Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Сфера предоставления услуг в период перехода к рыночным отношениям в нашей стране получила по многим направлениям довольно широкое развитие по сравнению с производством. Данная тенденция развития и в настоящее время имеет ярко выраженный потенциал, особенно в области предоставления финансовых, банковских услуг. Поэтому, представляется интересным и целесообразным рассмотреть вопрос проектирования системы управления качеством услуг именно на примере банковских услуг.
В экономике любого государства банковская система занимает особое место. Являясь элементом производственной инфраструктуры, своей деятельностью банки создают возможность эффективной работы современной рыночной экономике.
Развитие рыночных отношений в России, возрастающая роль потребителя в формировании спроса на конкретные услуги, как по количеству, так и по качеству объективно выдвигают новые требования к системе управления банками, увеличению объёма продаж банковских продуктов, совершенствованию существующих услуг, а так же внедрению новой технологии передачи расчетной документации и другой информации клиентам.
Перед руководителями банка остро встали такие проблемы, как выбор стратегического управления развития банка, формулирование глобальной цели и постановка конкретных задач перед его главными подразделениями определение основных принципов тактики и политики во всех без исключения сферах банковской деятельности. Для решения данных проблем руководству банка необходимо проанализировать все возможные варианты развития. И одним из аспектов, которому необходимо уделять большое внимание, является именно качество банковских услуг и качество обслуживания клиента.
Цель работы - дать оценку качества и определенные перспективы развития обслуживания юридических лиц.
Задачами призванными обеспечить достижение поставленной цели являются:
дать оценку качества работы банка с юридическими лицами (на примере ПАО «СБЕРБАНК»);
представить перспективы развития банковских услуг для работы с юридическими лицами.
Объектом исследования этой работы является ПАО «Сбербанк».
Предметом исследования является работа банков с юридическими лицами.
В работе использованы следующие методы исследования: системный анализ рыночной ситуации, статистические методы обработки информации, а также теоретические аспекты оценки эффективности банковских продуктов и услуг.
Теоретической и методологической базой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области экономики, таких, как Н.Д. Эриашвили, Г.Г. Коробова, О.И. Лаврушин и других.
Информационной базой работы являются данные об операциях ПАО «Сбербанк».
Структура работы состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Организационно экономическая характеристика Сбербанка, анализ основных показателей финансовой деятельности
Сбербанк – крупнейший банк России и один из ведущих мировых финансовых институтов. На долю Сбербанка приходится около трети активов всего российского банковского сектора. Сбербанк является ключевым кредитором национальной экономики и занимает самую большую долю на рынке депозитов.
ПАО «Сбербанк» – крупнейший финансовый институт Центральной и Восточной Европы. Банк был основан в 1841 году и в 2016 году отметил свое 175-летие. Основным видом деятельности является предоставление финансовых услуг и сервисов розничным и юридическим лицам.
Миссия Сбербанка России сформулирована следующим образом: «Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая им реализовать свои стремления и мечты. Мы строим одну из лучших финансовых компаний в мире, успех которой основан на профессионализме и чувстве гармонии и счастья ее сотрудников». Главная цель Банка - получение прибыли и повышение благосостояния его акционеров.
Основные виды деятельности ПАО «Сбербанк»:
привлечение денежных средств физических и юридических лиц для вкладов и сберегательных сертификатов;
привлечение денежных средств физических лиц в уставный капитал ПАО «Сбербанк» (паевые инвестиционные фонды, доверительное управление, структурные продукты);
открытие и ведение банковских и брокерских счетов физических и юридических лиц;
кредитование физических и юридических лиц.
Анализ финансовых результатов ПАО «Сбербанк России» выполнен с помощью таблицы 1.
Таблица 1
Анализ формирования финансовых результатов ПАО «Сбербанк России»
Показатели 2018 г., млн. руб. 2019 г., млн. руб. 2020 г., млн. руб. Изменение в 2020 г. по сравнению с 2019 г. Изменение в 2020 г. по сравнению с 2018 г.
млн. руб. относи-тельное, % млн. руб. относи-тельное, %
1. Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа) после создания резерва на возможные потери 1 176 748 1 205 169 1 066 911 -138 258 -11,47 -109 837 -9,33
2. Общая сумма чистых доходов от операций с финансовыми вложениями (финансовые активы и обязательства, доходы от участия в капитале других юридических лиц) 106 963 81 805 -9 332 -91 137 -111,41 -116 295 -108,72
3. Общая сумма чистых доходов от операций с иностранной валютой и драгоценными металлами 24 913 36 367 196 936 160 569 441,52 172 023 690,49
4. Общая сумма сальдо комиссионных доходов и расходов 433 082 506 321 519 446 13 125 2,59 86 364 19,94
5. Прочие операционные доходы 65 103 110 488 35 496 -74 992 -67,87 -29 607 -45,48
6. Операционные расходы 760 240 788 411 831 700 43 289 5,49 71 460 9,40
7. Изменение резерва по прочим потерям -44 298 -22 000 -93 928 -71 928 -326,95 -49 630 -112,04
8. Прибыль до налогообложения (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3 + стр. 4 + стр. 5 – стр. 6 + стр. 7) 1 002 271 1 097 641 874 969 -222 672 -20,29 -127 302 -12,70
9. Возмещение (расход) по налогам 220 089 241 396 165 077 -76 319 -31,62 -55 012 -25,00
10. Чистая прибыль (убыток) 782 182 856 245 709 892 -146 353 -17,09 -72 290 -9,24
В 2018 г. получению прибыли способствовали проводимые банком операции по привлечению и размещению средств (сумма чистого дохода после создания резервов = 1 176 748 млн. руб.); операции, связанных с инвестиционной деятельностью (с ценными бумагами и вкладами в капитал других юридических лиц (сумма чистого дохода = 106 963 млн. руб.); операции с иностранной валютой и драгоценными металлами (сумма чистого дохода = 24 913 млн. руб.); комиссионные операции (сумма чистого дохода = 433 082 млн. руб.).
