Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОДВИЖЕНИЯ ДЕТСКИХ ТУРОВ 6
1.1. Сущность и виды детских туров 6
1.2. Опыт организации детских туров в России и за рубежом 12
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ДЕТСКИХ ТУРОВ 21
2.1. Реклама и PR детских туров в России 21
2.2. Зарубежный опыт продвижения детских туров 26
2.3. Сравнительный анализ методов продвижения детских туров в России, Европе и США 30
Выводы по второй главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 37
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что на сегодняшний день различные туроператоры разрабатывают специальные туры, которые направлены на досуг детей и их родителей, при этом продвижение этих туров составляет некоторую сложность, поскольку целевой аудиторией самого тура являются дети, а продвижения – их родители.
Именно поэтому выбор максимально эффективных инструментов продвижения должен быть очень серьезно продуман: то, как будет продвигаться тот или иной тур, должно быть интересно обеим целевым аудиториям.
Детский туризм является очень важным направлением социально-культурной деятельности, т.к. позволяет разнообразить жизнь и досуг детей, внедрить в их воспитание новые элементы. Особенно это стало актуально после массового упразднения пионерских лагерей, которые были уникальным средством эффективного воспитания в нужной среде.
В советское время те дети, которые посещали пионерские лагеря, отличались высоким уровнем патриотизма, включенности в национальные традиции, воспитываясь в среде таких же как они, ребята находили свое место в социальной группе.
Сегодня далеко не каждый может позволить себе отдыхать в коммерческих детских и юношеских лагерях, а потому многие дети в каникулы страдают от одиночества и скуки, что негативно складывается на их физическом и психическом развитии.
Степень изученности проблемы. В ходе написания курсовой работы были выявлены источники, посвященные проблеме продвижения детских туров.
Так, вопросами изучения детского туризма и форм его продвижения в России и за рубежом занимались такие исследователи и ученые как: Г.А. Авакумов, А.В. Арсентьева, А.П. Борисов, П.А. Горюнова, А.А. Демидова, О.Р. Епифанова, А.Я. Желткова, А.П. Заврагина, П.И. Королева, И.М. Пустоцветова, М.Г. Чаплыгина и многие другие.
Кроме того, в Интернете можно встретить массу научно-популярных статей о развитии детского туризма, который затрагивают различные аспекты и проблемы его организации и продвижения в России и ряде зарубежных стран.
Но ни в одном из них не было обнаружено подробного описания и практического исследования, которое базируется на сравнении применения различных инструментов, что еще раз говорит об актуальности данной курсовой работы.
Цель исследования – выявить и проанализировать особенности современных инструментов продвижения детских туров.
Объект исследования – продвижение детских туров.
Предмет исследования – современные инструменты продвижения детских туров.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать сущность и виды детских туров.
2. Проанализировать опыт организации детских туров в России и за рубежом.
3. Определить основные средства рекламы и PR детских туров в России.
4. Изучить зарубежный опыт продвижения детских туров.
5. Провести сравнительный анализ методов продвижения детских туров в России, Европе и США.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, моделирование, обобщение, классификация, хронологический.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением основных каналов продвижения детских туров, их содержания и функций. Полученные данные можно применить в других исследованиях в данной сфере.
Кроме того, в курсовой работе проведен сравнительный анализ организации детского туризма в России и за рубежом и форм и методов его продвижения, что можно характеризовать как сбор материала об обмене опытом различных стран в этой сфере.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на 4 параграфа, заключения, а также списка литературы и источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОДВИЖЕНИЯ ДЕТСКИХ ТУРОВ
1.1. Сущность и виды детских туров
Под детским туризмом в научной литературе понимается комплекс туристических услуг, разработка туристического продукта, направленные на детей и подростков и предполагающие формирование специализированных программ, выстроенных на основе возрастного критерия и требований обеспечения высокого уровня безопасности .
Как указывают некоторые исследователи, детский туризм является наиболее сложным и проблемным сегментом туристической деятельности, а потому многие туристические компании не решаются производить и реализовывать такой продукт .
При этом, надо отметить, что именно детский туризм ставит перед собой наиболее эффективные и полезные для общества цели – создание программ детского отдыха не только позволяет осуществлять досуговую деятельность, но и является одним из компонентов благоприятного вектора воспитания детей и подростков, что очень важно для современного общества, которое ощущает острый недостаток в подобных видах деятельности.
