Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Малый и средний бизнес сегодня – важнейшая составляющая экономической системы любого государства, которая направлена на содействие решению проблем трудоустройства работоспособных граждан, созданию условий для культивирования здоровой конкуренции путем наполнения внутреннего рынка страны потребительскими товарами и услугами, стимулирования постоянного повышения экспортного потенциала РФ. При этом именно малое предпринимательство выступает в роли основного структурообразующего элемента, необходимого для развития экономики. Обеспечение роста активной деятельности субъектов индивидуального предпринимательства и малого бизнеса в России невозможно без оказания ему всесторонней поддержки.
Актуальность темы курсовой работы определяется рядом моментов.
Во-первых, для успешного развития экономики страны государственным структурам необходимо оказывать помощь малому и среднему бизнесу как одним из активных субъектов рынка. Это вызвано тем, что малый и средний бизнес в отличие от крупных корпораций не имеет достаточных собственных возможностей для своего становления и развития.
Во-вторых, малый и средний бизнес, несомненно, способствует экономическому развитию региона. Это выражается и в создании значительной части валового регионального продукта, и в инновационной деятельности малых предприятий. Именно малый и средний бизнес (далее – МСБ) является «проводником» инноваций, активно осваивает новые технологии, а также создает инновационные продукты.
Таким образом, мы видим, что роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике любого региона, как и страны в целом, крайне велика.
В условиях не устойчивой экономической обстановки на мировой арене, все больше людей готовы испытать себя в бизнесе. Но в данном виде занятия имеется много трудностей. Что бы преодолеть проблемы развития МСБ наличествуют меры поддержки государства, как на федеральном уровне, так и на региональном.
Объект исследования – процесс развития МСБ на современном этапе.
Предмет исследования – регулирование развития МСБ.
Цель исследования состоит в систематизации и дополнении теоретических и практических положений, раскрывающих содержание государственного регулирования развития МСБ в Вологодской области, разработке мер совершенствования государственной поддержки МСБ в регионе.
Необходимость достижения цели потребовала решения следующих задач:
– охарактеризовать понятие, показатели и нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего бизнеса;
– изучить уровни, цели и задачи государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса;
– провести оценку государственного регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Вологодской области;
– провести анализ состояния и развития малого и среднего предпринимательства в Вологодской области;
– выявить проблемы государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в Вологодской области;
– представить направления совершенствования государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в Вологодской области.
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методами исследования (диалектический, историко-логический и др.), так и специальные методы (методы компаративного, экономико-статистического анализа, организационного моделирования, экспертных оценок, сценарный, программно-целевой).
Информационную основу исследования составили статистические данные о состоянии государственной поддержки МСБ в России, опубликованные Федеральной службой государственной статистики, ее региональным подразделением на территории Вологодской области; материалы, полученные автором в органах государственной власти и управления России и Вологодской области.
Теоретическая значимость заключается в использовании научных статей, а так же статистических данных для проведения анализа развития МСБ в Вологодской области.
Структура работы. Содержание и логика исследования предопределили его структуру и последовательность изложения материала. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1 Понятие, показатели и нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего бизнеса
На сегодняшний день уровень развития всей страны в целом связан с активными преобразованиями в области экономики. МСБ являются основным двигателем экономической сферы и значительной долей всего частного сектора.
Не существует официального или общепринятого определения МСБ, определение звучат по-разному в разных странах, но в большинстве случаев выделение того или иного типа предприятия происходит в зависимости от количества занятых сотрудников. Как правило, в России считается, что в МСБ должны быть заняты менее 250 человек, хотя в некоторых странах эта цифра может быть меньше.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации МСБ является особым отдельным видом предпринимательской деятельности, на который распространяются основные положения о предпринимательстве (бизнесе) [1]. Следует отметить, что МСБ представляет собой особую важную экономическую категорию, обладающую целым рядом четко определенных количественных и качественных показателей.
В первую очередь, это размеры непосредственно предприятий, определяющихся спецификой их отраслей, особенностями технологии и масштабами развития.
Для небольших отраслей производства, появление и развитие преимущественно предприятий малых и средних размеров наиболее приоритетно. Из этого можно сделать определенный вывод, что развитие того, или иного вида бизнеса определяются целым рядом факторов, но, изначально именно спецификой той, или иной отрасли.
Общепринято, что правовое регулирование МСБ определено положениями общего законодательства о развитии предпринимательской деятельности, так и специальным, которое регулирует их, учитывая особенности и выполняемые функции.
Основные понятия и признаки, характеризующее МСБ в России закреплены в № 209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209) [2].
Приоритетным показателем, который определяет количественные показатели деятельности субъектов малого и среднего предприниматель ства является показатель средней численности работников за отчетный период - прошедший календарный год.
В федеральном законе на основании данного показателя выделяют такие категории предприятий, как:
– малые предприятия с численностью сотрудников до ста человек включительно;
– средние предприятия с численностью сотрудников от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно.
Кроме применения значения показателя средней численности сотрудников за предшествующий календарный год, также используются и другие количественные показатели, например, балансовая стоимость активов за прошедший календарный год, выручка от продажи товаров (оказания услуг и выполнения работ), без учета НДС [18, с. 181].
Известно, что балансовая стоимость основных активов, а также предельные значения показателей выручки от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, определяются Правительством России.
