Фрагмент для ознакомления
2
В настоящий период времени в правовой литературе принято выделять разные виды и уровни государственного управления, устанавливаемые самыми разными признаками.
Координационное управление характерно федерациям либо конфедерациям, когда, наравне с едиными центральными властными органами, имеются и периферийные, которые обладают полной, либо частичной самостоятельностью. Для того, чтобы осуществлять координацию действий (к примеру, в сфере обороны) образуются специальные органы.
Субординационное управление основывается на административном подчинении периферийных органов центру, что присуще унитарным государствам, которые не обладают в своем составе независимыми административными единицами. В данном государстве органы управления государства на всех уровнях осуществляют свою деятельность по базовым, единым стандартам.
В зависимости от разграничения форм собственности на федеральную, региональную и местную создаются соответствующие управленческие органы. В качестве объектов управления на федеральном уровне выступают природные ресурсы, земля, недра, акции предприятий, которые были приватизированы и др. Управленческие объекты иных уровней устанавливаются соответствующими соглашениями.
По воздействию на объект принято выделять функциональное и отраслевое управление. Отраслевое управление определяет наличие вертикали соподчинения от центра до самого предприятия и на практике реализуется посредством функциональных и отраслевых министерств .
Самым эффективным образом оно реализуется через министерства, которые занимаются единой технической политикой в области, обеспечивают необходимые пропорции межотраслевого и внутриотраслевого характера.
Управление функционального характера осуществляется органами исполнительной власти по следующим направлениям: оборона, экономика, развитие в социальной сфере, безопасность и др., что позволяет государству проводить соответствующую внешнюю и внутреннюю политику. Например, в сфере экономики органы исполнительной власти республики исполняют функции прогнозирования и планирования, управления собственностью, регулируют предпринимательскую деятельность и налоговое обложение.
В зависимости от временных масштабов, управление бывает тактическим, оперативным и стратегическим.
Стратегическое управление устанавливает долгосрочную перспективу общественного развития как по всем, так и по определенным сферам, направлениям, территориям, объектам, задает специальную программу деятельности каждому из звеньев в управлении.
Тактическое управление – это управление кратковременного характера, предполагающее определенные действия по реализации установленных целей. В случае необходимости тактическое управление определяет корректировку определенных показателей стратегического характера (к примеру, выявляется действие определенных факторов, которые ранее не учитывались). Данный вид управления предполагает высокий уровень профессионализма, инициативность персонала управления, гибкость мышления.
Оперативное управление предназначено решать текущие задачи, а также новые задачи, которые возникают в процессе управленческой деятельности. Данный вид управления определяет четкую постановку задачи с учетом определенной ситуации.
Следует выделить также антикризисное управление, которое предназначено предупреждать и проводить процедуру банкротства всех предприятий .
По способам учета интересов объектов управления, применения методов, управление государством может быть экономическим и административным.
Административное управление предполагает непосредственное воздействие на интересы, которые управляются методами директивного принуждения (запрет, разрешение, санкции дисциплинарного характера, вне зависимости от мнения объекта управления). Оно подлежит реализации через назначение, увольнение, поощрение и т.д.
Экономическое управление предполагает воздействие на объект посредством кредитно-денежной и финансовой политики государства, хозяйственного законодательства, то есть косвенным образом, через его интересы в экономической сфере.
В этом случае объект управления свободен в собственных действиях, но исключительно в рамках юридического поля. При нарушении законов со стороны объекту, к нему подлежат применению финансовые и другие санкции.
Принято выделять также доверительное управление, когда применяются принципы частных предпринимательских отношений. Данная разновидность управления подлежит осуществлению в том случае, когда государство прямо заинтересовано в том, чтобы сохранить конкурентоспособность предприятий. Управление здесь обладает договорным характером между государственным органом управления и предприятием в соответствии с паритетом сторон и подлежит осуществлению специальными управляющими.
Все разновидности государственного управления обуславливаются формой правления, административно-территориальным устройством, политическим режимом, что, в конечном итоге, предопределяет социальную сущность государства.
Административно-территориальное деление государств по большей части устанавливает механизм уровней управления государством. Каждому из уровней управления отводится особенная, автономная область полномочий, каждый подчиняется в политическом отношении иным органам: правительству, парламенту, общинному представительству и др.
На национальном уровне управление государством подлежит осуществлению центральными органами, которые представляют все общество. К подобным органам следует отнести парламент, главу государства, министерства и ведомства, а также правительство. Они обладают широкой компетенцией и предназначены, в первую очередь, решать вопросы внешней политики, обороноспособности, социального и экономического развития, транспорта, связи, всего жизнеобеспечения государства. Принятые ими решения обладают общеобязательным характером.
