Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбора темы исследования: условия экономического кризиса требуют от предприятия повышения эффективности деятельности, конкурентоспособности реализуемых товаров и услуг на основе разработки и реализации эффективной маркетинговой деятельности, эффективных форм хозяйствования, оптимизации логистических процессов, управления торговой деятельностью, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.
В современных экономических условиях деятельность каждого экономического субъекта, особенно торгового предприятия, является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и физических лиц), заинтересованных в результатах его функционирования.
Кризисы создают особые условия для функционирования предприятий. Оказывая воздействие не только на внешнее окружение, но и внутреннюю среду компании, они изменяют текущие бизнес-процессы и, зачастую, трансформируют систему управления, снижают ее эффективность и устойчивость организации.
Антикризисные стратегии российских компании воздушного транспорта отличаются большим разнообразием и, соответственно, эффективностью. Ввиду того, что в различных отраслях степень воздействия негативных тенденций разная, а также уровень адаптивности предприятий тоже имеет значительные отличия, то говорить о возможности использования единой стандартной модели поведения не приходится.
Однако, предприятиям нужна информация о том какие инструменты можно использовать и в каких ситуациях, чтобы сгладить последствия кризисных явлений и повысить экономическую и рыночную устойчивость компании, сохранить конкурентоспособность.
Цель данной работы – осуществить анализ влияния кризиса на предприятие и определение его последствий.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия кризиса,
- изучить сущность антикризисной политики предприятия,
- рассмотреть инструменты антикризисного управления предприятием,
- представить характеристику деятельности гостиничного предприятия ПАО «Ютэйр»,
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ПАО «Ютэйр»,
- выявить направления антикризисной стратегии ПАО «Ютэйр»,
- рассмотреть обучение персонала как приоритетное направление антикризисной стратегии ПАО «Ютэйр».
Предмет исследования – кризис предприятия.
Объект исследования – предприятие воздушного транспорта ПАО «Ютэйр».
Степень изученности данной темы достаточно высокая, что отражается в большом количестве научных трудов, посвященных ее изучению.
Теоретическую основу исследования составляют научные труда таких авторов, как Аганбегян А.Г., Алексунин А.К., Барышева А.В., Е.Н. Ведута, Губенко А.В., Мазилкина Е.И., Немчинов О.А, Паничкина Г.Г., Якушева А.Н., Фомин А.Я., Чехова А.Ю. и других.
Методы исследования: системный, комплексный и динамический подходы, традиционный анализ документов, нормативно-правовых источников, аналитических отраслевых отчетов, наблюдение, статистические и математические методы обработки информации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1 Влияние экономического кризиса на предприятия воздушного транспорта
1.1 Понятие и сущность экономического кризиса на предприятии
Развитие российской экономики не протяжении последних двадцати лет осуществляется в уникальных и достаточно сложных условиях насыщенности кризисными явлениями, насаждением изменений «сверху», отсутствием подготовительной и образовательной работы с населением по адаптации к происходящим изменениям.
Особенно сильно на российские предприятия, темпы и векторы их развития влияют кризисы, которые с определенной периодичностью затрагивают экономическую систему.
Переход от режима «ручного управления» экономическими процессами в условиях кризиса к системным мерам обеспечения посткризисного роста требует детального изучения методов решения соответствующих проблем, в первую очередь, научно-практического опыта российских ученых и возможностей его использования в современных российских условиях.
Именно поэтому вопросам применения различных подходов для решения проблем компании в условиях кризиса в настоящее время в научном мире уделяется особое внимание.
Кризис – это изменение негативное, глубокое и часто неожиданное, но одновременно несущее в себе новые возможности для развития .
Также можно сформулировать следующие определения кризиса:
- кризис – это дисфункция системы, изменяющая ее поведение, развитие,
- кризис – это изменение параметров системы, вызванное внешним воздействием или внутренними проблемами,
- кризис – это нестандартная ситуация, в которой субъект управления сталкивается с проблемами в упорядочении и координации действий объекта управления,
- кризис – это точка бифуркации, в которой организации может выбрать несколько альтернатив развития ситуации.
Каждое из вышеперечисленных определений в той или иной степени отражает сущность кризиса и в целом дополняют друг друга.
Можно выделить функции кризиса:
- выявляет проблемы, существующие в организации,
- обозначает проблемное поле в компании,
- выявляет потенциал развития,
- заставляет персонал сплотиться,
- создает условия для развития инновационной деятельности,
- создает предпосылки для маркетинговой деятельности и маркетингового управления,
- тестирует организацию или систему на адаптивность и выживаемость,
- выявляет способности персонала или субъектов управления.
Организационные кризисы отличаются следующими особенностями:
- масштабностью,
- усеченным перечнем проблем,
- ограниченным периодом времени на решение кризисной ситуации,
- ограниченностью ресурсов для решения проблем,
- возможностью детального анализа всех организационных процессов.
Фрагмент для ознакомления
3
Монографии
1. Алексунин А.К. Маркетинг /А.К.Алексунин. - М: Дашков и К., 2016.
2. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник. – М. :Юрайт , 2014. - 711 с.
3. Барышева А. В. Инновации: учебное пособие. – М. : Дашков и К° , 2015. - 380 с.
4. Башкатова Ю.И., Решетько Н.И. Современные информационные системы как фактор повышения качества управленческих решений и конкурентоспособности организаций // Интернет-журнал «Науковедение». Вып. 2 (21), 2014., С.62
5. Браверман А.А. Маркетинг в условиях кризисной экономики: макромаркетинг на товарном рынке, микромаркетинг на финансовом рынке, микромаркетинг на рынке труда //Материалы конференции РАМ, 2016
6. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Маркетинговые стратегии для российских компаний. Учебное пособие./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц И.В.- М.: ГУ ВШЭ, 2015.
7. Немчинов О.А. Экономика авиатранспортной отрасли: учеб. пособие / О.А. Немчинов, В.А. Хайтбаев. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2018.
8. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина. - М.: ИНФРА-М, 2015.
9. Ташмен М., О’Райли Ч. Победить с помощью инноваций: Практическое руководство по управлению организационными изменениями и обновлениями // Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2014, С,53
10. Траут Дж. Траут о стратегии / Дж. Траут. - СПб.: Питер. - 2015.
11. Хаммер М. Быстрее, лучше, дешевле: Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов // Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2014, С.51
12. Экономика гражданской авиации: Учебное пособие / Под ред. Степановой М.И. – М.: МГТУ ГА, 2014.
Статьи периодических изданий
13. Абушахманова Ю. В. Экономический кризис: эволюция, действительность, прогнозы [Текст] / Ю. В. Абушахманова // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 441-446.
14. Шустов А. А. Маркетинговые инновации как одно из важнейших направлений инновационной политики // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 258-263.
Интернет-источники
15. Агафонова М.С., Стопычева К.А. Антикризисное управление предприятием в условиях неустойчивости внешней среды // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2.;
URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=14352 (дата обращения: 06.04.2018).
16. Калиновский И. Назад в эпоху выживания // http://expert.ru/2015/02/24/nazad-v-epohu-vyizhivaniya/ Эксперт он-лайн, Москва, 13 октября 2015 г.
17. Тарбаков Т.М. Поонятие и сущность антикризисного управления предприятием // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6.; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17825 (дата обращения: 06.04.2018)