Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Согласно литературному энциклопедическому словарю, который приводит определение М. Гасарова, «сонет – традиционная поэтическая форма, состоящая из 14 строк, обычно образующих два четверостишия-катрена (на две рифмы) и два трехстишия-терцена (на две или три формы).
Можно предположить, что именно строгость формы при ее одновременной вариативности дает поэтам больше пространства для творчества и делает сонет таким популярным лирическим жанром.
Принято считать, что сонет зародился в Италии в XIII веке. Первым известным сонетистом был итальянец Джакомо да Лентино – поэт любитель, профессиональный нотариус при дворе короля Фридриха II. Его сонеты тематически восходят к народным итальянским песням.
Итальянский сонет достигает своего апогея в творчестве поэта XIV века Ф. Петрарки. Именно благодаря его лирике сонет становится средством изображения человеческих переживаний.
Начиная с XVI века форма, заданная в сонетах Петрарки, оказывает значительное влияние на романоязычную поэзию: в Португалии и Испании к ней обращаются Л.ди Камоэнс, Лопе де Вега, Л.де гнгора-и-Арготе.
Дальше сонет попадает во Францию (любовная лирика К. Маро, П. Ронсара и др.), в Ангию (Г.Г. Сарри, Т.Уайетт, У. Шекспир, Дж.Донн), в XVII веке появляется в Германии (М. Опиц, П. Флеминг и др.). С XVIII века начинается шествие сонета по России (В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков).
Таким образом, история сонета насчитывает семь с половиной веков. В эпоху Возрождения сонет стал господствующим жанром лирики. К нему обращались практически все ренессансные поэты: У. Шекспир, П. Ронсар, Ж. Дю Белле, Лопе де Вега, Л. Камоэнс, Микеланджело. Творчество этих авторов помогло сонету окончательно определить свои содержательные признаки: интеллектуальность, автобиографизм, и, конечно же, лиризм. В сонетах, особенно в сонетных циклах, ощущается сближение автора и лирического героя. Сонет воплощает в себе отклик на происходящее вокруг поэта.
Цель данной работы: изучение жанра сонета в лирике предшественников Шекспира (Уайет, Саррей).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Английская лирика первой половины XVII века / Под ред. А.Н. Горбунова. – М.: МГУ, 1989.
2. Английские поэты XVI-XX вв. в переводах С.Я. Маршака. 2001 г.
3. Английский сонет XVI-XIX веков. М.: Радуга, 1990.
4. Английский сонет XVI-XIX веков: Сборник / Сост. A.JL Зорина; Пред. А.Н. Горбунова. М., 1990.
5. Аникст А.А. Поэзия середины XVII века // История английской литературы: В 3 т. М: Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1945. Т. 1. Вып. 2. С. 162-175.
6. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М., 1963.
7. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.
8. Брандес Г. Шекспир, его жизнь и произведения. М., 1899. - Т. 1, Т. 2.
9. Джон Милтон. Потерянный рай. Возвращенный рай. Другие поэтические произведения. М.: Наука, 2006 (ЛП).
10. Западноевропейский сонет XIII-XVII веков: Поэтическая антология / Сост. А.А. Чамеев и др. Л., 1988.
11. Колесо Фортуны: Из европейской поэзии XVII века / Сост. А.В. Парина, А.Г. Мурик. М., 1989.