Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Многоплановая и многоуровневая проблема личностного развития современного подростка, привлекает внимание психологов и педагогов к чрезвычайно важному для человеку этапу генезиса бытия в течение десятилетий, приобретает новое осмысление в контексте принципиальных изменений культурно-исторической ситуации развития человека. Время, особенно кризисное, трансформационное, существенно влияет на ход личностного становления человека. Информатизация и глобализация современных общественных процессов обусловливают формирование нового мировоззрения, стратегий жизнедеятельности и более глубокие открытия самой личности. В свое время Джордж Келли описал феномен, который он назвал онтологической акселерацией: человек не остается неизменным, он меняется, причем быстрее, чем психологи успевают модифицировать свои теории и подходы. В результате теории описывают вчерашнего человека, а сегодняшний оказывается за пределами понимания. Человек как составляющая культуры своей жизнью и самореализации задает движение потока культуры и сам в этом потоке развивается и меняется. Особенно актуальным является анализ особенностей психического развития ребенка.
Подростковый период занимает исключительно важное место в процессе формирования личности, однако неоднозначно толкуется в психолого-педагогической литературе как , переходный, переломный этап взросления. Специфика подросткового периода развития как социально-психологического феномена обусловлена конкретно-историческими обстоятельствами развития общества. Проявляя острый интерес к современности, подросток ищет свое место в окружающем мире, тонко воспринимая все отклонения и недостатки в деятельности, поведении конкретных людей и общественных институтов. Поэтому дисгармония социально-экономического развития общества четко сказывается на личностном становлении подростков.
Исследования подростковой психологии, проведенные в ХХ в. отечественными психологами (Л. С. Выготский, Л.И. Божович, И. С. Кон, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн и другие) уже во многом устарели; многочисленные же исследования психологов последних лет посвящены главным образом отдельным сторонам этого сложного этапа жизненного пути: формированию мировоззрения, развитию навыков общения, умственных способностей, социальной активности и тому подобное. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.
Объект исследования – подростковый возраст.
Предмет исследования – особенности психологического развития и психологических новообразований в подростковом возрасте.
Цель исследования – проанализировать личностно-интеллектуальные типы учащихся (на примере исследования старших подростков).
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать подростковый возраст как важнейший период развития человека.
2. Проанализировать личностно-интеллектуальные типы учащихся в подросткового возраста.
1. Подростковый возраст как важнейший период развития человека
1.1 Возрастно-психологическая характеристика подросткового возраста
На сегодняшний день представление о молодом поколении разрабатывается преимущественно педагогами и психологами, которые акцентируют внимание на психологическое развитие в данном возрасте. Данное развитие необходимо понимать как естественный процесс, который имеет ряд закономерностей. Подростковый возраст сопровождается некоторыми радикальными соматическими изменениями, несущими некоторые многочисленные психические сдвиги, приводящие в ряде случаев к противостоянию с социумом и его элементами (семья, школа, и т.д.) и, в конце концов, реализуется в ходе единообразия биологических процессов, которые являются различными в разнообразных социокультурных условиях. Можно выделить несколько точек зрения на развитие подростков – органическая, половая и социальная 16, с. 33.
Изначально наступает половое созревание, затем – органическое, а также социальное. Обязательное школьное обучение позволяет выделить такие стадии как подростковый и юношеский возраст 17, с. 76.
Современная психология выделяет подростковый возраст в рамках онтогенеза от 10-11 до 15 лет. Данный возрастной период представляет собой начала перехода от детского возраста к юношескому. Также необходимо обратить внимание на то, что возрастные границы подросткового возраста являются довольно относительными.
Л.И. Божович проводила исследования в середине 50-х годов, в ходе которого выяснила, что смена представлений о будущем наблюдалось у учеников 8 и 9 классов, что соответствует пятнадцатилетнему возрасту [3, с. 53].
К характерным новообразованиям подросткового возраста относится «чувство взрослости», становление самосознания и самооценки, возникновение интереса к себе в качестве личности, к собственным возможностям, а также способностям. Возникновение индивидуализации и позитивной реализации своих возможностей и самоутверждение в подростковом возрасте зависит от степени благоприятности социальной ситуации развития. Если ситуация благоприятна, то подросток успешно преодолевает кризис данного возраста и вступает в этап юности.
Таким образом, подростковый возраст характеризуется различными специфическими особенностями развития функций психики, которые формируются под влиянием обстоятельств, обусловленными культурно-историческими особенностями.
Л.С. Выготский считал, что подростковый возраст является весьма сложным периодом онтогенеза. Следовательно, для этого необходимо изучение внутренних движущих сил и противоречий, которые присущи этому возрастному периоду, и анализ того центрального системного новообразования, выполняющего функцию интеграцию и позволяющего понять характеристики подросткового возраста и особенности кризиса 6, с. 245.