Особенностью детского туризма как направления социально-культурной деятельности является то, что он рассчитан, прежде всего, на потенциальную эффективность, ведь современные дети через некоторое время будут основным экономически активным населением, и от правильного воспитания и развития их зависит будущее не только конкретного государства, но и мировой экономики в целом .
Несмотря на все сложности, которые предполагает организация детского тура, в современном мире их становится все больше, поскольку социальная значимость этого направления заставляет многие туристические компании участвовать в этом процессе и предлагать разнообразные интересные проекты, которые рассчитаны на различные возрастные категории, состояние здоровья, интеллектуальное и психическое развитие детей и подростков .
На рисунке 1.1 представлены основные виды детских туров, которые существуют в современном мире.
Рассмотрим все указанные на рисунке 1.1 виды детских туров более подробно.
Спортивные детские туры предполагают формирование специальной программы для воспитанников спортивных школ, которые занимаются определенным видом спорта и хотят развивать свои умения не только в рамках своей школы, но и на других спортивных площадках. Обычно такие туры имеют достаточно большую продолжительность и рассчитаны на самоорганизацию и дисциплину юных спортсменов. Базой для реализации таких туров чаще всего являются спортивные лагеря .
Познавательные детские туры могут быть организованы для конкретной возрастной категории и совпадать с программой обучения по различным дисциплинам. Они необходимы для повышения общей культуры детей и подростков, чаще всего являются краткосрочными и включают в себя несколько интересных экскурсионных объектов, которые дети должны посетить для написания сочинений или рецензий на свое путешествие .
Также в рамках познавательных туров дети и подростки в своем населенном пункте могут посещать музеи, галереи и другие достопримечательности, не перенося долгих переездов в другие города.
Оздоровительные детские туры – это программы, которые имеют 2 основных подвида :
– программы общего оздоровления детей, которые реализуются в детских оздоровительных лагерях и включают в себя спортивный, учебный, воспитательный и творческий компоненты;
– программы оздоровления детей, имеющих определенные заболевания, которые проводятся в детских санаториях и также, помимо оздоровительного компонента, могут включать в себя развивающий элемент.
Курортные детские туры – это такие программы, которые создаются либо для детей и подростков (специальные лагеря в курортной зоне), либо для детей и их родителей с упором на проведение детских программ. Такие туры достаточно долгосрочны и носит как развлекательный, так и оздоровительный характер. В условиях детских лагерей также проводится воспитание и творческое развитие.
Развлекательные детские туры – это специальные краткосрочные программы, которые предусмотрены для группового посещения детьми и подростками различных развлекательных объектов, например, интересных парков, аттракционов и других видов развлекательных объектов и мероприятий .
Такие туры чаше всего разрабатываются для школьных классов или других детских групп и направлены исключительно на отдых и формирование положительного социально-психологического климата в детском коллективе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон Российской Федерации № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года (в действ. ред. от 02 июля 2021 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (Дата обращения: 25.11.2021).
2. Авакумов, Г.А., Пришвина, А.А. Формы маркетинговой работы на туристическом рынке зарубежных стран / Г.А. Авакумов, А.А. Пришвина // Материалы научно-практической конференции «Маркетинговые технологии в современном мире: Россия и зарубежные страны». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2021. – С. 99–109.
3. Арсентьева, А.В., Филимонова, Г.В., Чуркина, О.Л. Детский туризм как социально-культурное явление / А.В. Арсентьева, Г.В. Филимонова, Г.В. Чуркина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социокультурной деятельности на современном этапе». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ленина, 2020. – С. 20–34.
4. Борисов, А.П. Социально-культурная деятельность / А.П. Борисов. – Воркута: Омега, 2019. – 624 с.
5. Горюнова, П.А., Раутская, А.А. Принципы продвижения туристических услуг на российском рынке: история и современный опыт / П.А. Горюнова, А.А. Раутская // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 5. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2019. – С. 46–58.
6. Демидова, А.А., Фролова, М.И. Зарубежный опыт продвижения туристических услуг на современном этапе / А.А. Демидова, М.И. Фролова // Вопросы экономики и маркетинга. – 2020. – № 12. – С. 56–69.
7. Детский отдых в США: особенности, программы и цены // Билеты Плюс. Туристический портал. – [Электронный ресурс] https://travel.biletyplus.ru/detskij-otdyx/242-detskij-otdykh-v-ssha (Дата обращения: 26.11.2021).
