Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В процессе модернизации российского образования большое внимание уделяется вариативной составляющей содержания общего образования. В соответствии с принципом вариативности нормативно-правовые документы предусматривают возможность включения региональной составляющей в содержание общего образования.
Учитывая, что в процессе модернизации российское образование должно обеспечивать процессы развития страны и тем самым способствовать решению проблем перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, преодолевая опасность отставания страны от В мировых тенденциях экономического и социального развития региональная составляющая содержания общего образования должна быть гармонично связана с решением этих проблем.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что реализация регионального компонента способствует приобретению студентами новых знаний. Анализ школьной практики показывает, что, изучая региональную составляющую, учащиеся повышают свою квалификацию.
Глава 1. Региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании школьников
Одна из важнейших задач нашего общества - духовное и нравственное возрождение, которое невозможно достичь без учета культурного и исторического опыта людей, веками создаваемого предыдущими поколениями и сохраненного в произведениях народного искусства. В настоящее время приближается фаза углубления педагогических явлений, требующая применения методов, гарантирующих результат обучения изобразительному искусству и народным промыслам в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
Основное направление нового содержания образования - развитие национально-региональной составляющей и ее структур. Поэтому характерной чертой современного этапа развития образовательных систем является использование региональных особенностей в художественно-эстетическом образовании. «Как известно, общечеловеческие ценности могут быть воплощены только в личных ценностях каждого ученика, основанных на национальной культуре, народных традициях и потребностях общества в данном регионе, только в реальном мире вокруг них. здесь и сейчас человек может стать субъектом культуры », - отмечает В.П. Строков .
Важность национально-региональной составляющей подчеркивается рядом государственных и ведомственных документов. «Исторически обусловленное понимание этого процесса, законодательное регулирование региональных отношений в стране» очень важно для реализации региональной составляющей » .
Необходимость развития национально-региональной составляющей предусмотрена законом «О Федеральной программе развития образования», в приложении к которому мы читаем: «Программа поддерживается республиканскими, региональными и отраслевыми программами развития образования. образование. образование », которые учитывают национальные и региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие характеристики и осуществляют деятельность, отнесенную к ведению Российской Федерации, органов местного самоуправления и отраслевых ведомств, в соответствии с законодательством об образовании» .
Основная цель программы - развитие образовательной системы в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Как и во многих регионах России, в Ханты-Мансийском автономном округе разработана программа по внедрению национально-регионального компонента в основной учебный план общеобразовательных учреждений округа .
Национально-региональная составляющая содержания художественного образования - та составляющая, которая наиболее полно отражает особенности каждого региона. «Особое значение придается народным ремеслам, художественные традиции которых являются живой памятью, что очень важно для местных жителей и культуры региона. Культура народного декоративно-прикладного искусства унаследована от местных традиций региона. Он сохраняется и развивается коллективом на основе творческого метода вариации и художественных принципов народного творчества, а также импровизаций на их основе.
Поэтому народное мастерство - его органическая часть, одна из наиболее ярко выраженных форм культуры современного общества .
Учитывая, что национальная концепция образования в новых социально-политических и экономических условиях предполагает воспитание человека, связанного с общечеловеческими ценностями, вбирающего в себя богатство культурного наследия разных народов и народов и стремящегося к взаимопониманию с ними. , важно полностью раскрыть культурный потенциал народов Крайнего Севера.
Народные промыслы хантов и манси имеют многовековые художественные традиции и, как составная часть национальной культуры, могут влиять на формирование у подрастающего поколения позитивного отношения к художественно-эстетическим ценностям, отражая общечеловеческие идеалы и стремления.
Однако пока в общеобразовательных школах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нет учебно-методической литературы, наглядных материалов и альбомов популярного искусства, программ изобразительного искусства и общеобразовательных предметов, способствующих обучению учащихся. интерес к национальной культуре хантов, манси и приобщение к ней, отсутствуют методические указания по выполнению данных занятий, помогающие учителю систематизировать обучение и подготовку учащихся.
Надо признать, что в целом процесс регионализации содержания художественного образования происходит стихийно. В общеобразовательных школах Ханты-Мансийского округа - Югры ведется работа на недостаточном уровне по приобщению детей к культуре народа, на территории которого проживают учащиеся: учителя не информируют учащихся последовательно и системно об их жизни и быте, Образ жизни хантов и его проблемы.
Глава 2. Национально-региональный компонент в системе художественного образования школьников
Сегодня, в условиях, происходящих в обществе социально-экономических и социально-политических преобразований, народ нашей страны имеет возможность апеллировать к ценностям традиционной региональной национальной культуры. Это связано с растущим интересом к данной проблеме не только со стороны ученых-педагогов, но и с необходимостью их глубоких знаний и практического решения. Известно, что в Российской Федерации проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной, духовной, национальной и художественной культуры.