Можно выделить следующие признаки подросткового возраста:
1. Копирование взрослого поведения – курение и алкоголь, карточные игры, лексикон, изменения в стиле одежды и прическе, девочки начинают использовать косметику. Подражание такого рода именуется как «низкая культура досуга», в ходе которой утрачиваются познавательные интересы и формируется установка на бесцельное времяпрепровождение.
2. Мальчики-подростки начинают перенимать «мужские качества, такие как смелость, сила, мужественность, и т д. В качестве средства самовоспитания зачастую выступают занятия спортом
3. Социальная зрелость, возникающая в ходе сотрудничества детей и взрослых в различных видах деятельности, которых подросток выступает как помощника. Зачастую такие процессы наблюдаются в семьях, испытывающих трудности или в семьях с одним родителем, когда забота о близких приобретает характер пожизненной ценности.
4. Интеллектуальная взрослость выражается в старании подростка чему-либо научиться, что является стимулятором познавательной деятельности, выходящей за рамки школьной программы. Большой объем знаний у подростков является результатом самостоятельной работы. Получение знаний приобретает у таких подростков личный смысл и трансформируется в самообразование [4, с. 58].
Психолог Э. Эриксон, который создал периодизацию возрастного развития, под основным новообразованием подросткового возраста понимал идентичность, выступающую в качестве субъективного чувства непрерывной самотождественности.
Э.Эриксоном было выделено 4 ключевых вида развития неадекватной идентификации:
1. Избегание близких взаимоотношений, что обусловлено боязнью потерять собственную идентичность. Уход от тесных межличностных взаимоотношений ведет к тому, что контакты приобретают формальный, стереотипный характер, а подросток оказывается в изоляции.
2. Процесс размывания времени. В данном случае подростком обнаруживается неспособность или нежелание планировать свое будущее. Такие подростки боятся перемен, не верят в возможности изменить что-либо к лучшему, кроме того, присутствует тревога относительно будущих перемен.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, И.Г. Социометрический статус подростков в коллективе сверстников в связи индивидными и социально-психологическими свойствами и качествами / И.Г. Антонова, С.В. Зверева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. –2014. – № 38. – С. 202-210.
2. Артеменко О.Н. Психология развития: учебное пособие. Курс лекций/ О.Н. Артеменко, Л.И. Макадей – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014. – 305 c.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И. Божович / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. – 276 с.
4. Вассерман Л.И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике: учеб. пособие / Л.И. Вассмерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Роминицына. - СПб. : Речь, 2004. – 256 с.
5. Волков Б. С. Возрастная психология : учеб. пособ. для студ. вузов : в 2-х ч. Ч.1 : От рождения до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 366 с.
6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т/ Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2008 – Т.4. – С. 243-247.
7. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков / А.Г. Грецов. – М.: Академический Проект, 2008. – 160 с.
8. Дарвиш О. Б. Возрастная психология : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. зав. /
О. Б. Дарвиш – М. : Владос-Пресс, 2003. – 264 с.
9. Иващенко Н.В. Я-концепция личности в отечественной психологии / Н.В. Иващенко, B.C. Агапов – М.: Высшая школа, 2013. – 133 с.
10. Котова И.Б. Психология: учебник/И.Б. Котова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.
11. Лейтес Н. С. К проблеме сенситивных периодов психического развития человека / Н. С. Лейтес // Принцип развития в психологии – М. : Наука, 1998. – С. 196 – 223.
12. Липкина А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук /А.И. Липкина. - М.: Академич, 2006. – 35 с.
13. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка /М.И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1997. – 384 с.
14. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/А.Е. Личко. – СПб: Питер., 2008. – 336 с.
15. Макеева Л.В. Динамика самооценки личности в подростковом возрасте: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук /Л.В. Макеева. - СПб.: СПбГУ, 2002. - 18с.
16. Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию развития / С.К. Нартова-Бочавер, А.В. Потапова. - М.: Флинта, МПСИ, 2008. - 216 c.
17. Носкова Н.В. Психология возрастного развития человека: курс лекций / Н.В. Носкова ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Алтайский филиал. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 291 с
18. Практическая психология образования : учеб. пособ. для вузов / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина [и др.]; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 480 с.
19. Прихожан А. М. Подросток в учебнике и в жизни/А. М. Прихожан. – М.: Знание, 1990. – 371 с.
20. Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш. – СПб. : Речь, 2005. – 400 с.
21. Психология подростка. Полное руководство. / под ред. А. А. Реана. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с.
22. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии/ Д.И. Фельдштейн. – М.: Наука, 2011. – 300 с.
23. Чевачина А.В. Особенности становления самоотношения в подростковом возрасте /А.В. Чевачина // Инициативы XXI века. – 2012. – №1. – С. 147-148.
24. Шэффер Д. Дети и подростки : психология развития / Д. Шэффер; [пер. с англ. А. Богачев, С. Комаров и др.] – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 976 с.