Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ювелирное искусство славян формировалось и совершенствовалось на протяжении нескольких столетий, приобретая свои собственные специфические особенности и черты.
Актуальность исследования состоит в том, что ювелирные изделия, обладают не только декоративной функцией, но и содержат в себе информацию о жизнедеятельности этноса, характеризуя народность в целом, раскрывая особенности верований и специфику ментальности, так как являлись амулетами и оберегами.
Также, ювелирные украшения являются одним из языков культуры, так как относятся к элементам декоративно-прикладного искусства, которое заключает в себе определенную символику и может рассказать о вербальных и невербальных средств коммуникаций рассматриваемого периода.
Рассматриваемой теме были посвящены труды многих исследователей. Особо хочется отметить научные труды Жилиной Н. В. [1], Рыбакова Б. А. [24], Корсунь В. Н. [15], Лазутиной Т. В. [19], Лазутина Н. К., Кондакова Н.П. [17], Лазарева В.Н. [18], Бочарова Г.Н. [7], Седовой М.В. [29]
Объектом исследования является ювелирные изделия Верхневолжья XIII- XV веков.
Предметом исследования выступают украшения как средство и механизм сохранения и трансляции культуры Верхневолжья XIII- XV веков.
Целью исследования является выявление особенностей форм ювелирного искусства Верхневолжья XIII- XV веков в контексте культурологического анализа.
Задачи исследования:
- изучить направления в изучении ювелирных изделий средневековой Руси;
- рассмотреть историографию изучения ювелирных изделий Верхневолжья XIII-XV вв.;
- рассмотреть находки ювелирных изделий в средневековых археологических памятниках Верхневолжья XIII-XV вв.;
- изучить типологию ювелирных изделий Верхневолжья XIII-XV вв.
Научная новизна исследования состоит в том, что осуществлен анализ символики ювелирных изделий Верхневолжья XIII- XV веков в контексте вербальных и невербальных средств коммуникаций рассматриваемого периода.
Глава I. Историография ювелирных изделий средневековой Руси
§ 1. Направления в изучении ювелирных изделий средневековой Руси
Изучение истории ювелирного искусства Руси оформилось в научное направление, в рамках которого проводятся конференции, коллоквиумы, выставки.
Изучение и анализ ювелирных украшений в контексте их символики в рамках культурологического подхода является актуальным по следующим причинам:
- изучение процессов происхождения и становления ювелирного искусства в контексте определенной культуры позволяет выявить символику и образы, принадлежащие ей, а так же раскрыть национальные особенности изучаемого народа;
- культурно-историческая значимость декоративно-прикладного искусства заключается в элементах создания, сохранения и трансляции этнической культуры.
- с помощью семиотического анализа предметов декоративно-прикладного искусства можно выявить специфические знаковые системы, характерные для данного этноса и уникальные особенности его духовных традиций;
- благодаря исследованиям в области изучения ювелирного искусства, мы имеем представление об особенностях мировоззрения человека, принадлежащего к традиционной культуре; символика украшений тесно связанна с основными принципами и элементами мировоззрения людей, принадлежащих к тому или иному типу культуры.
Символика и смыслы предметов декоративно-прикладного искусства позволяют реконструировать:
- представления об устройстве Вселенной;
- о её взаимосвязи с человеком (о чем свидетельствуют солярные и лунарные символы);
- об окружающем мире, природе (анималистические символы и символы неживой природы);
- представления о своем теле, как вместилище и сосуде духа (символы частей тела);
- сакральные символы, благодаря которым мы имеем представление о верованиях, что помогает нам систематизировать как религиозные, так и этико-эстетические ценности народа.
Среди направлений исследований ювелирных изделий выделяются: типология ювелирных украшений, материал и технология изготовления, хронология изделий. В настоящее время среди публикаций, посвященных ассортименту ювелирных изделий средневековой Руси преобладают исследования, которые посвящены кладам, обнаруженным на территории Руси; публикации, которые посвящены исследованию элементов женского и мужского костюмов, неотъемлемой частью которых являются украшения; исследования о полученных результатах археологических изысканий с находками ювелирных изделий.
Рассмотрим типологию изделий, основываясь на классификации виднейших исследователей ювелирного дела по определенным критериям. Г. Земпер в исследовании «О формальных закономерностях украшений и их значении как художественных символов» систематизирует все возможные разновидности украшений и отмечает, что «…по своим общим характерным чертам предметы украшения могут быть разделены на три класса:
1. Подвеска.