Подавляющее большинство этих народов веками сложились как этнические общности на территории Россия и в этом смысле - коренные народы, сыгравшие историческую роль в становлении Российского государства. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз разных народов. В рамках национально-региональной составляющей необходимо обеспечить сохранение и развитие традиционных форм хозяйствования, приумножение духовных ценностей, создаваемых искусством и литературой, народным творчеством, развитие и расширение сферы применения национальных культурных ценностей. исторические этнопедагогические традиции в учебно-воспитательной деятельности студентов и молодежи.
Поскольку регионально-национальные компоненты сложны - есть культурные, экономические и социальные аспекты, которые пронизаны проблемами проектирования и производства, рекомендуется определить, где все эти аспекты сходятся, и что в центре внимания будет конкретный человек, его или ее жизнь. Изучение особенностей образа жизни людей в регионах должно стать источником новых дизайнерских идей, и традиции и современность не будут противопоставлены. Сегодня необходимо создать новый, современный национальный стиль и мир предметов, мир вокруг нас должен нести в себе элементы национальной культуры, которые заранее определяли бы социальное поведение человека в обществе. Создание собственной материальной культуры организует и объединяет людей в одной местности, а национальное сознание должно выступать в качестве объединяющей доминанты.
В потоке общекультурных ценностей все чаще звучат темы национальной и региональной культуры, народного творчества, заботы об охране народных промыслов, попытки восстановить самобытность культуры, утраченной и забытой в рассматриваемом мире. довольно часто. Этническая и региональная культурная общность основана на сформировавшихся веками характерных представлениях людей о мире, влияющих на художественные характеристики предметно-пространственной среды того или иного этноса и региона.
Расширение сфер воспитательного воздействия национального искусства отвечает стратегическим воспитательным задачам общества: максимально использовать в работе со студентами, с молодежью всего, что основано на прогрессивных традициях народа, с чем связано с его личностью во всех сферах духовной жизни, это актуальная задача. Сказанное вызывает необходимость дальнейшего совершенствования гуманизации художественного образования студентов на основе широкого усвоения и глубокого осознания культурного, исторического и этнопедагогического наследия человечества.
На современном этапе развития автономного общества национальные округа и различные регионы Российской Федерации, в частности Чеченская Республика, получили легальные возможности для создания собственных вариантов учебных планов и программ на основе федеральной базовой программы с учетом национально-региональная культура. Одним из определяющих условий этого процесса является устойчивая тенденция к гуманизации образования, в частности художественного образования, т. е. Осознания индивидом всей системы общественных отношений, основанного на фундаментальных исследованиях, освоении мировой и национальной культуры прошлого, постоянном изучение культуры современности. Сегодняшние позиции по отношению к национально-региональной составляющей определяют идеологию современной основной учебной программы общеобразовательной школы Российской Федерации. Новая Россия остается многонациональным государством со многими регионами, характеризующимися множеством школ, этнокультурных и региональных образовательных моделей.
Таким образом, современная структура содержания образования представлена на двух уровнях: федеральном и национально-региональном, базовом и переменном. Федеральный уровень должен предлагать единую зону базового образования в России. Он определяет начальные образовательные возможности. Национально-региональная составляющая вариативна и определяет региональные проявления сущностей, раскрываемых в инвариантном содержании.
Оставаясь неотъемлемой частью школьного образования, оно имеет внутреннюю ценность и чувство собственного достоинства. Это основа формирования у каждого ученика системы знаний о самобытности родины, самобытности народной культуры, которая способствует формированию человека, неравнодушного к судьбе своей малой родины и в целом. Внедрение национально-регионального компонента (НРК) школьного образования потребовало интенсивной разработки его содержания и соответствующих методов его развития.
Заключение
Таким образом, важной проблемой является концепция комплексной интегративной модели образовательного процесса в высшей школе, способной в полной мере реализовать потенциал курса MHC в части раскрытия культурных ценностей различных исторических и культурных временных границ. , подчеркивая особенности того или иного культурного архетипа, выстраивая идеальную модель. «культурный человек» определенной эпохи, который определит приоритеты в формировании личности современности. В контексте проблематики также есть построение самой технологии обучения, проявление в различных методах, подходах и концепциях, конечной целью которых является не только процесс усвоения, но и творческое осознание и научное знание уже на стадии становления. эвристико-поисковый уровень, учитывающий интеграцию различных методов постижения знания: научного, художественного, философского, предметного.
Необходимо учитывать принцип детерминизма, направленность образовательного процесса на совершенствование, открытость инновационным процессам, практические задачи более сложного уровня, разработку новых информационных систем в таком динамичном мире. Новые образовательные программы должны изменить парадигму образования, отойти от традиционных унификаций, сосредоточившись на динамических мыслительных процессах, построенных на нелинейной логике интеллектуального уровня развития личности, соответствующей современному образу мира.