Фрагмент для ознакомления
2
Владение письменной речью является одним из необходимых условий процесса становления и дальнейшего формирования духовно-нравственной составляющей личности младшего школьника. Развитие речевых способностей учащихся воспитывает любовь к родному языку и литературе на этом языке, формирует личностные качества - позитивное отношение к окружающему миру, ответственность, трудолюбие, умение общаться, настойчивость в достижении целей.
По мнению известного психолога Л.С. Выготского, письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, развивает мышление. Подобное понимание письменной речи лежит в основе концепций современных психолингвистов, согласно которым грамотное письмо - это умение выразить мысль в речевом произведении через языковые средства, где правописание (орфография и пунктуация), как и вся текстовая деятельность, представляют собой познавательно-коммуникативные, а не просто речевые умения. В них в своеобразной знаковой форме отражена способность личности отражать своё видение мира, владеть нормами поведения, нормами общения.
Федеральные стандарты и разработанные на их основе учебно-методические комплексы ориентированы на речевое развитие детей, в первую очередь, младшего школьного возраста, поскольку письменной речью ребенок начинает овладевать именно в указанном возрастном периоде, а потом он совершенствует и закрепляет полученные в ходе учебного процесса навыки.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) требует, чтобы у младших школьников, проучившихся четыре года в начальных классах, были сформированы «позитивное отношение к правильной устной и письменной
речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека», «первоначальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета»; «умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач».
Поэтому развитие письменной речи -одна из важных и необходимых задач для уроков русского языка.
Ранее в методической науке и школьной практике господствовало мнение о том, что содержательная сторона речи детей формируются стихийно, под влиянием чтения и письма, что в школе не требуется специальной работы по обогащению речи детей языковыми единицами: словами, словосочетаниями, предложениями. А.В. Унзенкова, Д.Б. Эльконин отмечают низкий уровень речевого развития, отсутствие системы работы по его совершенствованию. Традиционная система обучения письменной речи в современной начальной школе отдаёт приоритет формированию умений в области каллиграфии и орфографии, а не умения формулировать самостоятельные высказывания.
Проблема описания процесса формирования письменной речи требовала решения, и этот вопрос рассматривался в работах по педагогической психологии Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии. Труды этих учёных являются основой методики формирования синтаксического строя речи младших школьников. Бурное развитие лингвистики текста легло в основу методических работ Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, В.А. Гражданцевой, Н.А. Измайловой по развитию грамотной монологической письменной речи.
Всеми вышеперечисленными факторами обосновывается актуальность темы «Приём деформированный текст на уроках родного (русского) языка».
Предметом изучения является методика преподавания русского языка.
Объектом изучения является приемы работы с деформированным тектом.
В данной работе необходимо решить ряд задач:
- изучить письменную речь, её специфику.
- описать методические приемы работы с текстом.
- рассмотреть понятие деформированного текста.
Целью данной работы является изучение приёма "деформированный" текст" на уроках родного (русского) языка.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, синтез, обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Работа с текстом на уроках русского языка
1.1 Письменная речь, её специфика
Письменная речь является одним из основных видов речевой деятельности ученика на уроках русского языка. Прежде чем обратиться непосредственно к вопросу о содержании и методах формирования письменной речи младших школьников на уроках русского языка, рассмотрим понятие «письменная речь» и его специфику, поскольку оно является базовым в нашем исследовании.
Коммуникация. Если взять любой толковый словарь, то определение этого понятия звучит так: «письменная речь - форма передачи информации в графическом виде. Письменная речь является точной, развернутой формой речи. Она проявляется вследствие специального обучения. Позднее развитие речи характеризует не только индивидуальные качества человека, но и развитие всего общества [5, с. 85].
Благодаря письменной речи осуществляется историческая преемственность, связь между поколениями, происходит обмен информацией, люди передают свои знания, мысли и умения в летописях, научных трудах, художественных произведениях, реализуются разные виды коммуникации.
Мышление. Письменная речь находится в тесном взаимодействии с речью устной. Письменная речь и устная речь являются разновидностями «внешней речи». Существует также понятие «внутренняя речь».
Из внешней речи развивается внутренняя (мышление словесными образами), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала. Психолингвистика отмечает, что ребенок совершенствует письменную речь только тогда, когда он обучен пользоваться «мысленным черновиком письменной речи» - мышлением [10, с. 362]. Следовательно, письменная речь является не только средством общения людей, но и формой человеческого мышления.
Письменная и устная речь. Стоит отметить различия между письменной речью и устной.
Письменная речь характеризуется как контекстная. То есть вся необходимая информация заключается только в самом тексте. Такая речь часто бывает обращена к неизвестному читателю, и в этом случае не приходится рассчитывать на дополнение содержания деталями, которые обычно понятны без слов при непосредственном контакте. Поэтому письменная речь предстает в более развернутом виде. В ней наиболее полно раскрываются все существенные моменты, описываются нюансы.
Устная речь чаще всего предполагает объединение собеседников конкретной ситуацией, понятной им обоим. При таком положении вещей многие детали остаются недосказанными. Ведь если произносить вслух то, что и без того очевидно, речь получится скучной, даже нудной, неоправданно длинной, педантичной. Другими словами, устная речь имеет ситуативный характер, и поэтому она является менее развернутой, чем письменная. Зачастую при таком общении для понимания друг друга бывает достаточно лишь намека.
Отличие письменной речи от устной состоит в том, что у пишущего нет возможности воздействовать на адресата средствами, которые есть в арсенале у говорящего. Выразительность письменных текстов обеспечивается постановкой пунктуационных знаков, сменой шрифтов, использованием абзацев и прочим.
При устном общении многое можно показать интонацией, взглядом, мимикой, разнообразными жестами. В разговоре даже пауза может быть многозначительной. И иногда случается так, что произнесенная речь потрясает слушателей, а те же слова, просто записанные на бумаге, не производят абсолютно никакого впечатления.
Мысли на письме должны быть изложены в предельно понятной форме. Ведь если в разговоре слушатель имеет возможность переспросить, а
Фрагмент для ознакомления
3
Асмолов А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.] - М.: Просвещение, 2019.
2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 2018.
3. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. - М.: Дрофа, 2020.
4. Голев Н.Д. Системно-комплексный лингвистический анализ текста (авторская программа). http://lingvo.asu.ru/golev/articles
5. Герасимов А. В. Итоговый практико-значимый проект «Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроке» по курсу инвариантного академического учебного модуля «Образование и общество. Актуальные проблемы психолого-педагогической науки» // Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/shkola
6. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку (6-7 кл.). - СПб: Питер Паблишинг, 2016.
7. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2018. - №3. -с. 105.
8. Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество: Избранные труды. - М.,
2017.
9. Львова С.И. Русский язык. 5,6,7,8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Мнемозина, 2019.
10. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. - М.: Дрофа, 2017.