Фрагмент для ознакомления
2
На всем протяжении своего существования, человечество не раз сталкивалось с такими страшными по своей силе терминами, как эпидемия и пандемия. Оспа, бушующая сначала в Европе, а затем на территориях СССР в 1970-х, чума или как ее назвали в период второй ее пандемии «Черная смерть», «Испанка» (вирус испанского гриппа H1N1), «Свиной грипп» (A H1N1), а также многие другие вспышки заболеваний, вызванные мутациями этих и многих других вирусов.
Прошло не мало времени, когда мир столкнулся с новым, агрессивным вирусом, вызвавшим пандемию по всему миру. В 2020 году, «корону» взял мутировавший вирус SARS-Cov-2, вызывающий заболевание, названное миром науки CIVID-19. О семействе коронавирусов ученым-вирусологам известно давно. Еще в далеком 2003 году, коронавирус ТОРС вызвал эпидемию в 33 странах мира (наибольшее количество заболевших было зарегистрировано в Китае, Сингапуре и Канаде), с общим числом заболевших 7761 человек, у 623 из них заболевание закончилось летальным исходом. Выяснилось, что вирус SARS-Cov легко передается от человека к человеку.
Несколькими годами ранее, в «мирное» для вирусологов и человека время, ОРВИ, обычно ассоциировалось у населения с тяжелым, затянувшимся простудным заболеванием, длящемся более 1,5 недели, выраженным повышенной температурой, сильным кашлем, насморком, иногда вызывающим осложнения. С приходом COVID-19, все изменилось. К «обычным» уже симптомам, присоединилась долгосрочная аносмия (потеря обоняния), тяжелое поражение легких, необходимость подключения к ИВЛ, проблемы с сердцем, в особо тяжелых случаях болезнь приводит к летальному исходу. Жертвами нового вируса становились и остаются по сей день, люди от 35 лет, особо агрессивен вирус среди пожилых людей, возрастом от 65 лет и старше. От COVID-19 гибнут, прежде всего, больные с хроническими заболеваниями, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной системой.
Нельзя так же забывать, что любая пандемия, это еще и колоссальный экономический ущерб, наносимым государству и каждому человеку в отдельности. Так было и в самом их «рассвете», когда человек впервые почувствовал на себе удар, так остается и сейчас. Статистика показывает, что новая коронавирусная инфекция воздействует на различные группы людей, в разной степени.
Вот уже второй год, когда человек живет бок о бок с COVID-19, который не ослабевает, а набирает силу, несмотря на объявленную в России обязательную вакцинацию старше 18 лет, усиленные ограничительные меры. Каждая новая «волна» заболеваемости показывает увеличение роста смертности, а возрастная шкала стремится вниз, коронавирус «молодеет», убиваю молодое население страны. Роспотребнадзором РФ с начала пандемии не единожды объявлялись жесткие карантинные меры, введен всеобщий масочный режим, ограничение посещений торгово-развлекательный заведений, общепита, культурно-массовых мероприятий. В том числе, в списке оказались дошкольные учреждения, общеобразовательные заведения, ССУЗы и ВУЗы. В привычные устои жизни ворвалось «дистанционное обучение». В нем, как и во многом другом, оказались свои плюсы и минусы. Но, особенно для медицинских, технических и многих других учебных заведений «дистанционка» оказалась очень большим испытанием. Трудности коснулись, как обучающихся, так и преподавателей. С фиксируемым спадом заболеваемости COVID-19, ограничительные меры ослаблялись, и ученики возвращались за школьные парты, студенты в аудитории колледжей, ВУЗов, в новых форматах, согласно потребностям, организовывалась производственная практика. Но, для того чтобы обеспечить безопасность пребывания людей в условиях очного обучения, в 2020 году был разработан и введен в действие документ – Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)». Только следуя этим правилам, в стены учебных заведений могла снова вернутся жизнь, учебный процесс постепенно стал переходить из «online» в «offline» режим.
Меня лично не обошла стороной пандемия, в студенческую жизнь вмешался коронавирус. На почве всего изложенного, развился профессиональный интерес к выбранной, актуальной теме «Особенности работы образовательных учреждений в период пандемии COVID-19».
Для ее раскрытия я поставила следующую цель: изучить особенности работы образовательных учреждений в период пандемии COVID-19.
Задачи:
1. Изучить пути распространения новой коронавирусной инфекции (НКИ), контагиозность среди населения.
2. Ознакомится с санитарно-эпидемиологическим режимом в образовательных организациях в условиях распространения COVID-19.
3. Изучить существующие меры специфической профилактики.
Объектом исследования является пандемия, вызванная COVID-19, а его предметом – работа образовательных учреждений в период пандемии.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА COVID-19, ПРИЧИНЫ ВЫСОКОЙ КОНТАГИОЗНОСТИ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ.
1.1 Причины появления заболевания и его стремительное развитие.
