Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Публикация романа «Анна Каренина» Л Н Толстого является значимым событием общественной литературной жизни второй половины XIX века. Об этом свидетельствуют множественные статьи, которые появились в периодических изданиях различных направлений после выхода первых глав романа. Они содержат богатый фактический материал, так как описывают непосредственную реакцию современников на роман, отражают первые попытки понимания художественного произведения, передают остроту журнально-газетной полемики.
Отзывы современников – это значимая и важная часть творческой истории «Анны Карениной». Они включают анализ различных направлений, которые переплетаются в данном произведении. Одним из них является изучение особенностей культурной жизни второй половины XIX века. Несмотря на богатый материал, который содержит анализ романа «Анна Каренина», в настоящее время наблюдается и недостаточное количество исследований в этом направлении. Соответственно, присутствуют вопросы, требующие изучения. Вся вышеперечисленная информация определила актуальность темы данной курсовой работы.
Объектом исследования является роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Предметом: выражение культурной жизни 1870-х годов в романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстого.
Объект и предмет определили следующую цель исследования: проанализировать отражение культурной эпохи в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- выделить основные особенности культуры России в конце XIX в.;
- изучить мироощущение Л. Н. Толстого и индивидуальный стиль писателя;
- исследовать основы бытия в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»;
- проанализировать отдельные эпизоды культурной жизни 1870-х годов в романе «Анна Каренина».
Методы исследования: Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение, методы классификации и синтеза.
Теоретическая значимость исследования. Состоит в том, что информация, полученная в ходе данного исследования может быть полезна студентам для дальнейшего изучения по соответствующему профилю.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении особенностей выражения культурной эпохи в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина», что может быть полезно студентам и работникам соответствующей отрасли для практического применения.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе курсовой работы выделены основные тенденции в развитии российской культуры конца XIX в. Также исследованы особенности мироощущения Л. Н. Толстого и индивидуальный стиль писателя.
Во второй – проведен анализ отражения культурной эпохи в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНЦЕ XIX В.
1.1 Основные особенности культуры России в конце XIX в.
XIX век принято называть «золотым веком» русской культуры. Если в социально-политическом и экономическом развитии России наблюдалось отставание от развитых европейских стран, то в культуре она часто опережала их . Заполнение элементами капиталистических взаимоотношений экономики России усиливало потребность в образованных и грамотных гражданах. Города России стали превращаться в культурные центры. Разные социальные слои подключали в общественные процессы.
Развитие культуры происходило на фоне повышающегося национального понимания русского народа, имело ярко выраженный национальный характер. Данная тенденция выражалась в разных областях культуры, например, значительное воздействие на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года, которая в существенной степени вызвала рост национального сознания русского народа, проявила его отличительные особенности.
Кроме того, Отечественная война – это одна из основных причин появления движения декабристов в русском революционном дворянстве. Участники этого движения считали, что одержавшие победу в войне русские, по-прежнему остаются в невежестве и рабстве. Восстание декабристов образовало мощный подъём философских и общественных идей, а также оказало глубокое влияние на художественную культуру. Близость идеям декабристов выражал в собственном творчестве Александр Сергеевич Пушкин. Одной из центральных тем философской и общественной мысли являлась тематика будущего Россия. Она дала развитие двум значимым течениям: славянофильству и западничеству. Эти течения отвергали действующий режим крепостничества и самодержавия, но в понимании возможности переустройства России расходились. В частности, западники являлись сторонниками европейского уровня образования, просвещения и науки, выделяющих роль права и законов при организации общественной жизни. Славянофилы отвергали Западный путь развития и настаивали на самобытном характере России, делали акцент на её культурно-национальном и религиозном историческом своеобразии .
