования:
1. Дать определение девиантному поведению.
2. Дать характеристику девиантному поведению подростков.
3. Выявить особенности исследования девиантного поведения подростков.
4. Провести социологическое исследование девиантного поведения подростков в современной России.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
Методы исследования – анализ, синтез, сравнение.
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие о девиантном поведении подростков
Девиантное поведение (от англ. deviation – отклонение) – социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя. Девиантное поведение – это совершение поступков, которые противоречат правовым или нравственным нормам поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция [4].
Итак, другими словами можно сказать, что суть девиантного поведения заключается в том, что человек производит действия отрицаемыми в данном обществе. Действия девианта не просто не приветствуются, они по своей сути входят в конфликт с установленными правилами, традициями, обычаями, законами и т.д.
Сегодня существует теория объясняющая возникновение девиантного поведения именно в подростковом возрасте. Согласно этой теории молодой человек становится девиантом по причине разрушения общественно желательных связей в окружении подростка. В частности, речь идет о нарушении гармоничных связей в семье, школе и круге значимых личностей подростка. Какое-то время подросток будет пытаться сопротивляться десоциализации. В случае, если подростку не будет оказана психологическая помощь и общественная поддержка установленный механизм социализации приведет ребенка на путь полной асоциализации.
Первым девиантное поведение начал изучать Э. Дюркгейм [19].
Он связывал такое поведение с факторами социальной структуры. Социологическое объяснение девиации принимает во внимание социальные и культурные факторы, которые определяют отклонение. Э. Дюркгейм выделил явление, которое он назвал аномией: состояние отсутствия норм. Суть явления заключается в том, что человек не может выбрать модель поведения по причине того, что он не знает что такое хорошо, а что плохо. Дюркгейм подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регулировании жизни людей.
В рамках этой теории выделяются работы таких ученых, как Р.К. Мертон, Т. Парсонс, Г. Беккер, Э. Лемерт, Ж.-Н. Фишер.
Р. Мертон представил аномию как результат конфликта или несоответствия между культурой и социальной структурой, нормальными правовыми средствами и стимулом к поиску новых (незаконных) способов удовлетворения потребностей [19].
Т. Парсонс объясняет появление девиантных мотивов несоответствия ожиданиям. Он рассматривает поведение молодых людей в свете концепции аномии, т.е. состояния, в котором ценности и нормы не являются более четкими индикаторами хорошего поведения или теряют свое значение [19].
Г. Беккер считал, что отклонение – это не свойство самого поступка, а, скорее, последствия применения таких норм и санкций, посредством которых лицо маркируется как отклоняющееся. Он утверждал, что определенная степень ненормальности (или ненормальности) имеет место в любом обществе из-за несовершенной социализации, внутренних конфликтов и инноваций [19].
Таким образом, можно сделать вывод, что западные ученые считали девиантное поведение с одной стороны опасным, а с другой полезным. Оно позволяло «встряхнуть» общество. Оно могло способствовать развитию науки, знаний.
С другой стороны девиантное поведение – это разрушение личности. Человек полностью меняет свои мировоззренческие установки с социально желательных и одобряемых, на отрицательные. При этом нужно понимать, что девиация – это не только преступная деятельность, но и аморальные поступки. Э. Дюркгейм отмечал, что девиант не просто выходит за рамки общества, он ведет раскованную, свободную от ограничений жизнь.
1.2. Теоретические аспекты девиантного поведения
Общепризнано, что в обществе и его конкретных группах (сообществах) имеет место процесс социализации, который подразумевает усвоение человеком (индивидом) определенных паттернов (моделей) поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его жизнедеятельности и успешности. Функционирование в обществе и сообществах, которое достигает определенной степени полноты по достижении социальной зрелости, характеризуется приобретением индивидом интегрального социального статуса, то есть соответствующего статуса, определяющего положение человека в обществе или сообществах. При этом в процессе социализации человека и общества возможны отклонения, неудачи, неудачи и другие проявления.
