Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время материальное обеспечение пенсионеров, инвалидов, а также лиц, потерявших кормильца - является одним из ключевых направлений социальной политики Российской Федерации.
Обращение к действующему российскому законодательству позволяет заключить, что оно является социально-ориентированным, и вполне соответствует Конституции Российской Федерации, провозглашающим Российскую Федерацию социальным государством. При этом пенсионное обеспечение в РФ нельзя назвать устойчивым, оно постоянно претерпевает на себе изменения.
Страховая пенсия по старости - самый распространенный вид пенсий в нашей стране. Ее люди получают по достижении соответствующего возраста.
Степень научной разработанности проблемы. Актуальные проблемы право применения трудового стажа рассматриваются в многочисленных трудах российских ученых-юристов, в частности стоит отметить труды Азаровой Е.Г и Вихрова Д.Г.
Проблема подтверждения страхового стажа, а также вопросы о применении принципов правового регулирования в сфере социального обеспечения рассматриваются в статье Менкенова А.В. «Установление трудового стажа: актуальные проблемы правоприменения».
Федеральный закон № 400 ФЗ «О страховых пенсиях» законодательно закрепляет то, что после процедуры регистрации гражданина в качестве застрахованного лица информация об его стаже будет формироваться с помощью обязательного персонифицированного учета.
До регистрации в данной системе периоды, включаемые в страховой стаж должны подтверждаться документально, т.е. с применением записей в трудовой книжке и в электронных документах.
Остается актуальным поиск необходимых изменений в пенсионном законодательстве и разработка направлений его совершенствования, адекватных современным экономическим, социальным и демографическим условиям.
Цель работы - комплексное изучение страховых пенсий по старости в Российской Федерации. Досрочные пенсии по старости.
Для достижения указанной цели ставились следующие задачи:
- рассмотреть общие положения о страховых пенсиях в Российской Федерации;
- изучить характеристику и особенности назначения отдельных видов страховых пенсий.
Объект исследования – правоотношения, возникающие при возникновении права на выплату страховых пенсий.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, связанные с регулированием особенностей назначения и выплат страховых пенсий.
Теоретическая основа работы сформировалась в результате изучения и использования большого теоретического и практического материала, литературных источников, аналитических публикаций по вопросам, связанным с особенностями назначения и выплат различных видов страховых пенсий.
Методологическая основа: в целях настоящего исследования использовались общенаучные методы - методы формальной и диалектической логики, метод анализа и синтеза, системный метод, и частно-научные методы - технико-юридический анализ, методы грамматического, логического и систематического толкования правовых норм, сравнительно-правовой и историко-правовой метод.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, федеральные и федеральные конституционные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
Теоретическая значимость работы заключается в системном и аналитическом изучении юридической практики.
Практическая ценность данного исследования заключается в определении направлений совершенствования назначения и выплат различных видов страховых пенсий.
В работе были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также литературные источники российских и зарубежных авторов, в частности, Борисова А.Н., Сиваков И.В. и других.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и виды страховых пенсий в Российской Федерации
Понятие страховой пенсии является новым для российского государства, оно вошло в оборот с 1 января 2015 года с принятием Федерального закона № 400–ФЗ «О страховых пенсиях» , он пришел на смену Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в рамках назревшей пенсионной реформы.
Ранее существовала трудовая пенсия, которая состояла из страховой и накопительной части, но с 1 января 2015 года эти понятия утратили силу, отныне существует отдельно страховая пенсия и отдельно накопительная. Ранее для назначения страховой требовалось всего 5 лет официально зарегистрированной трудовой деятельности, тогда как в рамках реформы в новом законодательстве предусмотрено ежегодное увеличение страхового стажа на один год, вплоть до 2024 года. В 2024 году требуемый страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости составит 15 лет.
Также было введено понятие пенсионных баллов, которые суммируются и образуют пенсионный коэффициент. Данный коэффициент включает в себя не только трудовую деятельность, но некоторые другие виды, например:
–служба в армии,
–отпуск по уходу за ребенком.
Количество необходимых баллов тоже изменяется каждый год вплоть до 2025 года и к этому году требуется набрать не менее 30 баллов для назначения страховой пенсии по старости.
Страховая пенсия представляет собой денежную выплату, выплачиваемую Пенсионным фондом Российской Федерации лицам, имеющим на это основания в качестве компенсации заработной платы, которую они получали в период трудовой деятельности, а также в качестве компенсации доходов, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.
Страховые пенсии имеют ту же правовую природу, что и иные пенсии:
- являются периодическими (ежемесячными) выплатами;
- имеют регулярный характер;
- выплачиваются в денежной форме;
-имеют компенсационный характер (призваны компенсировать застрахованным лицам заработную плату и иные выплаты и вознаграждения, утраченные ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - утраченную заработную плату и иные выплаты и вознаграждения кормильца, когда утрата произошла в связи со смертью этих застрахованных лиц) .
