Фрагмент для ознакомления
2
Ампир (от фр. empire – «империя») представляет собой стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Данный стиль зародился во Франции во время правления императора Наполеона I; в связи с чем получил развитие в течение трёх первых десятилетий XIX века; после ему на смену пришли эклектические течения.
Стиль ампир – это специфическое отражение римской классики в синтезе с египетскими мотивами. Данный стиль олицетворял имперские притязания Наполеона Бонапарта на мировое господство и силой внедрялся в культуру завоеванных стран. Отметим, что ни в одной из завоеванных Наполеоном держав, на самом деле, не прижился этот стиль. Например, Германии и Австрии своеобразным художественным противопоставлением наполеоновскому завоеванию стал стиль Бидермайер, несмотря на то, что в нем частично наблюдались ампирные формы. И только одной державой–победительницей – Россией был добровольно принят «стиль Империи».
Возможно, на это повлияли следующие факторы: росло могущество страны как империи. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с позволения Наполеона, через французского посла в Петербурге, высылали российскому императору Александру I альбомы с иллюстрациями «всего замечательного, что строилось в Париже». Русская аристократия копировала нравы парижских Салонов, словно заранее сдаваясь узурпатору. Настолько сильно аристократия была под мощью гипноза французской моды. Сам Наполеон отправлял Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами. Эти благоприятные отношения были остановлены войной. Однако уже в 1814 г. в Париже состоялась встреча императора Александра с П. Фонтеном и, еще до вторичного вступления союзных армий, им было получено тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью – проектами дизайна интерьеров и мебели. Содержание альбома оказало влияние на популяризацию стиля «русского (петербургского) ампира». Во Франции зарисовки из альбома были опубликованы только в 1892 г. Персье и Фонтен, когда французская Империя потерпела поражение, и они сами стремились служить русским, однако Александр предпочел им О. Монферрана, который на тот момент был никому неизвестен, а впоследствии стал создателем грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге.
Исходя из выше сказанного, в Европе сформировалось два типа ампира: французский ампир и русский ампир. «Русскому ампиру» были свойственны мягкость, свобода, пластичность в сравнении с французским. Русский ампир, в свою очередь, делился на две ветви: столичную и провинциальную. Олицетворял столичный, «петербургский ампир» К. Росси, он и смягчил своим итальянско–русским вкусом жесткость наполеоновского стиля. Провинциальность «московского ампира» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием.
Таким образом, объектом исследования является мода и стиль эпохи Наполеона Бонапарта, предмет исследования – особенности моды и стиля эпохи Наполеона.
Цель работы – рассмотреть особенности моды и стиля эпохи Наполеона Бонапарта.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брук В., Тильне М. История костюма от древности до Нового Времени. – М.: Эксмо, 2015. – 120 с.
2. Захарова А.В. История костюма. – М.: Феникс, 2017. – 360 с.
3. Каминская Н.М. История костюма. – М.: Легкая индустрия, 2011. – 340 с.
4. Мерцалова М.Н. История костюма. – М.: Искусство, 2013. – 230 с.
5. Неклюдова Т.П. История костюма. – М.: Феникс, 2016. – 260 с.
6. Нерсесов Я.Н. Великие и знаменитые. Они Определили моду. – М.: Астрель, 2015. – 78 с.
7. Нерсесов Я.Н. Путешествие в мир моды. – М.: «ОЛМА – ПРЕСС Гранд», 2012. – 350 с.
8. Сидоренко, В.И. История стилей в искусстве и костюме [Текст]: учебное пособие / В.И. Сидоренко – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 480 с.
9. Интернет-портал «Культурология.РФ» (Режим доступа: https://kulturologia.ru/blogs/180322/52840/)
10. Интернет-портал livemaster.ru Мода в стиле Ампир (Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/3310832–blog–moda–v–stile–ampir)