Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Переход младших школьников из начального в среднее звено является одним из наиболее сложных школьных периодов. В связи с этим в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения возрастает значение социальной адаптации школьников, которая у учащихся пятых классов связана с новым коллективом учителей и системой деятельности. Ситуация новизны, вызванная неопределенностью представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса, вызывает в той или иной степени школьный стресс для пятиклассника.
Объект исследования: процесс адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.
Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации пятиклассников в ситуации школьного стресса.
Цель исследования: изучение особенностей социально-психологической адаптации пятиклассников в ситуации школьного стресса.
Гипотеза исследования: разработка и апробация программы взаимодействия педагогов и родителей на этапе адаптации пятиклассника в ситуации школьного стресса снизит его влияние.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Исследовать актуальное состояние и уровень адаптации пятиклассников в ситуации школьного стресса;
3. Разработать программу взаимодействия педагогов и родителей на этапе адаптации пятиклассника в ситуации школьного стресса;
4. Провести сравнительный анализ состояния и уровня адаптации пятиклассников в ситуации школьного стресса до и после реализации профилактической программы.
Методы исследования:
- Методы теоретического уровня: анализ и синтез, обобщение;
- Методы эмпирического уровня: наблюдение, опрос;
-Методы обработки полученных данных: качественные и количественные (методы математической статистики).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ В СИТУАЦИИ ШКОЛЬНОГО СТРЕССА
1.1. Понятие и психологические закономерности возникновения школьного стресса
Проблема стресса актуальна в жизни каждого человека. В школьные годы каждый ученик сталкивается со стрессовыми ситуациями каждый день. Очень важно научиться предвидеть эти ситуации и противостоять стрессу.
Когда мы говорим о борьбе со стрессом, то понимаем возможность ослабления отрицательных последствий стресса или борьба с результатом стресса. Если же учитель заранее хочет ослабить нежелательные, плохие последствия стресса, которые еще не наступили, но которые ожидаемы, то прежде всего по возможности необходимо устранить источники, вызывающие стресс изменений.
Влияние стресса на организм человека может быть, как положительным, так негативным. К положительным переменам приводят стрессы не слишком сильные и продолжительные. Однако, если воздействие стресса интенсивное, резкое, затянутое по времени, то оно носит разрушительный характер.
Стрессовое состояние учащихся снижает уровень их успеваемости, а затяжной стресс не только вредит здоровью ребенка, но и отрицательно влияет на мотивационную сторону обучения. Ученик в стрессовом состоянии не только раздражен и не восприимчив к обучению, но и может негативно влиять на окружающих детей, создавая нездоровую обстановку в классе.
Стрессы могут быть: физические и психологические. Физические - возникают от ощущения голода, жары, жажды, холода, инфекции и пр. Психологические стрессы являются следствием сильного нервного перенапряжения [17].
Стресс и эмоции сопутствуют друг другу. В пользу разделения механизмов стресса и эмоций говорят следующие данные:
1. Эмоции разнонаправлены (положительные и отрицательные), их механизмы различны, а стресс всегда однонаправлен — на мобилизацию жизненных сил организма, независимо от последующей направленности («знака») эмоций.
2. Величина стрессовой реакции прямо зависит от силы стрессора, а иногда и превышает ее. У эмоций эта зависимость более многозначна и значительно менее жестка.
3. При всем внешнем сходстве исполнительных структур мозга (гипоталамус) конкретные зоны их инициации различны.
4. Стресс и эмоции выполняют разные функции.
Итак, можно считать, что стрессор вызывает избыточную реакцию на неосознаваемом уровне, обеспечивая необходимую степень гомеостаза, и только затем возникающие эмоции вводят свои переключающие, и, особенно, компенсаторные механизмы для осознания, упорядочения оценки адекватности реакции организма [9].