В 2019 г. получению прибыли способствовали проводимые банком операции по привлечению и размещению средств (сумма чистого дохода после создания резервов = 1 205 169 млн. руб.); операции, связанные с инвестиционной деятельностью (с ценными бумагами и вкладами в капитал других юридических лиц (сумма чистого дохода = 81 805 млн. руб.); операции с иностранной валютой и драгоценными металлами (сумма чистого дохода = 36 367 млн. руб.); комиссионные операции (сумма чистого дохода = 506 321 млн. руб.).
В 2020 г. получению прибыли способствовали проводимые банком операции по привлечению и размещению средств (сумма чистого дохода после создания резервов = 1 066 911 млн. руб.); операции с иностранной валютой и драгоценными металлами (сумма чистого дохода = 196 936 млн. руб.); комиссионные операции (сумма чистого дохода = 519 446 млн. руб.). Убыточными оказались операции, связанные с инвестиционной деятельностью (с ценными бумагами и вкладами в капитал других юридических лиц (сумма чистого убытка = 9 332 млн. руб.).
В итоге сумма финансового результата от проведения кредитно-депозитных операций сократилась на 109 837 млн. руб. (темп изменения = -9,33%) за 2018-2020 гг., что негативно характеризует рассматриваемый аспект формирования чистого финансового результата банка.
Сумма финансового результата от инвестиционных операций (с ценными бумагами и вкладами в капиталы других лиц) сократилась на 116 295 млн. руб.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14–ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности на территории России» // Российская газета. – 1990. – 23 декабря.
4. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. – М.: Наука, 2019. – 404 c.
5. Андреев, В. К. Корпоративное право современной России: моногр. / В.К. Андреев, В.А. Лаптев. – М.: Проспект, 2020. – 240 c.
6. Анохин, В. С. Предпринимательское право. Курс лекций. В 2 частях / В.С. Анохин. – М.: Wolters Kluwer, 2017. – 688 c.
7. Астапов, К.Л. Повышение конкурентоспособности российского фондового рынка / К.Л. Астапов // Финансы. – 2020. – № 9. – С. 57–61.
8. Бабичев М.Ю. Банковское дело: справочное пособие / М.Ю. Бабичев. – М.: Экономика, 2018. - 256 с.
9. Баканаев, И. Л. Роль финансового рынка в развитии РФ / И.Л. Баканаев // Молодой ученый. – 2020. – № 3. – С. 457–459.
10. Балабанова И.Т. Банки и банковское дело / И.Т. Балабанова. – СПб.: Питер, 2020. - 313 с.
11. Басс, А.Б. Тенденции развития банковской системы России: монография / А.Б. Басс, Д.В. Бураков, Д.П. Удалищев – М.: Русайнс, 2019. – 216 с.
12. Белозеров С.А. Банковское дело: учебник / С.А. Белозеров. - М.: Проспект, 2020. - 408 c.
13. Белозеров С.А. Банковское дело: учебник / С.А. Белозеров. – М.: Проспект, 2018. - 279 с.
14. Жуков Е.Ф. Банковское дело: учебник / Е.Ф. Жуков. - М.: Юрайт, 2020. - 591 c.
15. Жуков, Е.Ф. Банковское дело: учебник / Е.Ф. Жуков. – М.: ЮНИТИ, 2020. – 687 c.
16. Зильберштейн, А. А. Предпринимательское право. Шпаргалка / А.А. Зильберштейн. – М.: РГ–Пресс, 2018. – 469 c.
17. Кабушкин, Н.И. Банковское дело. Экспресс-курс / Н.И. Кабушкин. – М.: КноРус, 2017. – 352 c.
18. Красавина, Л.Н. Финансовый рынок как фактор инновационного развития экономики: системный подход / Л.Н. Красавина // Банковское дело. – 2020. – № 8. – С. 12–18.
19. Чернецов С.А. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / С.А. Чернецов. - М.: Магистр, 2017. - 494 c.
20. Шведов, Д.С. Изменение роли финансового рынка в мировой экономике / Д.С. Шведов // Вопросы экономики. – 2020. – № 28. – С. 27–30.