2. Кольца.
3. Тот вид украшений, для которого за неимением существующего и бесспорного определения я вынужден изобрести специальное наименование; я бы назвал их украшениями направленными, оставляя за собой право на более подробное разъяснение обозначения» [12].
Данная классификация базируется на том, что решающими становятся три пространственные характеристики формы, такие как симметрия, пропорциональность, направление. Такое качество как симметрия, наиболее часто можно встретить в подвесках. Данную разновидность ювелирных украшений за способность подчеркивать отношение частного явления к общему называют макрокосмическим.
По мнению Г. Земпера, базовым свойством ювелирных украшений типа «кольцо» служит их пропорциональность, а кольцевая или радиально-кольцевая конструкция изделия, которая развивается вокруг предмета, делает акцент на данный предмет как ядро или центр («микрокосмический» вид) [12]. Направленные же украшения могут не быть симметричными или располагаться вокруг какой-либо части конструкции в определенном порядке, такие украшению подразумевают созерцание облика конструкции сбоку и аффилированы с показателем динамики. Земпер считает, что главным свойством украшений является его суть, т.е. соответствие конструкции украшения его внутреннему содержанию, способного придавать конструкции и характер, и яркость. Данная систематизация ювелирных изделий вполне ясна и вполне приемлема в настоящее время при исследовании артефактов ювелирного дела Древней Руси. К середине X века складывается первый комплекс древнерусских украшений. В состав головного убора входят несколько типов серег «волынского» типа; ожерелье, подвеска-лунница, перстень. В начале XII века появились новые варианты ювелирного убора.
В соответствии с классификацией Г. Корзухиной парадный убор весь домонгольский период разделялся как бы на две составные части, т.е. на две группы украшений [14, с. 64].
Б. Рыбаковым выделены две типологии уборов – «затрапезный», т.е. повседневный, и праздничный, для выхода в люди [25].
По-другому данные уборы назывались «золотой» и «серебряный».
В состав «золотого» входили:
диадема с перегородчатой эмалью или камнями и жемчугом;
очелья из трехбусинных дужек;
колты с эмалями или звездчатые зерненные;
рясны из круглых бляшек, украшенных перегородчатой эмалью или рубчатых звеньев;
колоковидные рясны с подвесками;
трехбусинные и перстневидные височные кольца;
витые плетеные шейные гривны;
плетеные цепи с драконьими головками на концах;
ожерелья из чередующихся бус и медальонов или криновидных подвесок;
ажурные сканые браслеты;
перстни с гравированным орнаментом и печатные.
В состав «серебряного» убора входили:
венчик из трехбусинных дужек;
колты с черневым узором и звездчатые с зернью, рясны;
трехбусинные, перстневидные и «половецкие» серьги;
рясны с коническим верхом, витые гривны, ожерелья из бус и медальонов с каменными вставками или черневым орнаментом;
ожерелья с криновидными и крестовидными подвесками;
цепи плетеные;
браслеты-наручи с черневым орнаментом;
наручи с львиными головками на концах;
витые браслеты с наконечниками, декорированные чернью; перстни, бляшки [24].
«Золотой» и «серебряный» драгоценные уборы соотносили с ассортиментом ювелирных украшений, которые представлены на землях Верхневолжья XI–XIII вв. Это обуславливается существованием выше перечисленных разновидностей, а вопрос о сформировавшемся комплексе данной разновидности ювелирного изделия является дискуссионным и окончательно не проработанным. Ювелирные изделия, существовавший в
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Источники
1. Жилина, Н. В. Тверской клад 1903–1906 гг. (украшения со сканью и зернью) /Н. В. Жилина // Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Тверь, 1996. № 1. С. 174-180.
2. Жилина Н.В. Тверской клад 1903–1906 гг. (украшения со сканью и зернью) // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. 1996. Вып. 2. С. 174–180.
3. Лапшин, В. А. Тверь в XIII–XV вв. (по материалам раскопок 1993–1997 гг.). — СПб. : Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. — 540 с.
4. Солдатенкова В.В. Металлические детали одежды и украшения в городском костюме XV–XVI вв. (по материалам раскопа 56 на территории Затьмацкого посада г. Тверь) // Краткие сообщения Института археологии. 2008. Вып. 222. С. 153–169.
Литература
5. Андрейко, С.С. Развитие русской домонгольской эмали в контексте историко-культурного взаимодействия Руси и Византии /С.С. Андрейко // Вестник ИрГТУ. 2015. № 4 (99). С.181-185.
