Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Искусство часто имеет скрытый смысл, когда речь идет о цветах, используемых в картинах, которые можно использовать как мощный инструмент для пробуждения эмоций у зрителя.
Исследования показали, что цвета вокруг нас напрямую влияют на то, как мы себя чувствуем, и, следовательно, могут помочь нам расслабиться. Художники часто используют цвета, чтобы передать подсознательное сообщение.
Цвет – это элемент искусства, который создается, когда свет, падающий на объект, отражается обратно в глаз: это объективное определение. К ним относятся такие характеристики, как гармония - когда два или более цвета соединяются и дают удовлетворительный эффективный отклик; и температура - синий считается теплым или холодным в зависимости от того, склоняется ли он к фиолетовому или зеленому, а красный - к желтому или синему. [12]
Таким образом, субъективно цвет - это ощущение, реакция человека на оттенок, возникающий частично из-за зрительного нерва, частично из-за образования и воздействия цвета, и, возможно, в большей части, просто из-за человеческих чувств.
Разговоры о цвете продолжались практически на всем историческом пути становлении цвета. Еще в конце 17 века две стороны Французской академии сошлись в пользу дизайна или цвета как фундаментального и наиболее важного аспекта живописи.
В пользу «рисунка» были консервативные и классически настроенные Пуссинисты, получившие свое имя от более раннего французского художника 17-го века Николя Пуссена. За цвет выступал более радикальный и демократизирующий Рубенист, вслед за своей яркой звездой, фламандским художником Питером Полем Рубенсом.
Спор между этими двумя сторонами был глубоким и многогранным. Он включал серьезные споры по всему, от истинной цели живописи до способности необразованного обывателя ценить искусство и до самой роли разума в жизни человека. Были написаны брошюры. Были сделаны заявления. И битва бушевала почти тридцать лет внутри и за пределами академии.
Эти два лагеря были названы Пуссинистами и Рубенистами в честь их титульных кумиров, Николая Пуссена и Питера Пауля Рубенса. Пуссинисты провозгласили главенство рисунка и черчения в живописи, в то время как Рубенисты утверждали, что цвет должен править днем.
Пуссинисты прошли проторенный путь классического искусства от греческих и римских древностей до эпохи Возрождения. Рубенисты обожали яркие цвета и агрессивные мазки более поздних художников эпохи барокко.
Произведение искусства, обращаясь к бессознательному и воссоздавая мир в целостных и типичных картинах, несет в себе общечеловеческое содержание, которое не утрачивает значения с течением времени, обретая новые измерения и трактовки, а художественные формы, заново осмысляемые в каждую эпоху, как и заключенные в них общечеловеческие ценности, продолжают волновать во все времена. [14]
В этом смысле избранная нами тема, - «колорит как средство образного выражения в городском пейзаже», - является удачной и условно представляет собой место, где два из наиболее глубинных кругов представлений европейца о себе самом встречаются. Само торжество жизни и спокойствия, праздника и тишины.
Соответственно, мы ограничим проблематику вопроса хронологическими рамками Возрождения – эпохи, воскрешающей наследие греко-античной культуры, не заостряя внимания на ее особенностях в рамках тех или иных европейских государств, поскольку нас интересуют не национальные черты, а общие для всей европейской ментальности идеи.
Такой подход позволит нам сформулировать цель исследования как: «Дать анализ интерпретации колорита как средство образного выражения в городском пейзаже».
В ходе исследования будут решены следующие задачи:
1.1 Определить колорит в живописи. Типы колорита
1.2 Определить основные категории представлений колористической системы импрессионизма
1.3 Рассмотреть, как идея преломляется в художественном творчестве в передаче цвета и художественного замысла в живописи пейзажа, и проанализировать вариации трактовок сюжета различными художниками эпохи.
Нельзя говорить о каком бы то ни было сознательном исследовании вопроса, так как учебная направленность трудов о колорите в живописи предполагает скорее общий взгляд, чем глубокое погружение, но в данном случае этот общий взгляд на эпоху, особенности ментальности ее представителей, отражение ее в искусстве как раз и представлял ценность.
В этом смысле углубить восприятие помогли труды по семантике цвета, давшие основания выделить ключевые образы, встречающиеся в нем, и по новому взглянуть на них, как на метафоры и аллегории человеческого бытия.
Наиболее полезными среди них оказались обе работы Вержбицкой А., которая как раз и сосредоточилась на том, как именно стоит понимать культуры через посредство ключевых слов, а также работа А.Ж. Новикова «Смысл: семь дихотомических признаков», раскрывающая саму идею того, в каких формах проявляет себя внутренний смысл вещи. Новиков Л.A. в работе «Структура эстетического знака и остранение» изложил идею о том, как знак и символ функционируют в искусстве, становясь эстетической категорией и делая, таким образом, свою трактовку более многовариантной.
В процессе работы над курсовой работой были использованы труды таких авторов, как Саттон Т., Вилен Б. «Гармония цвета», Сокольниковой Н.М. «История изобразительного искусства», Кибрик Е.А. «Работа и мысли художника», Иттена Иоханнес. «Искусство цвета»
Анализ этого поля литературы показал, что тема глубоко исследовалась как отечественными, так и зарубежными авторами. В то же время, необходимо признать, что круг точек зрения, порой противоречащих друг другу, слишком широк и единого мнения по данному вопросу не выработано. С одной стороны это затрудняет дальнейший анализ источников в контексте избранной темы, с другой – делает его еще более актуальным.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации.
Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций и гуманистических взглядов культуры Возрождения, сравнительный – сравнения культуры эпохи Возрождения с Античностью и Средневековьем.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах по истории искусств. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам интерпретации и исследовании колорита как средство образного выражения в городском пейзаже».
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы
ГЛАВА I. КОЛОРИТ В ЖИВОПИСИ ПЕЙЗАЖА
1.1.Колорит в живописи. Типы колорита
Колорит–это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения.
Колорит– это важнейший компонент художественного образа, одно из средств художественной выразительности в живописи, цветной графике, во многих произведениях.
Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом.[23]
Колорит раскрывает перед нами красочные богатства мира. Он помогает художнику передать настроение картины: колорит может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным и другие. Колорит будет теплым и холодным, светлым и темным.
Имея дело с цветом, всегда следует помнить, что цвета при взаимодействии меняют свои оттенки, создают различные рефлексы и имеют сильное влияние друг на друга. Такое соотношение и взаимодействие цветов на картине называется колорит.
К теплым цветам относятся красный, оранжевый, пурпурный, желтый, зелено-желтый. К холодным цветам традиционно причисляют синий, фиолетовый, сине-зеленый.
Теплые цвета обычно вызывают положительные эмоции, создают теплую атмосферу, холодные оттенки наоборот — успокаивают, настраивают на меланхолический, вдумчивый лад.
В течение различных периодов развития живописи менялись и колористические системы. Одной из первых колористических систем была система локальных цветов. Ее суть заключается в том, что, грубо говоря, рисунок выглядит как раскраска. Есть четкий рисунок и заливка цветом определенных элементов рисунка. Однако, здесь цвета почти не взаимодействуют между собой. Они как бы живут своей независимой жизнью. Локальные цвета до сих пор популярны в декоративно-прикладном искусстве, их можно увидеть на фресках включая фрески Сикстинской капеллы и в книжной миниатюре.[23]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абеляшева, Г.В. Импрессионизм: науч.-поп. изд. [Текст]/ Г.В. Абеляшева. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004.
2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М.: Наука, 2011. – 279с.
3. Беда Г.В. Живопись. – М.: Просвещение, 2006. – 192с.
4. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. – М.: Просвещение, 1977. – 188с.
5. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 2009. – 239с.
6. Бесчастнов Н.П. и др. Живопись. – М.: ВЛАДОС, 2011. –224с.
7. Бояринова С. Главные правила сочетания цветов / С. Бояринова. – М.: Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2010. — 96 с.
8. Владимирова Е. (сост.). Импрессионизм / Е. Владимирова. – М.: Эксмо, 2012. — 385 с.
9. Выготский, Л.С. Психология искусства: Анализ эстет. реакции. Изд. 5-е. – М. : Лабиринт, 1998. – 413 с.
10. Давидова М.Г. Формальный метод в искусствознании / М.Г. Давидова. — Учебное пособие для направления подготовки 50.03.04. — СПб.: СПбГЛТУ, 2016. — 80
11. Ефимов, А.В. Цвет + форма. Искусство 20-21 веков (живопись, скульптура, инсталляция, лэнд-арт, дигитал-арт). – М. : БуксМАрт, 2014. – 616 с.Камминг, Р. Полная энциклопедия. Искусство. – М.: АСТ Астрель, 2007. – 512 с.
12. Иттен Иоханнес. Искусство цвета / Пер.: Монахова Людмила — М.: Д. Аронов. 2004. — 95 с.
13. Иттен Иоханнес. Искусство формы. / Издатель: Д. Аронов. 2001. — 138 с
14. Ильина, Т.В. История искусств / Т.В. Ильина. – М.: Высшая школа, 2003. – 407 с.
15. Кибрик Е.А. Работа и мысли художника. – М.: Искусство, 1984. – 255 с
16. Клод Моне [Текст]/ Автор текста Д. Перова. – М. – Изд-во «Директ-Медиа», 2010.
17. Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств / Пер. с немецкого. — М.: Сварог и К, 2000. — 211 с
18. Лосев, А.Ф. Диалектика художественной формы // Эстетика и теория искусства ХХ века: Хрестоматия / Сост. Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 224-242.
19. Медведская О. Изобразительное искусство / О. Медведская. — М.: Мир книги, 2005. — 130 с.
20. Мост И.Г. Мировая живопись / И.Г. Мост. – СПб.: Кристалл, 2002. — 96 с.
21. Общая психология: в 7 т. Т. 2: Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б.С. Братуся. 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с.
22. Пьер Огюст Ренуар [Текст]/ Автор текста Д. Перова. – М. – Изд-во «Директ-Медиа», 2009.
23. Саттон Т., Вилен Б. Гармония цвета. / М.: Астрель, АСТ, 2004. – 215 с.
24. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства Т.1 / Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2007. — 304 с.
25. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства Т.2 / Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2007. — 208
26. Скляренко, В.М. 100 знаменитых художников, XIX-XX вв. [Текст]/ В.М. Скляренко, Т.В. Иовлева, И.А. Рудычева; худож. Л.Д. Киркач. – Харьков: Фолио, 2003.
27. Степанов, А.В. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов / А.В. Степанов, В.И. Мальгин, Г.И. Иванова и др. – М. : Издательство «Архитектура– С», 2011. – 256 с.
28. Чидзиива Х. Гармония цвета. / Х. Чидзиива. – М.: Астрель, АСТ, 2003. — 142 с.
29. Bassie Ashley. Expressionism / Parkstone Press International, 2008. - 200 p.
30. Brodskaïa Nathalia. Impressionism / New York: Parkstone Press International, 2012. — 200 p