Так как каждый возрастной период характеризуется определенным уровнем физического, психического и социального развития, то для учителя не просто необходимо знать эти особенности, а главное уметь их учитывать и целенаправленно использовать, чтобы максимально способствовать раскрытию возможностей и способностей своих учеников. А игнорирование или отрицание природных ступеней развития неизбежно приводит к ошибочному утверждению возможности усвоить любой социальный опыт, любые знания, практические навыки и умения.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Для овладения учебной деятельности ребенку необходимо соблюдать правила, уметь сдерживать свои эмоции, быть терпеливым и усидчивым. Все это приводит к психоэмоциональному напряжению, что может вызвать у первоклассника стрессовое состояние.
Под стрессом мы, вслед за В.А. Бодровым, понимаем функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (угроза, опасность, сложность или вредность условий жизни и деятельности)[20].
Не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора превосходит обычные приспособительные возможности индивида. Стресс может возникнуть в тех случаях, когда внешняя ситуация воспринимается индивидом как предъявление требования, угрожающего превысить его способности и ресурсы. Таким образом, стресс возникает только тогда, когда школьник оценил, что внешнее и внутреннее требования вызывают чрезмерное напряжение сил или превосходят его ресурсы.
Признаки стрессового состояния могут проявляться в таких симптомах:
- В трудностях во время засыпания и беспокойном сне;
- Усталости после нагрузки, что совсем недавно не утомляло ребенка;
- Беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
- Невнимательности, отсутствии сосредоточенности. - Тревожности и непоседливости.
- Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, требует его;
- Упрямства;
- Постоянном жевании ребенком чего-то, очень жадному, без разбора, глотании пищи (иногда, наоборот, наблюдается стойкое нарушение аппетита);
- Отказ контактов, стремление к уединению, в отказе принимать участие в играх сверстников;
- Подергивание плечами, качание головой, трепете рук;
- Снижении массы тела или, наоборот, проявлении симптомов ожирения;
- Повышенной тревожности[8].
Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Хронический стресс, что официально доказано, снижает показатели роста и развития у детей младшего и среднего возраста, что связано с угнетением выработки соматотропного гормона (гормона роста) передней долей гипофиза.
Длительная выработка кортизола и других стероидных гормонов, под воздействием стресса, стимулирует метаболическую активность большинства клеток организма, особенно – нейронов, которые очень чувствительны к долгим нагрузкам.
Метаболическая активность также повышена и в гиппокампе – основной области головного мозга, связанной с хранением памяти, что, при длительном воздействии, вызывает разрушение нервных клеток этой области. Такое явление носит необратимый характер и проявляется, прежде всего, в нарушениях кратковременной памяти. Длительная память, как правило, не страдает.
Для хронического стресса характерно накопление жировых отложения на поверхности внутренних органов и тканей, что связано, с некоторым смещением процессов метаболизма. Такое явление часто приводит к дополнительным патологиям, особенно со стороны сердечно-сосудистой и мочеполовой систем. Что касается подкожных жировых накоплений, то для них характерно снижение объемов.
Учеба может стать у школьников источником стрессовых ситуаций. Школьный стресс — это широкое понятие, его частная форма — стресс при переходе на другой уровень школьного образования или экзаменационный стресс.
Тревожность — это эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности, неудачи. Выражается в беспокойстве, озабоченности, беспомощности и неопределенности, особенно обостряющихся в присутствии более подготовленных товарищей. Тревожность может сопровождаться учащением дыхания, сердцебиения, повышением артериального давления. У каждого человека по-разному проявляются симптомы тревожности, он остро реагирует на неудачи, хуже работает в стрессовых ситуациях [3].
Таким образом, мы рассмотрели теоретическую сторону психоэмоционального стресса на организм школьника. Считаем, что учитывать данные положения необходимо для успешности процесса обучения. Учитель в своей практике должен объяснять учащимся о необходимости принципиального изменения образа жизни, принятия меры физического воздействия, изменить режим и формулу питания, обеспечить регулярный и продолжительный сон.
Анализ литературных данных и результаты собственных исследований позволяют выдвинуть несколько новых утверждений о механизмах начальных этапов развития стрессовой реакции.
1. По феноменологии, развитию, механизмам и роли в адаптивных реакциях организма стресс отличается от дистресса (который в литературе упорно называется стрессом с тем или иным прилагательным), эмоций, функциональных состояний.