В конце 2019 года в Китайской Народной Республике (КНР) произошла вспышка новой коронавирусной инфекции с эпицентром в городе Ухань (провинция Хубэй), возбудителю которой было дано временное название 2019-nCoV.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 11 февраля 2020 г. присвоила официальное название инфекции, вызванной новым коронавирусом, – COVID-19 («Coronavirus disease 2019»). Международный комитет по таксономии вирусов 11 февраля 2020 г. присвоил официальное название возбудителю инфекции – SARS-CoV-2.
Появление COVID-19 поставило перед специалистами здравоохранения задачи, связанные с быстрой диагностикой и оказанием медицинской помощи больным. В настоящее время сведения об эпидемиологии, клинических особенностях, профилактике и лечении этого заболевания ограничены. Известно, что наиболее распространенным клиническим проявлением нового варианта коронавирусной инфекции является двусторонняя пневмония, у 34% пациентов зарегистрировано развитие острого респираторного дистресс-синдрома (ОРДС).
Коронавирусы (Coronaviridae) – это большое семейство РНК-содержащих вирусов, способных инфицировать как животных (их естественных хозяев), так и человека. По результатам серологического и филогенетического анализа коронавирусы разделяются на четыре рода: Alphacoronavirus, Betacoronavirus, Gammacoronavirus и Deltacoronavirus. У людей коронавирусы могут вызвать целый ряд заболеваний – от легких форм острой респираторной инфекции (ОРВИ) до тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС или SARS). В настоящее время среди населения циркулируют четыре сезонных коронавируса, которые круглогодично присутствуют в структуре ОРВИ, и, как правило, вызывают поражение верхних дыхательных путей легкой и средней степени тяжести, а также два высокопатогенных коронавируса – вирус ближневосточного респираторного синдрома (MERS) и новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Воздушнокапельным, воздушно-пылевым или контактным путем, вирус попадает в организм человека. Контактный путь подразумевает проникновение вируса через слизистые оболочки глаз, носа, носо- и ротоглотки. Следует отметить способность вирусов проникать через клеточные барьеры различными механизмами транспорта, что было показано ранее и обобщено на примере вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). К этим механизмам может быть добавлен путь проникновения через эпителиальные барьеры путем перемещения с моноцитами-макрофагами, что особо важно для рассмотрения механизмов повреждения в легком при системном воспалении. В этой связи организм для вирусов можно рассматривать как однородную по проницаемости среду, где вирус может распространяться независимо от пути проникновения.
Коронавирусное заболевание COVID-19 вызывается ранее неизвестным бетакоронавирусом SARS-CoV-2, который был обнаружен в образцах жидкости, взятой из лёгких в группе пациентов с пневмонией в китайском городе Ухань в декабре 2019 года. SARS-CoV-2 относится к подроду Sarbecovirus и является седьмым по счёту известным коронавирусом, способным заражать человека.
SARS-CoV-2 является РНК-содержащим вирусом с оболочкой. На основании исследований выдвинута гипотеза, что вирус является результатом рекомбинации коронавируса летучих мышей с другим, пока ещё не известным, коронавирусом.
По мере своей эволюции у вируса происходят генетические мутации и формируются линии генетических поколений, вместе составляющие дерево генетических поколений. Некоторые мутации могут сказываться на скорости распространения вируса, на тяжести вызываемого им заболевания или на эффективности тех или иных методов лечения. Вирусы с такими мутациями называют «вариантами» вируса или штаммам. При этом не все варианты являются штаммами, новые штаммы появляются, если у варианта вируса изменяются физические свойства.
В соответствии с классификацией, предложенной ВОЗ, вызывающие опасения варианты коронавируса именуют буквами греческого алфавита. По состоянию на ноябрь 2021 года выделяют штаммы: Альфа, Бета, Дельта, Гамма и Омикрон. По сей день COVID-19 продолжает эволюционировать и появляются новые, более опасные штаммы.
1.2 Существующие меры профилактики.
Специфическая профилактика — это иммунизация различных групп населения. Иммунизация – это процесс, благодаря которому человек приобретает иммунитет, или становится невосприимчивым к инфекционной болезни, обычно, путем введения вакцины. Вакцины стимулируют собственную иммунную систему организма к защите человека от соответствующей инфекции или болезни (ВОЗ). Цели этого вида профилактики: предупреждение, ограничение распространения и ликвидация инфекционных болезней, индивидуальная защита прививаемых, создание популяционного иммунитета.
В 2021 году идет уже 4-я волна коронавируса. Чтобы держать ситуацию под контролем, в регионах ужесточили меры и ввели обязательную вакцинацию. Работодатели обязаны проследить, чтобы не менее 80% сотрудников были вакцинированы. Распространяется требование на сферы: торговли, транспортного сообщения, культурно-массовых мероприятий, детские учреждения, услуги красоты и оздоровления и другие. Отдельным пунктом обозначили сферу жилищно-коммунального хозяйства. Вакцину должны получить работники, устроенные по трудовому договору, а также по договору ГПХ. Нет исключений и для тех, кто перешел на дистанционный формат работы.