6. Арсланова Ф.Х. Погребения с гривнами Избрижского могильника // Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Тверь, 1996. № 1
7. Бочаров, Г. Н. Художественный металл Древней Руси Х – начала XIII века / Г.Н. Бочаров. - М.: Наука, 1984. 213 с.
8. Гущин, А.С. Памятники художественного ремесла древней Руси X-XIII вв. [Текст] / А. С. Гущин ; Гос. акад. истории материальной культуры им. Н. Я. Марра. - [Moscou] ; [Leningrad] : Гос. соц. экон. изд-во. Ленингр. отд-ние, 1936 (Л. : тип. "Печатный двор"). - Суп.-обл., переплет, 82, [5] с.
9. Жилина, Н. В. Височные украшения славяно- русского убора: византийское влияние и собственные традиции / Н. В. Жилина // Музейн. чтения: материалы науч. конф. Киев: Музей исторических украшений Украины. 2007. С. 86–101.
10. Жилина, Н. В. Древнерусские клады IX-XIII вв. Классификация, стилистика и хронология украшений / Н. В. Жилина. -М.: Наука, 2014. 238 с.
11. Жилина Н.В. Трехбусинные украшения древнерусских кладов XII–XIII вв. (типология, эволюция, технология и орнаментика) // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 297– 315.
12. Земпер Г. О формальных закономерностях украшений и их значении как художественных символов // Практическая эстетика. — М.: Искусство. 1970. — С. 117-148
13. Исланова, И.В. Древности в верховья Волги (ранний железный век и раннее средневековье) [Текст] : монография / И. В. Исланова ; Российская акад. наук, Ин-т археологии. - Москва : ИА РАН, 2012. - 218 с.
14. Корзухина, Г. Ф. Русские клады IX–XIII вв. / Г. Ф. Корзухина. -М.; Л. : Изд-во АН СССР. 1954. С. 20–32.
15. Корсунь, В. Н. Ювелирное искусство Древней Руси. Традиции мастерства : учеб. пособие / В. Н. Корсунь. – М. : Форум, 2013. – 250 с.
16. Корсунь, В. Н. Ювелирное искусство городов Древней Руси / В. Н. Корсунь // Вестн. Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. – 2008. - № 3. - С. 21-27.
17. Кондаков, Н. П. Русские клады. Исследование древностей великокняжеского периода / Н. П. Кондаков. - С-Пб, 1896. Т. 1. 235 с.
18. Лазарев, В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески / В. Н. Лазарев. — М.: Искусство, 2000. — 304 с.: ил.; 31×25 см.
19. Лазутина, Т. В. Символотворчество в ювелирном искусстве / Т. В. Лазутина, Н. К. Лазутин // Ист., филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 7-2 (57). - С. 95-97.
20. Миллер, Д. Ювелирные украшения /Д. Миллер. -М., 2004. - 256с.
21. Мелетинский, Е. М. Мифологический словарь / под ред. Е. М. Мелетинского -Советская энциклопедия, 1990. 682 с.
22. Недошивина, Н. Г. Любечский клад /Н. Г. Недошивина // Археологический сборник : Труды ГИМ. Вып. 111. М. : Государственный исторический музей. 1999 С. 190–200.
23. Полевая, А. В. Ювелирные изделия древней Твери: историографический аспект /А. В. Полевая // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 421-424
24. Рыбаков, Б. А., Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. / Под ред. Б. А. Рыбакова // Труды Государственного исторического музея. Т. 1. Выпуск 32. - М.: Государственное издательство культурнопросветительной литературы, 1956. - 268 с.
25. Рыбаков, Б. А. Русское прикладное искусство X–XIII вв. / Б. А. Рыбаков. - Л. : Аврора. 1971. 118 с.
26. Рябцева, С.С. Древнерусский ювелирный убор : основные тенденции формирования. / Светлана Рябцева. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2005. - 384 с.
27. Сарачева Т.Г. Ювелирные украшения второй половины XIII – XVI вв. с территории Северо-Восточной Руси // Краткие сообщения Института археологии. 2007. Вып. 221. С. 76–90
28. Селезнева, И. А. Древнерусское золотое и серебряное дело / И. А. Селезнева. -М.: Моск. Рабочий, 1979. 24 с.
29. Седова, М. В. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X—XV вв.) / М. В. Седова. -М.: Наука, 1981. 196 с.
30. Степанова Ю. В. Женский головной убор с височными кольцами X-XIII вв. // Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Тверь, 2002. № 4