8. Детско-юношеский туризм // Свастур. – [Электронный ресурс] https://svastour.ru/articles/puteshestviya/vidy-turov/detsko-yunosheskiy-turizm.html (Дата обращения: 26.11.2021).
9. Епифанова, О.Р., Хвостова, Н.А., Обручев, Г.В. Детский туризм: вопросы и ответы / О.Р. Епифанова, Н.А. Хвостова, Г.В. Обручев. – М.: Перспектива, 2019. – 460 с.
10. Желткова, А.Я., Щеглова, И.М. Массовые коммуникации и туризм / А.Я. Желткова, И.М. Щеглова. – Вологда: Абсолют, 2020. – 310 с.
11. Заврагина, А.П., Харченко, Т.А., Вологдина, Т.М. Основные направления развития детско-юношеского туризма: российский и зарубежный опыт / А.П. Заврагина, Т.А. Харченко, Т.М. Вологдина // Вестник Астраханского государственного университета. – 2021. – № 5. – С. 60–70.
12. Золотарева, Ю.В. Организация детского туризма в странах Западной Европы / Ю.В. Золотарева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 10 (часть 3). – С. 463–467.
13. Ищенко, П.Р., Хрусталева, Н.Е., Самочкина, А.М. Принципы продвижения туристических услуг: основные направления маркетинговой деятельности на туристическом рынке / П.Р. Ищенко, Н.Е. Хрусталева, А.М. Самочкина // Материалы научно-практической конференции «Маркетинговые технологии XXI века». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. – С. 103–116.
14. Королева, П.И. Рынок туристических услуг / П.И. Королева. – Тверь: Зеркало, 2021. – 430 с.
15. Красовская, П.И., Петренко, А.А. Основы туризма / П.И. Красовская, А.А. Петренко. – Комсомольск-на-Амуре: Фортуна, 2020. – 590 с.
16. Левковская, И.М., Францева, Г.А., Шиловская, Е.Е. Детский туризм как область маркетинговых исследований / И.М. Левковская, Г.А. Францева, Е.Е. Шиловская // Маркетинговые исследования в России и за рубежом. – 2021. – № 10. – С. 33–47.
17. Пустоцветова, И.М., Архангельская, Т.А., Фролова, М.А. Организация детского туризма в России: основные направления и проблемы продвижения на современном российском туристическом рынке / И.М. Пустоцветова, Т.А. Архангельская, М.А. Фролова // Сборник статей Балтийского федерального университета им. И. Канта. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2021. – С. 146–159.
18. Саранча, М.А., Вапнярская, О.И. Феномен детского туризма как предмет классификации: проблемы и основные направления / М.А. Саранча, О.И. Вапнярская // Сетевой научный журнал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-detskogo-turizma-kak-predmet-klassifikatsii-problemy-i-osnovnye-napravleniya/viewer (Дата обращения: 29.11.2021).
19. Современный детский туризм // Glonass Travel. Туристический портал. – [Электронный ресурс] https://glonasstravel.com/destination/vidy-semejnogo-turizma/detskij-turizm/ (Дата обращения: 27.11.2021).
20. Торбенко, Н.Г., Соколовская, Я.В., Мичурина, С.В. Развитие детского туризма в условиях экономического кризиса / Н.Г. Торбенко, Я.В. Соколовская, С.В. Мичурина // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 4. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2020. – С. 65–78.
21. Чаплыгина, М.Г. Воинова, Н.Е. Проблемы и тенденции развития детско-юношеского туризма в России / М.Г. Чаплыгина, Н.Е. Воинова // Актуальные исследования. Научный журнал. – 2020. – № 5(8). – [Электронный ресурс] https://apni.ru/article/380-problemi-i-tendentsii-razvitiya (Дата обращения: 26.11.2021).
22. Что такое детский туризм и как его развивать // Альтапресс. – [Электронный ресурс] https://altapress.ru/obrazovanie/story/chto-takoe-detskiy-turizm-i-kak-ego-razvivat-292437 (Дата обращения: 25.11.2021).
23. Яковлева, И.М., Щуркина, Г.Н., Володарская, А.В. Принципы продвижения детско-юношеских туристических программ: российский и зарубежный опыт / И.М. Яковлева, Г.Н. Щуркина, А.В. Володарская // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 4. Маркетинг. – Томск: Томский государственный университет, 2021. – С. 106–113.