Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конец XIX – и начало XX века можно назвать - расцвет портретного искусства, графики, театрально-декоративного искусства.
Живопись этого периода все чаще и чаще идет на поиск идеалов красоты и гармонии. В поисках нового языка художники нередко обращаются к сказочным, мифологическим сюжетам. Перед художниками ставится новая задача - сохранять чувство прекрасного, учить красоте, нести красоту даже в обыденный мир: в быт, в архитектуру, а предметы повседневного пользования.
Художники всех времен изображали женщин, и, конечно же, художники конца XIX – начала ХХ века не исключение. Своеобразные и яркие, сильные и волевые, хрупкие и ранимые, смелые и скромные, юные и зрелые – такими женщинами вдохновлялись художники и изображали их образы.
Обращаясь к данной теме, я ставлю перед собой цель не только глубже изучить живопись данного периода, но и определить роль композиции в раскрытии художественного образа женщины творчестве художников.
Предмет исследования: картины следующих художников:
1. В.А. Серов «Княжна Орлова»,
2. В.М Васнецов «Аленушка» (1881),
3. М. Врубель «Царевна-Лебедь» (1900),
4. Б.М. Кустодиев «Купчиха за чаем» (1918),
5. К. С. Петров-Водкин «Мать» (1915).
Задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «композиция».
2. Рассказать о роли художественного образа женщины в период конца XIX - начала XX века.
3. Привести примеры картин из живописи художников XIX - XX веков с изображением женщин.
1.Композиция и ее роль в картинах.
Композиция – это структурная основа картины, рисунка и иллюстрации. Она представляет некую связь элементов картины друг с другом, где есть главное и второстепенное. Она основывается на принципах визуального восприятия и тесно связана с содержанием, характером раскрытия художественного образа, авторской идеей и назначением произведения.
В живописи композиция отвечает за правильное расположение фигур и предметов, цвета, света и тени, деталей и ориентации в плоскости картины. Это своего рода «схема» произведения, которая выявляет его образную сущность. С помощью композиции картина приобретает целостность, законченность. В картине элементы композиции заключены в геометрические фигуры: треугольник, овал, круг, квадрат, прямоугольник. Композиция может быть замкнутой или разомкнутой. В замкнутой композиции все её элементы стремятся внутрь, к центру, они полностью помещаются в заданный формат и окружены со всех сторон небольшим пустым пространством. В разомкнутой композиции её элементы стремятся вырваться за пределы картины, они могут частично выходить за края изображения или касаться их.
Существует 4 основных композиционных закона:
1) Закон неделимости или цельности - означает невозможность воспринимать композицию как сумму каких-то, хоть и небольших, самостоятельных частиц.
2) Закон контраста - является одновременно борьбой противоположностей, а также их единством.
4) Закон новизны - это то, что всегда новое по форме и содержанию, проявляющееся в формах, художественных приемах, средствах художественной выразительности.
4) Закон подчинения - художник создает цельное, эмоциональное, художественное творение. Это необходимо для того, чтобы правильно сочетать объёмы, цвет, тон и форму, передать ритм и пластику, асимметрию и симметрию в произведении.
Правила композиции:
1) Ритм.
Ритм - это чередование элементов в композиции.
Одни художники ритм считают правилом композиции, другие -закономерностью, третьи - средством, организующим началом композиции.
Ритм может быть спокойным и беспокойным. Это может быть ритм, направленный в одну или другую сторону (например, узор на подносе, салфетке, шкатулке, подсвечнике) или направленный к центру композиции (украшенная каймой и розеткой люстра). Развитие по вертикали во многом снимает композиционные сложности: как правило, изменения по вертикали сами по себе способствуют возникновению зрительного завершения. Если же ритм развивается по горизонтали, возникает проблема завершения и начала композиции. Частые членения в горизонтальном направлении, как и в вертикальном, могут создавать впечатление беспокойства. Членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше.
Для создания желаемого впечатления от предмета необходимо использовать все возможности ритма: чередование объемов и цветовых оттенков, каких-либо деталей, как бы направляющих движение глаза в соответствии с выбранным ритмом.
2) Метрический повтор
Метрический повтор в композиции - это многократное повторение с одинаковым интервалом элемента. Повторы в технике весьма разнообразны, в зависимости от того, что это за элементы, их размер и шаг, повторяется ли один элемент или сразу несколько разных, каждый со своим чередующимся шагом. Это могут быть одинаково оформленные и расположенные с одним и тем же интервалом шкалы, сигнальные лампы, кнопки или тумблеры прибора, несущие конструктивные опоры, кронштейны, косынки, отверстия и т. п. В композиции могут акцентироваться повторяющиеся стыки одинаковых элементов, места разъемов, даже крепежные детали. Для современных технических структур тема повтора особенно характерна. В эпоху многосерийного индустриального производства, основанного на стандартизации и унификации, все большее значение приобретают системы элементов, основанные на едином модуле.