Рассмотрим, какие предприятия могут относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства. Субъект МСБ - это российское коммерческое предприятие или же индивидуальный предприниматель, главной целью которых является получение прибыли.
Критерии отнесения предприятий к субъектам МСБ устанавливает государство. Основные требования для отнесения бизнесмена к субъектам МСБ, касаются среднесписочной численности работников и объемов получаемой выручки. Данные требования определяет Закон № 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений [25, с. 138].
Так, основные критерии можно представить в виде таблицы 1.
Таблица 1 – Классификация субъектов МСБ по объему выручки и среднесписочной численности работников [17, с. 51]
Организации, которые были отнесены к субъектам МСБ вносятся в так называемый реестр субъектов малого предпринимательства, который формируется Федеральной налоговой службой. Субъекты, внесенные в единый реестр, получают особое право на поддержку, однако не включение субъектов малого предпринимательства в реестр не может служить основанием для не предоставления им льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральным законодательством и нормативными актами.
Предпринимательская деятельность является одной из наиболее значимых частей рыночной экономики. Экономическое развитие страны, структура экономики и качество ВНП зависит от характера и масштабов бизнеса.
Малое и среднее предпринимательство также играет одну из ключевых ролей в экономике страны, так как оно является более гибкой формой бизнеса по сравнению с крупными предпринимательством, которое отличается своей устойчивостью и консервативностью [24, с. 114].
МСБ находится в более жесткой конкурентной среде, что становится мотивацией для поиска инновационного подхода ведения бизнеса, а так же ему легче перестроиться с одной сферы деятельности на другую, если того требуют условия рынка, именно поэтому проблема государственной поддержки МСБ является одной из наиболее актуальных на данный момент в России.
Основными проблемами для существования МСБ являются: острые вопросы кредитования малого бизнес, которые связаны с риском не возврата денежных средств, поэтому кредиты выдают около 30% подавших заявки; нестабильность курса рубля; высокая доля теневой экономики и занятых в ней граждан; нестабильность в плане экономического развития пагубно сказывается на малом и среднем предпринимательстве.
На сегодняшний день государство осуществляет поддержку МСБ путем: выделения субсидий на существенные суммы; льготы предпринимателям, занятым в сферах МСБ, на пользование государственным имуществом; разработка программ по подготовке высококвалифицированных кадров в данной области; консультации грамотными специалистами по интересующим вопросам в области МСБ.
Тем не менее, в области государственной поддержки МСБ все еще присутствуют слабые места, для их устранения необходимо, на мой взгляд:
– устранить пробелы в законодательстве, внести точность и ясность в отношении субъектов МСБ;
– поспособствовать развитию МСБ не только в центральных регионах, но и в отдаленных регионах;
– создать условия для объединения, совместного функционирования и сотрудничества субъектов МСБ, в том числе и в инновационном плане;
– обеспечить МСБ необходимыми ресурсами или предоставить к ним доступ;
– снизить административные барьеры;
– обеспечить доступ к беспроблемной коммерциализации новых разработок субъектов МСБ [19, с. 38].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что МСБ оказывает непосредственное влияние на развитие национальной экономики, ее успешное и эффективное функционирование, поэтому данная форма бизнеса нуждается в государственной поддержке.
В.В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию, заявил о перспективе того, что в 2025 г. доля МСБ в экономике должна составить в 40%, и эта цифра будет достигнута, если будут приняты перечисленные мной ранее меры по поддержке МСБ [7].
На сегодняшний момент важно не выпускать из вида такие формы бизнеса как МСБ, потому что именно они достаточно гибкие и могут с наименьшими потерями подстраиваться под изменения на рынке, что делает их привлекательными для инвестирования.
Рост доли МСБ в экономической сфере способствует оживлению экономики и приводит к активной циркуляции в ней денежных средств, что, в свою очередь, способствует повышению уровня жизни населения, в чем заинтересовано государство.
1.2 Уровни, цели и задачи государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса
На настоящий момент существующие принципы и подходы по управлению МСБ состоят в следующем. В первую очередь четко действует система разграничения функций и полномочий в этой системе между федеральным центром и региональными органами власти. Как видно из таблицы. представленной в приложении 1, система управления имеет трехуровневую структуру.
На федеральном уровне на настоящий момент приняты стратегические документы по развитию МСБ. Речь идет о «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года» и Плане мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 г. [6] Цель данных документов – к 2024 г., как промежуточному этапу, планируется довести долю вклада МСБ в ВВП страны до 32,5 %.
Что же касается системы управления развитием МСБ, то это сложный механизм взаимодействия, находящийся в иерархической зависимости от элементов данной системы. Причем взаимодействие должно оказываться не только сверху вниз (от федерального центра к регионам), но и наоборот.
На рисунке 1 представлена общая схема действующей модели поддержки субъектов МСБ.
Рисунок 1 – Общая схема действующей модели поддержки субъектов МСБ [19, с. 132]
Как видно из данного рисунка, обеспечение правового поля деятельности МСБ является одной из главных составляющих политики поддержки становления МСБ. Заметим, что данное нормативно-правовое регулирование включает в себя не только федеральные правовые акты, но и учитывает региональные особенности за счет федеральной нормативной базы.
Не вдаваясь в детализацию всех нормативно-правовых документов по развитию и поддержки малого и среднего предпринимательства, отметим главное: система государственного регулирования МСБ в первую очередь