Фрагмент для ознакомления
2
Любой учащийся согласится, что получение знаний и навыков - задача, требующая постоянного совершенствования собственных умений учителя и досконального совершенствования всех элементов учебного процесса. Однако, все усилия, конспекты, учебные материалы окажутся бессильными, если сам учение не проявляет заинтересованности в обучении. Основной стимул учения - интерес к знаниям получению полезных навыков, и он должен на постоянной основе развиваться и поддерживаться у каждого ученика. Однако главным условием активизации познавательной деятельности школьников является содержание и организация урока. Современная образовательная ситуация требует от учителя широкого использования активных и продуктивных форм обучения. Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроках, учителю надо оценивать их с точки зрения возможности пробудить интерес учащихся к изучаемому материалу и поддержать его как можно дольше.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным. Также к снижению интереса в обучении способствует тот фактор, что преподаватели в большинстве своем не склонны проявлять эксперименты и отступать от стандартного хода урока. Игровой урок воспринимается как фарс, педагоги в большинстве своем бояться нарушения дисциплины, неусвоения материала. И, конечно же, решающий фактор такого отношения- время. Его крайне мало на уроке.
Такая тенденция делает изучение различных дисциплин, особенно гуманитарных, скучным и не запоминающимся. Среди гуманитарных дисциплин особое место занимает предмет «Мировая художественная культура» (МХК). Его преподавание, имеющее форму учебно-практической деятельности, определяется нормативными документами федерального и регионального уровня с учетом методических рекомендаций для руководителей и педагогов образовательных организаций. Чтобы подготовить ученика, дать ему достаточный объём знаний, а также придать ему уверенности, что он действительно обладает необходимым запасом современных знаний в этой области, педагогу по МХК просто необходимо совмещать традиционные методы с новыми педагогическими технологиями, эффективными формами организации урока
В современной школе, особенно в средних и старших классах, возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания мировой художественной культуры, относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного искусства. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Важной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н. А.Короткова, Н. Я. Михайленко, А. И. Сорокина, Н. Р. Эйгес и др.) и младших школьников (Ф. К. Блехер, А. С. Ибрагимова, Н. М. Конышева, М. Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С. В. Арутюняном, О. С. Газманом, В. М. Григорьевым, О. А. Дьячковой, Ф. И. Фрадкиной, Г. П. Щедровицким и др.
В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В. В. Петрусинский, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров, С. А. Шмаков, М. В. Кларин, А. С. Прутченков и др.).
Объект исследования: познавательная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования: использование игровых технологий на уроках изобразительного искусства.Применение игровых технологий повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если:
– игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;
– уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).
Методы исследования: теоретический, эмпирический.
Новизна исследования заключается в систематизации игровых технологий для использования на уроках мировой художественной культуры.
Цель исследования: изучить теоретические подходы к проблеме использования игровой деятельности на уроках мировой художественной культуры, а также освещение основных игровых игровых приёмов, которые могут быть использованы на уроках МХК. Достижение этой цели требовало решения следующих задач:
– Провести теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры.
– Изучить состояние практики использования игровых технологий на уроках МХК в современной школе.
– Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроке.
– Выбрать игровые технологии, которые могут успешно использоваться при изучении нового материала, повторении и закреплении изученного на уроках МХК.
Теоретическая значимость. С помощью данной работы расширяются возможности более успешного повышения познавательной активности у школьников в рамках современного образовательного процесса.
Практическая значимость. Приемы игровых технологий, апробируемые в данной работе, являются эффективными, поэтому могут применяться педагогами на уроках МХК в школах для повышения уровня познавательной активности обучающихся.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых 3 параграфа, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ МХК
1.1. Понятие и виды игровых методов обучения
Важнейшей задачей современной системы образования является подготовка подрастающего поколения к жизни в современных условиях. Поэтому внедрение активных форм преподавания в учебный процесс – составная часть современной школы.
В этой связи всё больше педагогов обращается к методам и приёмам
продуктивной педагогики. В основе продуктивного обучения лежит положение о том, что в своей деятельности педагогу следует исходить не из целей парадигмы знаний, а из конкретных задач реальной практической деятельности. Современная профессиональная подготовка учащихся характеризуется стремлением преподавателя использовать методы и формы активного обучения. При такой организации взаимодействия педагога и обучаемого акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность обучаемого.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015года [электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/193788/
2. Концепции художественного образования в Российской федерации [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShowDoc umID 151125.html
3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2007. – 144 с.
4. Барышева А.В. Игровые технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://21orsha.schools.by/pages/igrovye-tehnologii, свободный. – Загл. с экрана.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 2005. — 192 с.
6. Гукова В.В., Кравченко А.А., Михайлова Л.И., Лутовинова О.В., Вах Е.А., Ордынцева Е.Б., Кашлева Н.В., Ярцева Н.Н. История 5-11 классы. Технологии современного урока.- Волгоград, 2009. – 425 с.
7. Захарова Е.Ю., Артюшкина Е.И., Борченко И.Д., Зыкова О.М., Кузнецов В.М. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Челябинская область. 5-7 классы: методическое пособие для учителей общеобразовательных организаций по проектированию учебного предмета с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей территории. Челябинск, 2016
8. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. 6. Изд. – М.: МПУ, Рос. пед. агентство. 2012.
9. Эльконин, Д. Б. Психология игры. - М.:Книга по Требованию, 2013 - 228с.