Считается, что проявлением недостатков и неудач социализации человека является девиантное поведение, которое включает в себя различные формы поведения людей, отклоняющиеся от общепринятых, социально одобряемых, более распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах, а также как сфера нравственных пороков, отклонения от обычаев, принципов, традиций, норм морали и права. К основным формам девиантного поведения человека принято относить: пьянство, алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, проституцию, суицидальное поведение и др., А также совершение преступлений и преступлений. Эти и другие формы девиантного поведения могут возникать и у несовершеннолетних.
Различные формы девиантного поведения указывают на состояние конфликта между личными и общественными интересами и ценностями. Девиантное поведение часто включает попытку «покинуть общество», избежать трудностей и проблем повседневной жизни, преодолеть состояние незащищенности и напряжения определенными альтернативными способами. При этом девиантное поведение не всегда носит негативный характер, но может быть связано со стремлением индивида к новому и нетрадиционному, стремлением преодолеть старое и консервативное, что мешает
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова Л.А. Девиантное поведение и его профилактика / Л.А. Азарова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2015. - 164 с.
2. Азарова Л.А. Девиантное поведение и его профилактика: учеб. метод. комплекс. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с.
3. Андреева В.С., Смирнова А.О. Девиантное поведение подростков. История отечественного и иностранного подходов. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 2013. - 199 с.
5. Болдина М.А., Никонов Ю.С. Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2016. - Т. 15. - № 2. - С. 99-103.
6. Бочарова, В. Г. Социальная педагогика / В. Г. Бочарова. - М. :Владос, 2014. – 208 с.
7. Бровко, С.А., Кощеев, С.Ф., Шестериков, А.В., Шориков, Е.В. Психология личности военнослужащего: учеб. пособие [Текст] / С.А. Бровко, [и др.]; под ред. Горбунова М.М. – Вольск: ВВВУТ, 2007. – 158 с.
8. Бутова М.В. Причины развития отклоняющегося поведения несовершеннолетних: коррекция и профилактика // Вестник Воронежского института МВД России. - 2019. - № 2. - С. 271274.
9. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Девиантное поведение подростков. Русская школа. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
10. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008 с.
11. Вяткин А.П. Методы психокоррекции личности несовершеннолетних в системе раннего предупреждения их преступного поведения // Всероссийский криминологический журнал. – 2016. – Т. 10. – № 3. – С. 487-498.
12. Габдулхаков В.Ф., Чанышева Г.Г., Зиннуров Ф.К. О педагогических принципах профилактики девиантного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 2. – С. 93-95.
13. Гапонова С.А., Деветьярова И.Н. Коррекция девиантного поведения подростков во внешкольной деятельности // Человек: преступление и наказание. - 2020. - Т. 28 (1-4). - № 3. -С. 462-473.
14. Гизатуллина Р.Р. К вопросу об отклонениях в поведении несовершеннолетних и путях его преодоления // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2015. - № 25. -С.149-154.
15. Гусейнова Т.Т. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков / Т.Т. Гусейнова // В сборнике: Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы, 2014. – С. 98-103.
16. Девиантное поведение: методология и методика исследования / под ред. М.Е. Поздняковой. – М.: Реглант, 2004. – 196 с.
17. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Девиантное поведение подростков. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
18. Жадан В.Н. Девиантное поведение несовершеннолетних: формы предупреждения и коррекции // Юридическая наука № 5, 2021 – С. 75 – 80
19. Жилина Е.Ю. Девиантное поведение подростков. Развитие и совершенствование подходов. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
20. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. – М., 2019. – 170 с.
21. Зиннуров Ф.К. Проблемы профилактики девиантного поведения детей и подростков в современных социокультурных условиях российского общества // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 1. – С. 129-133.
22. Зиннуров Ф.К. Технология профилактики и коррекции девиантного поведения в условиях социокультурной деятельности: монография; изд. 2-е, доработанное / Ф.К. Зиннуров, В.Ф. Габдулхаков, Г.Г. Чанышева. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 280 с.
23. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
24. Исаченко Н.Н. Социология и политология: учебное пособие для высших учебных заведений. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. – 365 с. – URL: https://lektsii.org/7-5809.html (дата обращения: 15.11.2021).