Русская культура того времени, которая была представлена дворянами выступала против сословного неравенства, самодержавного произвола, крепостного угнетения, засилья чиновничьей бюрократии. С конца XIX в. в русской культуре начинается рост её демократизации. В разных произведениях культуры всё больше проявляется тема простых людей, судьба бедного населения. Эта тематика нашла своё выражение после реформ и отмены права 1861 года. В период правления Александра II с 1818 по 1881 гг. активно проводили реформы земского, городского, судебного и военного плана.
Творчество большинства деятелей русской культуры в разных отраслях науки, литературе и искусстве приходилось как на эпоху до реформ, так и после. В своём творчестве деятели искусства поддерживали связь эпох, представляли хранителей традиций. Таким образом, XIX век в русской культуре отличается своей целостностью. Перемены в политической и экономической жизни после падения крепостного права образовывали новые критерии развития культуры. В рыночные взаимоотношения подключалось всё больше крестьян, что остро ставило вопрос о начальном народном образовании. Эта тенденция вызвала рост числа городских и сельских школ. Торговые, транспортные и промышленные отрасли предъявляли всё более масштабный спрос на специалистов, имеющих высшее и среднее образование. Стали пополняться ряды интеллигенции, а её духовные идеи вызывали рост издания книг, тиражей газет и журналов, происходило развитие живописи, театра и других видов искусств.
Отличительной чертой складывающегося культурного фона последней трети XIX века становится одновременное сосуществование уходящего прошлого и стремительно нарождающегося нового, что проявлялось в непримиримых, порой доходящих до откровенного противостояния, оппозициях – материалистического и идеалистического, радикального и либерального, западнического и славянофильского, прагматического и романтического – практически во всех сферах общественной жизни. Это двуполюсное состояние русского общества достаточно полно определил И. В. Кондаков: «Двоеверие, двоемыслие, двоевластие, раскол – это лишь немногие из значимых для понимания истории русской культуры понятий, выявляемых уже на стадиях древнерусской культуры. Подобная стабильная противоречивость русской культуры, порождающая, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, – периодически обостряющуюся конфликтность, внутренне присущую самой культуре, составляет ее органическое своеобразие, типологическую особенность…» .
Жизнь России 1870–1890-х годов отражала разнообразную и сложную картину противостояния деятелей культуры. В 1870 году группа петербургских художников, отказавшихся участвовать в конкурсе Академии художеств на мифологические темы, оформилась в «Товарищество передвижных художественных выставок». Новое направление в живописи провозгласило своим идеалом реализм и национальность и объявило о разрыве с официальным искусством, в котором господствовал акаде
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бунин, И. А. Собрание сочинений [Текст]: В 6 т. / И. А. Бунин – М.: Худож. лит., 1988. – Т. 6. – С.41
2. Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828–1890. М., 1958. – С.434
3. Козьменко О.П. Основные направления в развитии русской культуры XIX — начала XX В. // Вестник РУДН. История России. 2009. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-v-razvitii-russkoy-kultury-xix-nachala-xx-v (дата обращения: 13.03.2022).
4. Корман Б.О. Методика вузовского преподавания литературы. Ижевск, 2009. – С.60
5. Культурология. Теория и история культуры [Текст]. – М.: Знание, 1996. – С.200
6. Лученецкая-Б. И. Ю. Эмблематическое письмо Л. Н. Толстого // Верхневолжский филологический вестник. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emblematicheskoe-pismo-l-n-tolstogo (дата обращения: 13.03.2022).
7. Николаева Т. Ю. Первые литературные опыты художника И. Е. Репина // Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. №371. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pervye-literaturnye-opyty-hudozhnika-i-e-repina (дата обращения: 13.03.2022).
8. Панарина И. С. Зачем нужен Левин в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»? // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zachem-nuzhen-levin-v-romane-l-n-tolstogo-anna-karenina (дата обращения: 13.03.2022).