В Российской Федерации для специфической профилактики COVID-19 у взрослых лиц зарегистрированы следующие вакцины:
Комбинированная векторная вакцина («Гам-КОВИД-Вак»), дата регистрации 11.08.2020 г.;
Комбинированная векторная вакцина («Гам-КОВИД-Вак-Лио»), дата регистрации 25.08.2020 г.,
Вакцина на основе пептидных антигенов («эпиваккорона»), дата регистрации 13.10.2020 г.
Вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная («ковивак»), дата регистрации 19.02.2021 г.
Вакцина для профилактики COVID-19 («Спутник Лайт»), дата регистрации 06.05.2021 г.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные документы, методические рекомендации:
1. Временные методические рекомендации Минздрава России «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), г. Москва, 2020 г.
2. Временное руководство по рациональному использованию средств индивидуальной защиты от коронавирусной болезни (COVID-19) 27 февраля 2020 г.
Книги, журналы:
3. Александрова О.М., Орлов Е.В., Степанова Л.И. Переход на дистанционное образование в школе. Управленческие решения // Современные тенденции развития системы образования: Сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2020. С. 52-55.
4. Альтбах Ф. Дж., Ханс де Вит. Информационные технологии в контексте COVID-19: поворотный момент? // Международное высшее образование.2020. № 103. С. 6-8.
5. Артеменков М.Н., Сухова Е.Е. Трансформация образовательных стратегий выпускников школ в условиях распространения коронавируса COVID-19: региональный аспект // Региональные исследования. 2020. № 2 (68). С. 111 - 120.
6. Белоцерковская Ю. Г. COVID-19: Респираторная инфекция, вызванная новым коронавирусом: новые данные об эпидемиологии, клиническом течении, ведении пациентов / Ю. Г. Белоцерковская, А. Г. Романовских, И. П. Смирнов // Consilium Medicum. – 2020. – № 3. – С. 12-20.
7. Ведение детей с заболеванием, вызванным новой коронавирусной инфекцией (SARS-COV-2) / Ю. С. Александрович, Е. Н. Байбарина, А. А. Баранов [и др.] // Педиатрическая фармакология. – 2020. – № 2. – С. 103-118.
8. Влияние коронавируса СOVID-19 на ситуацию в Российском Здравоохранении / В. И. Стародубов, Ф. Н. Кадыров, О. В Обухова [и др.] // Менеджер здравоохранения. – 2020. – № 4. – С. 58-71.
9. Значение инструментальных методов в диагностике пневмонии при коронавирусной инфекции / В. Б. Войтенков, Н. В. Марченко, Н. В. Скрипченко [и др.] // Consilium Medicum. Педиатрия. – 2020. – № 1. –С. 20-25.
10. Коронавирус, хроника распространения. Редакционный обзор по состоянию на 04.03.2020 // Главврач. – 2020. – № 3. – С. 62-64.
11. Коронавирусная инфекция (COVID-19) у детей (состояние на апрель 2020) / Л. С. Намазова-Баранова // Педиатрическая фармакология. – 2020. – № 2. – С. 85-94.
12. Коронавирусная инфекция у детей / Н. Н. Зверева, М. А. Сайфуллин, А. Ю. Ртищев [и др.] // Педиатрия. – 2020. – № 2. – С. 270-278.
13. Коронавирусы: биология, эпидемиология, пути профилактики / А.Р. Бабаян, А. П. Фисенко, Н. М. Я. Садеки, А. Р. Мирзаева // Российский педиатрический журнал. – 2020. – № 1. – С. 57-61.
14. Малиатаки В.В., Киричек К.А., Вендина А.А. Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов // Открытое образование. 2020. №24(3). С. 56-66.
15. Пандемия COVID-19. Меры борьбы с ее распространением в Российской Федерации / Н. И. Брико, И. Н. Каграманян, В. В. Никифоров [и др.] // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. – 2020. – № 2. – С. 4-12.
16. Пасечник И. Н. Нутритивная поддержка больных коронавирусной инфекцией в критических состояниях / И. Н. Пасечник // Анестезиология и реаниматология. – 2020. – № 3. – С. 70-75.
17. Пилилян Н.Ю. Анализ использования современных образовательных технологий в образовательном учреждении, работающем в дистанционном режиме. Вопросы педагогики. 2020. № 6-2. С. 195 - 198.
18. Фурман Е. Г. Коронавирусная инфекция COVID-19 и дети / Е. Г. Фурман // Педиатрия. – 2020. – № 3. – С. 245-251.
19. COVID-19 – новая глобальная угроза человечеству / Н. Ю. Пшеничная, Е. И. Веселова, Д. А. Семенова [и др.] // Эпидемиология и инфекционные болезни. – 2020. – № 1. – С. 6-13.
20. Шамшева О. В. Новый коронавирус COVID-19 (SARS-COV-2) / О. В. Шамшева // Детские инфекции. – 2020. – № 1 (70). – С. 5-6.