25. Калениченко А.Б., Родермель Т.А. Арт-тера-певтические методы в работе с подростками, имеющих девиантное поведение // Norwegian Journal of Development of the International Science. – 2021. – № 57-2. – С. 62-65.
26. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. и практ. для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 290 с.
27. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2009. – 255 с.
28. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). – URL: https:// base.garant.ru/2540422/ (дата обращения: 16.11.2021).
29. Лебедев О.М., Носов М.С. Девиантное поведение российских подростков. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
30. Личко А.Е. Психотерапия при психопатиях у подростков: Руководство по психотерапии / под ред. В.Е. Рожнова.- Т.: Медицина, 2005. – С. 484-506.
31. Маклаков, А.Г. Психология и педагогика. Военная психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2007. – 164 с.
32. Медведева Е.С. Сущность и существование девиантного поведения: монография / Е.С. Медведева. – Красноярск: СибГТУ, 2016. – 192 с.
33. Медведева Н.А. Петрова М.С. Девиантное поведение подростков. Социология и психология. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
34. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
35. Могилева Е.С. Актуальные вопросы девиантного поведения молодежи / Е.С. Могилева // Молодые ученые. – 2015. – № 1. – С. 158-163.
36. Ничишина Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье: пособ. для педаг. учрежд. – Минск, 2018. – 248 с.
37. Петрова А.В. Особенности коррекции девиантного поведения старшеклассников методами гештальт-терапии / А.В. Петрова, И.Н. Петрова, О.В. Чернова, С.В. Чернов // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 3 (134). – С.48-52.
38. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Девиантное поведение подростков. Причины. Профилактика. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
39. Превентивная педагогика и психология: учеб. пособие / Н.Ю. Костюнина, А.О. Лучинина. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 144 с.
40. Психология отклоняющегося поведения военнослужащих. Суициды и их профилактика [Текст] // Ориентир. – 2012. – № 4. – С. 53.
41. Ральникова Л.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: причины и проявления. – URL: https://cyberleninka.rn/artide/n/deviantnoe-povedenie-nesovershennoletnih-prichiny-i-proyavleniya (дата обращения: 15.11.2021).
42. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением / М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 240 с.
43. Российский статистический ежегодник. 2020: Стат. сб. / Росстат. – М., 2020. - 700 с.
44. Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 (в ред. от 02.07.2021 № 310-Ф3). – URL: https://base.garant. ru/10105807/ (дата обращения: 15.11.2021).
45. Семенов О.В. Борисов А.В. Актуальные проблемы изучения девиантного поведения. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
46. Словари и энциклопедии на Академике. Девиантное поведение. – URL: https://dic.academic. ru/dic.nsf/ruwiki/890103 (дата обращения: 14.11.2021).
47. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по девиантному поведению подростков. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
48. Сущенко С.А. Правовое образование российской студенческой молодежи как фактор формирования ее правосознания / С.А. Сущенко, Е.С. Жидяева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2016. – № 11. – С. 21-24.
49. Тарутина Д.А., Хабибулин Р.Г. Девиантное поведение: причины, виды и формы проявления // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021894 (дата обращения: 17.11.2021 ).
50. Тихонова Е.Е. Теория и практика исследования девиантного поведения подростков. Справочник социолога и психолога. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
51. Утина И.В., Проводина Г.П. Социологические особенности девиантного поведения подростков. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
52. Фадеева А.Ю. Девиантное и делинкветное поведение. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
53. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (в ред. от 24.04.2020 № 147-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». – URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 16.11.2021).
54. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в ред. от 11.06.2021 № 170-ФЗ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». – URL: https://base.garant.ru/179146/ (дата обращения: 14.11.2021).
55. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Изучение отклоняющегося поведение в России и зарубежных странах. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.
56. Цинченко Г.М., Орлова И.С. Профилактика молодежных девиаций в России и за рубежом // Управленческое консультирование. – 2021. – № 1 (145). – С. 97-105.
57. Шелюхова В.С. Девиантное поведение подростков // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2018. №2 – С. 299 – 305.