Зачастую в одной системе элементов параллельно развивается несколько рядов метрически повторяющихся объектов. Композиционная стройность такой системы, покоряя своей упорядоченностью, облегчает ход сложного трудового процесса. Если же метрический порядок в рядах нарушается непредусмотренными, случайными включениями одного или нескольких элементов, мы невольно регистрируем это нарушение закономерности. Метрический повтор в технике чаще всего отражает характер функциональных процессов и связан с проектированием. Но иногда повторение вводится искусственно и используется как дополнительное средство организации формы. В технике немало примеров развития целых рядов метрических повторов.
3) Сюжетно-композиционный центр - часть, которая выражает главное в идейном содержании сюжета.
В конкретных явлениях действительности идейная сущность часто скрыта мелкими и даже случайными деталями, затемняющими главное. Поэтому художник должен глубоко знать жизнь, чтобы открыть существенное, найти действительно характерные, типические черты, присущие одному и многим явлениям, достойным отражения в искусстве.
Центром композиции является та часть, которая достаточно ясно выражает главное в идейном содержании сюжета. Центр выделяется объемом, освещенностью и другими средствами в соответствии с основными законами композиции. Композиционный центр должен в первую очередь привлекать внимание зрителя. Конечно, в сюжете, в пластическом мотиве не все одинаково важно, и второстепенные части, детали должны быть строго взаимосвязаны, подчинены главному, образуя вместе с ним единое целое -- произведение искусства. Центр композиции включает сюжетную завязку с главными действующими лицами и аксессуарами. Построение всего произведения со всеми его частями ведется во имя выявления идейного содержания с опорой на действие закона целостности.
Смысловой центр имеет место не только в живописи, но и в скульптуре, графике, декоративном искусстве, архитектуре.
Выделение главного в композиции связано с особенностями зрительного восприятия человека, фиксирующего свое внимание, прежде всего на сильно действующем раздражителе. Это могут быть движение, световые эффекты или резкое изменение условий освещенности, контрасты тоновые или цветовые, контрасты величин, форм и т. д. Так зрительно воспринимает предметный мир любой человек, в том числе и художник. Это обусловливает и характер чувственно-образного мышления художника, обязанного учитывать особенность восприятия произведения зрителем.
3) Симметрия – баланс частей композиции получается за счет зеркального отображения одной из половин изображения. В этом случае центр композиции совпадает с геометрическим центром плоскости картины.
Симметрия – это построение формы, в которой есть определенный элемент, который при вращении полностью повторяет остальные.
Симметрия в искусстве вообще и в изобразительном искусстве в частности берет свое начало в реальности, насыщенной симметрично расположенными формами.
Симметричная организация композиции характеризуется сбалансированностью ее частей по весу, тону, цвету и даже форме. В таких случаях одна часть является почти зеркальным отражением другой. В симметричных композициях чаще всего присутствует четкий центр. Как правило, он совпадает с геометрическим центром плоскости изображения. Если точка схода смещена от центра, одна из частей нагружена большей
Фрагмент для ознакомления
3
1) Балакина, Т.И. История культуры России. [Текст] / Т.И. Балакина. – М., 1995.
2) Георгиева, Т.С. Русская культура: история и современность: учебное пособие. [Текст] / Т.С. Георгиева. – М.: Юрайт, 1998.
3) Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XIX века. – М.: Красная площадь, 1998.
4) Государственный Русский музей. Живопись. XIX век. Каталог. Т. 1. – СПб, 1998.
5) Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. [Текст] / Н.А. Дмитриева. – М., 1998. – Вып.3.
6) Живопись, графика, скульптура в русском искусстве 1860-х. ГРМ / Науч. рук. Е. Петрова; Авт. статей В. Леняшин, И. Шувалова. СПб, 2002.
7) Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство [Текст] / Т.В. Ильина. – М.: Аванта +, 2000.
8) Карпова, Т.Л. Смысл лица: Русский портрет второй половины XIX в.: опыт самопознания личности. [Текст] / Т.Л. Карпова СПб., 2000. 221 с.
9) Кефели, И.Ф. Основы теории и истории культуры [Текст] / И.Ф. Кефели. – СПб: Питер, 1996.
10) Нестерова, Е.В. Поздний академизм и салон. [Текст] / Е.В. Нестерова СПб, 2004. 472 с.
11) Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века / Под ред. Н. Г. Машковцева. М., 1963. 486 с.
12) Пленники красоты: Русское академическое и салонное искусство 1830-1910-х годов: Каталог выставки / Автор концепции, руководитель проекта Т. Л. Карпова. М.: ГТГ, 2004.
13) Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Середина XIX века / Под ред. А. И. Леонова. М., 1958.
14) Стернин, Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. [Текст] / Г.Ю. Стернин. – М.: Искусство, 1970.