Стоит отметить, что к страховой пенсии всегда устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая варьируется от вида страховой пенсии. А размер данной выплаты ежегодно подвергается индексации.
Как уже упоминалась ранее, правовое положение страховых пенсий регулируется Федеральным законом «О страховых пенсиях», им устанавливаются следующие виды страховых пенсий:
-страховая пенсия по старости;
-страховая пенсия по инвалидности;
-страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Страховая пенсия по старости, разумеется, считается одним из важнейших видов пенсионного обеспечения нашей страны, на его выплату расходуется значительная часть денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации. Данная социальная выплата является основной для большей части лиц пожилого возраста.
Страховая пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости. Причем наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат предполагаются и не требуют доказательств. Это означает, что при достижении возраста выхода на пенсию и соблюдении иных условий (стаж, ИКП) любой гражданин имеет право обратиться за назначение страховой пенсии по старости в Пенсионный Фонд России, даже если он не оставил работу или иную деятельность, приносящую доход.
Страховая пенсия по инвалидности является ежемесячной выплатой, которую осуществляет Пенсионный фонд России при наличии у гражданина инвалидности I, II или III группы и наличия хотя бы одного дня страхового стажа. Согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях» страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в комплекс защитных мер для лиц инвалидностью входит и их материальное обеспечение, в которое, в свою очередь включаются и страховые пенсии по инвалидности.
Далее хотелось бы перейти к страховой пенсии по потери кормильца. Как и два предыдущих вида, она также устанавливается Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Данная пенсия назначается нетрудоспособным членам семьи, потерявшим кормильца, который подлежал обязательному пенсионному страхованию. Если у умершего полностью отсутствует страховой стаж, то нетрудоспособным членам его семьи будет назначения социальная пенсия по потери кормильца.
Основанием для назначения пенсии является смерть кормильца или его безвестное отсутствие. Член семьи умершего кормильца может быть признан иждивенцем, даже если он никогда не проживал совместно с кормильцем, в том числе в одном городе, однако постоянно получал от него помощь, являющуюся основным источником средств к существованию. Для признания члена семьи иждивенцем постоянная помощь должна оказываться в период, непосредственно предшествовавший смерти кормильца.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (ред. 30.04.21)//Собрание законодательства РФ–2021–№32–ст.3301
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (ред. 04.02.21)//Собрание законодательства РФ–2020–№1–ст. 16
3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. 26.05.21) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ–2001–№51– ст. 4831
4. Федеральный закон от 28.12.2013 г. №400 «О страховых пенсиях» (ред.30.04.21)// Собрание законодательства РФ–2021–№52(часть1)–ст.6965
5. Федеральный закон от 03.12.2012 г.№ 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» (ред. 03.07.16)//Собрание законодательства РФ–2016–№50(часть 5)–ст. 6966
6. Балашова Е.Ф. Повышение пенсионного возраста - возможность или обязанность гражданина?//Актуальные проблемы современного российского законодательства РФ–2020.–С.12–16
7. Белянинова Ю.В., Долотина Р.Р., Слесарев С.А., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».//СПС Консультант Плюс
8. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный)–М.,2019–318с
9. Васильева Ю.В. Пенсионное право Российской Федерации–Пермь, 2016.–362с.
10. Верещагина Л.Н. Страховой стаж в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2018. - № 1 (30). - С. 91-95.
11. Горлин Ю.М. Повышение требований к страховому стажу и количеству индивидуальных пенсионных коэффициентов // Новое слово в науке: стратегии развития Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - 2020. - С. 55-57.
12. Дзгоева-Сулейманова Ф.О. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Ф. О. Дзгоева-Сулейманова. - Москва : Проспект, 2018. - 223 с.
13. Долотов В.А. Досрочные пенсии в Российской Федерации: учебное пособие–Пенза, 2015–64с
14. Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э. Комментарий к пенсионному законодательству–М., 2020.–334с
15. Лушников, А.М. Курс права социального обеспечения–М., 2014–420с.
16. Менкенов А.В. Трудовой стаж и его роль в праве социального обеспечения: дисс…канд.юрид.наук–М., 2016–231с.
17. Николаева Е. Ю. Право социального обеспечения–М., 2017–64с.
18. Питько Е.В., Феськова О.Ю. Адресность – основополагающий принцип системы социальной защиты граждан Российской Федерации.//Российское правосудие.–2016.–№ 12 (128).–С. 60-64
19. Савченко И.Г. Роль страхового стажа в пенсионном обеспечении и его юридическое значение // Преодоление правового нигилизма в современном обществе сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2021. - С. 58-60.
20. Сайт Пенсионного фонда РФ. URL: http://www.pfrf.ru/about/isp_dir (Дата обращения: 20.11.2021)
21. Сиваков И.В. Новеллы пенсионной реформы: альтеративные варианты досрочного пенсионного обеспечения по старости//Социальное и пенсионное право–2021–№1–С.7-9.