На уровне регионов управление прямо направлено на рациональное размещение производства, системное развитие территорий, углубление специализации, а также выравнивание уровней их социально-экономического развития.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ О Правительстве Российской Федерации // Российская газета, N 251, 09.11.2020
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 11.06.2021) Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Российская газета, N 206, 19.10.1999
4. Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 (ред. от 21.01.2020) О структуре федеральных органов исполнительной власти // Российская газета, N 104, 17.05.2018
Научная и учебная литература:
1. Аврутин Ю.Е. Бытие административного права в социокультурном и аксиологическом измерении // Административное право и процесс. 2016. - N 3.- С. 11-13
2. Административное право России: учебник / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский, С.М. Кузнецов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект ... Мурзина Л.И., Писарев М.Д. Проблемы реформирования административного законодательства // Вестник ПензГУ. 2017. -№4.- С.8
3. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 5 -е изд., пересмотр. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. — 576 с.
4. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 736 с.
5. Административный процесс: учеб. пособие / В.В. Волкова [и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. — 175 с.
6. Андриенко И.Р., Семина Л.А. Формы и методы государственного управления // Журнал «Актуальные исследования». - 2021. - № 18 (45). - С. 52-55.
7. Бондарева В.О., Новикова И.В. Понятие государственного управления // Наука. Образование. Инновации. Сборник научных статей. - 2020. - С. 27-30.
8. Бочарова Н. Н. Система и структура федеральных органов исполнительной власти // Журнал «Северо-Кавказский юридический вестник».- 2017. –С. 84-86
9. Глущенко П.П. Административное право. Краткий курс. /П.П. Глущенко, Н.Н. Жильский и др. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2017. — 272 с.
10. Жукова С.М. К вопросу о принципах организации и функционирования органов исполнительной власти // Журнал «Синергия Наук». -2017. - № 17. - С. 786-791.
11. Жукова С.М. К вопросу о системе федеральных органов исполнительной власти // Журнал «Известия Оренбургского государственного аграрного университета». – 2017. – С. 94-95
12. Зубкова Я.А., Кошокова С.Я. Формы и методы государственного управления в Российской Федерации // Журнал «Научные исследования XXI века». - 2021. - № 3 (11). - С. 143-146.
13. Иванова В.В. Формирование системы органов исполнительной власти РФ // Журнал «Молодой ученый». -2020.- № 44 (334). - С. 214-217.
14. Климовская М. К. Исполнительная власть в субъектах РФ // Журнал «Достижения науки и образования». – 2018. – С. 119-121
15. Конин Н. М. Административное право: учебник / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 574 с.
16. Константинов Д.Г. Понятие, принципы и содержание государственного управления // Журнал «Молодой ученый». - 2019. - № 34 (272). - С. 161-163.
17. Лусегенова З.С. О современных формах государственного управления // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 2 (153). - С. 132-133.
18. Лутенко Е.В. Система органов исполнительной власти в РФ // Журнал «NovaUm.Ru. - 2020.- № 28. - С. 248-250.
19. Макарейко Н. В. Административное право: учебное пособие для вузов / Н. В. Макарейко. — 10-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. –С. 127-129
20. Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е издание. Моск. университет, 2015.- С. 511.
21. Попова, Н. Ф. Административное право : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 333 с.
22. Пучкова М. В. Формы государственного управления: понятие и их общие признаки // Журнал «Труды Института государства и права Российской академии наук».- 2017.- С.18-19
23. Рожанская А.С. Виды и уровни государственного управления // Журнал «Закон и право». - 2019. - С. 426-429.
24. Скворцова А. П., Коняхина Т. Я., Гусева С. Г. О системе органов исполнительной власти в РФ // Журнал «Вестник Московского университета МВД России». – 2018. – С. 73-74
25. Смешко О. Г. Государственное управление: на пути построения эффективной системы // Журнал «Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета». – 2017. – С. 42-44
26. Спиридонов П. Е. Современные вопросы развития системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации // Журнал «Вестник Университета имени О.Е. Кутафина». – 2019. – С. 98-100
27. Стахов А. И. Административное право России: учебник / А. И. Стахов, П. И. Кононов. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 651 с.
28. Токтогулов А. А. Исполнительная власть: понятие, сущность // Журнал «Проблемы современной науки и образования». – 2016.- С. 112
29. Фиалковская И. Д. Теоретические подходы к определению системы форм и методов государственного управления // Журнал «ДНК права». – 2018. – С. 94-95