9. Письма Толстого и к Толстому [Текст]: Юбилейный сб. – М.; Л. : Госиздат, 1928. – С.223
10. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: в 14 т. М., 1952. Т. 8. – С.80-91
11. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений (юбилейное) [Текст]: в 90 т. Т. 63. Письма 1880–1886 / Л. Н. Толстой. – М.-Л.: Художественная литература, 1934. – С.167-168.
12. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений (юбилейное) [Текст]: в 90 т. Т. 62. Письма 1873–1879 / Л. Н. Толстой. – М.-Л.: Художественная литература, 1953. – С.66
13. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений (юбилейное) [Текст]: в 90 т. Т. 61. Письма 1863–1872 / Л. Н. Толстой. – М.-Л.: Художественная литература, 1953. – С.7
14. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений (юбилейное) [Текст]: в 90 т. Т. 48. Дневники и записные книжки 1858–1880 / Л. Н. Толстой. – М.-Л.: Художественная литература, 1952. – С.186-187.
15. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений (юбилейное) [Текст]: в 90 т. Т. 64. Письма 1887–1889 / Л. Н. Толстой. – М.-Л.: Художественная литература, 1953. – С.97
16. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений (юбилейное) [Текст]: в 90 т. Т. 85. Письма к В. Г. Черткову 1883–1886 / Л. Н. Толстой. – М.-Л.: Художественная литература, 1935. – С.98
17. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений (юбилейное) [Текст]: в 90 т. Т. 18. Анна Каренина. Части 1–4 / Л. Н. Толстой. – М.- Л.: Художественная литература, 1977. – С.25
18. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений (юбилейное) [Текст]: в 90 т. Т. 18. Анна Каренина. Части 1–4 / Л. Н. Толстой. – М.- Л.: Художественная литература, 1977. – С.90
19. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений (юбилейное) [Текст]: в 90 т. Т. 19. Анна Каренина. Части 5–8 / Л. Н. Толстой. – М.- Л.: Художественная литература, 1935. – С.348-349
20. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений (юбилейное) [Текст]: в 90 т. Т. 20. Анна Каренина. Черновые редакции и варианты / Л. Н. Толстой. – М.-Л.: Художественная литература, 1939. – С.321-325
21. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений (юбилейное) [Текст]: в 90 т. Т. 23. Произведения 1879–1884 / Л. Н. Толстой. – М.-Л.: Художественная литература, 1957. – С.163
22. Фаленкова Е. В. Феномен духовного странничества в творчестве Л. Н. Толстого и культурно-философском контексте XIX -начала XX в // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-duhovnogo-strannichestva-v-tvorchestve-l-n-tolstogo-i-kulturno-filosofskom-kontekste-xix-nachala-xx-v (дата обращения: 13.03.2022).
23. Чернышова Л. И. Проблема России и Европы в творчестве Н. Я. Данилевского и реалии современного мира // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2016. №2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-rossii-i-evropy-v-tvorchestve-n-ya-danilevskogo-i-realii-sovremennogo-mira (дата обращения: 13.03.2022).
24. Чистякова Т. Л. Славянофилы и неославянофилы. А. Хомяков. Н. Данилевский. К. Леонтьев // Вестник МГТУ. 2000. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slavyanofily-i-neoslavyanofily-a-homyakov-n-danilevskiy-k-leontiev (дата обращения: 13.03.2022).
25. Шарафадина К.И. «Алфавит Флоры» в образном языке литературы пушкинской эпохи (источники, семантика, формы). СПб., 2003 – С.18-20
26. Шпилевая Г. А. «Язык бала» и «Музыка жизни» в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2014. №2 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazyk-bala-i-muzyka-zhizni-v-romane-l-n-tolstogo-anna-karenina (дата обращения: 13.03.2022).
27. Щенников Г. К. Ключи к душе и сознанию человека. (русский реализм 1870-1890-х годов) // Филологический класс. 2006. №15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchi-k-dushe-i-soznaniyu-cheloveka-russkiy-realizm-1870-1890-h-godov (дата обращения: 13.03.2022).