2. Стресс протекает на неосознаваемом уровне, но последующее поведение может модулироваться после оценки мозгом стрессогенности фактора среды, возникновения эмоциональной реакции и принятия решения о необходимой стратегии действия.
3. Включение стрессовых механизмов осуществляется активностью соответствующих анализаторов, воздействующих нейрогенным путем. Необходимо учителю попытаться сделать это психологической тренировкой холерического темперамента ученика. Напротив, если стресс учащиеся уже испытали, им следует научиться им управлять – совладать с ним, суметь восстановить прежнее свое состояние.
Умеренный стресс может быть постепенно снижен физическими упражнениями или лечением – например, йогой или иными восточными методами. При сильном стрессе часто необходима еще и психотерапия. Существует способ поведенческой терапии, позволяющий ученику научиться контролировать реакции на стресс через познание физиологических процессов, происходящих в теле при стрессе. Иногда простое изменение окружающей обстановки может оказать терапевтический эффект.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов А. Г. Детство как социокультурный феномен // Образоват. политика. 2010. № 5–6. 144 с.
2. Беликова Е. Ю. Помощь классного руководителя в адаптации пятиклассников / Е. Ю. Беликова, Е. В. Сазонова, Н .В. Чахмахчева // Клас. рук. - 2003. - № 1. - С. 17-28.
3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? : Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
4. Богданова М. В. Изучение особенностей адаптации пятиклассников к новым социально-педагогическим условиям обучения. URL:http://www.festival.1september.ru/articles/5243/.
5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2008. 668 с.
6. Захарова И.Н., Творогова Т.М., Пшеничникова И.И., Школьникова М.А. Особенности суточного профиля артериального давления у здоровых детей в ходе адаптации к обучению в учебных учреждениях разного типа. Педиатрическая фармакология. 2015;12(4):414–421. doi: 10.15690/pf.v12i4.1422.
7. Литвиненко Н.В. Адаптация школьников к образовательной среде в критические периоды развития: автореф. дисс. … д-ра психол. наук. Самара, 2009. 47 с.
8. Леонова Е.В. Внешние и внутренние факторы адаптации учащихся к обучению в основной школе // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 5. С. 79–83.
9. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов. – Москва: Академия, 2005. – 352 с.
10. Мельникова М.Л. Психология стресса: теория и практика. Екатеринбург; 2018. 110 с. Режим доступа: https://core.ac.uk/download/
pdf/196277133.pdf.
11. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб., 2006.
12. Мнацаканян И. А. Адаптация учащихся в новых социокультурных условиях: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2004.
13. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов. 7-е изд., стереотип. М.: Академия, 2002. 456 с.
14. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. учеб. пособие. М.: Пед. о-во России, 2000. 448 с.
15. Осипова Е. А. URL:http://www.vashpsixolog. ru/teenager/105-adaptation-of-a-5-class.
16. Практическая психология образования: Учебное пособие. 4-е изд. / под ред. И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004.
17. Селье Г. Стресс без дистресса. пер. с англ. - М., Прогресс, 1982 (Selye H., Stress Without Distress. Philadelphia, J.B.Lippincott Co., 1974) – 350с.
18. Славутская Е. В. Факторный анализ психологических качеств, определяющих «дезаптационный синдром пятого класса» // Психология обучения. - 2008. - № 12. - С. 103-112.
19. Худаева М.Ю., Панич О.Е., Овсяникова Е.А. Особенности адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56 (10). С. 343–350
20. Чепракова Е.М., Фролов А.А. Педагогическая технология адаптации учащихся к предметному образованию в основной школе // Образование и наука. 2015. № 6 (125). С. 21–38.
21. Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема// Вопросы психологии. — 2001. — № 5. — С. 19-35.
22. Федорова Е. В. Специфика адаптационного ресурса при осуществлении когнитивной деятельности пятиклассниками с разной школьной успеваемостью : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Федорова Екатерина Викторовна. - СПб., 2006. - 26 с.
23. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 1999. 672 с.
24. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2010. № 5. С. 3–15.
25. Шарамко А.А. Особенности адаптации младших школьников в основной школе // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7 (10). С. 146–148.