Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Собственность является одним из понятий, которыми на протяжении многих столе-тий заняты лучшие умы человечества. Однако решением вопро-сов собственности в теоре-тическом аспекте дело не ограничивается. Социаль-ные волнения, которые иногда потряса-ют весь мир, в корне своих причин со-держат, в итоге, попытку поменять уже состоявшие-ся отношения собственно-сти, внедрить новую структуру таких отношений. Иногда случа-ях такие по-пытки приводили к успеху, а другие терпели крах. Случалось, что обществу на самом деле приходилось перейти на новую, более высокую ступень соб-ственного развития.
Также было, что результатом перестройки в отношении форм собствен-ности явля-лось то, что общество оказывалось далеком прошлом и попадало в пучину социальных и по-литических разногласий, из которой не знало, как выбраться. Любая форма и любой вид соб-ственности, какой бы высокой в том или ином определенном случае ни была степень разгосу-дарствления или, что является тем же самым, уровень коллективизации собственности, имеют право на жизнь только при наличии условий, что кто-то будет относиться к услови-ям и результатам производства как к собственным, а кто-то как к чужим. Без этого вооб-ще не существует собственности.
С данной точки зрения любая форма собственности является частной, какой бы идео-логической мишурой, которая преследует вполне прозаические цели, это ни прикрывалось. Смысл собственности как общественного отноше-ния может быть раскрыт посредством тех отношений и связей, в которые соб-ственник должен вступить с другими людьми в про-цессах производства, рас-пределения, обмена и потребления материальных благ. Понятие собственно-сти, как экономической категории сопровождает человеческое общество на протяжении всей его истории, за исключением, наверное, тех первоначальных его этапов, когда человек еще не был отделен от природы и удовлетворял свои потребности при помощи таких простых способов присвоения, как поль-зование и владение. Конечно же, на протяже-нии многовековой истории чело-вечества понятие собственности коренным образом меня-лось, обусловленное в основном, развитием производительных сил, порой достаточно бурным, как, к примеру, это было в годы промышленной революции или наблюдается в со-временный период времени, когда наступила эпоха активного научно-технического прогресса.
Для успешного развития форм собственности необходимым является исполнение мно-гих экономических и социальных условий, необходимо пере-смотреть само отношение к соб-ственности при новых экономических условиях.
Вышеуказанными аспектами обусловлена актуальность курсовой рабо-ты.
Задачи данного исследования можно сформулировать в соответствии с целью: сделать обобщение результатов исследований нормативно-правовых актов, которые регули-руют данные общественные отношения, провести ис-следование работ, посвященных данной тематике, найти общие закономерно-сти методом обработки данных практики.
Объектом исследования являются авторские работы, которые в той или иной мере рассматривают институт муниципальной и государственной
собственности в Российской Федерации.
В данной работе исследуется комплекс вопросов, которые касаются муниципальной и государственной собственности в Российской Федерации. В ней сделана попытка путем анализа отечественного законодательства, литера-туры и правоприменительной практики исследовать главные теоретические и практические проблемы данной темы.
1. Теоретические основы государственной и муниципальной форм
собственности
1.1 Общая характеристика государственной формы собственности
Государственная собственность, являясь экономической категорией обо-значает вла-дение народом имуществом в лице выбранных народом предста-вительных органов государ-ственной власти. С данной точки зрения право государственной собственности в объектив-ном смысле является совокупно-стью правовых норм, которые закрепляют и охраняют при-надлежность мате-риальных благ народу (населению определенной территории) в лице из-бран-ного им представительного органа государственной власти, а также устанав-ливающих процедуру приобретения, использования и отчуждения государ-ственного имуще-ства.
Отличительной чертой института государственной собственности явля-ется то, что как совокупность вышеуказанных правовых норм, институт права государственной собственности содержит в себе не только нормы гражданско-го права, но и нормы иных правовых отраслей, которые также регулируют рассматриваемые отношения: админи-стративного, государственного, финан-сового, земельного и пр., то есть являются комплекс-ным правовым институ-том. В нем преобладают по содержанию гражданско-правовые нор-мы, а ос-новную роль имеют конституционные (государственно-правовые) нормы.
В процессе регулирования правовых положений государственной соб-ственности ст. 214 ГК РФ продолжает развивать правила, которые были уста-новлены ранее действовав-шим Законом «О собственности в РСФСР».
Самое основное то, что сохранено правило о множественности субъек-тов государ-ственной собственности, в роли которых выступают Российская Федерация в общем (в от-ношении имущества, которое составляет федераль-ную собственность) и ее субъекты: края, республики, области и так далее, (в отношении имущества, которое составляет соб-ственность субъекта Российской Федерации).
Важно заметить, что субъектами права государственной собственности являются именно соответствующие государственные (публично-правовые) об-разования в общем, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав края, республики, области и т. д., но не их органы управления или власти.
Последние выступают в обороте имущества от имени определенного государственно-го образования и осуществляют в соответствии со своей ком-петенцией те или иные опре-деленные правомочия публичного собственника.
По структуре содержания право государственной собственности не от-личается от содержания права собственности. Вместе с этим он имеет особен-ности. Специфика этого права заключена и в том, что РФ и нередко субъекты Российской Федерации сами устанав-ливают для себя в законодательном по-рядке правила поведения как собственника.
Что же касаемо конкретных лиц и органов, которые уполномочены в порядке ст. 125 ГК РФ государственным собственником выступать от его име-ни, то их название и вид имеют зависимость от вида тех отношений, в которых они должны участвовать.
Правительство Российской Федерации имеет право делегировать свои полномочия федеральным органам исполнительной власти по распоряжению и управлению объектами федеральной собственности, а также органам испол-нительной власти субъектов РФ. Про-цедура передачи данных полномочий определена Федеральным договором и законами Россий-ской Федерации.
На практике главную оперативную работу по распоряжению и управле-нию объекта-ми федеральной собственности проводит специальный федераль-ный орган, задачами кото-рого является управление государственным имуще-ством.
Имущество, являющееся государственной собственностью можно поде-лить на две составляющие. Ода из них является закрепленной за государ-ственными юридическими лица-ми - учреждениями и предприятиями и - на ограниченных, но достаточно самостоятельных вещных правах для оператив-ного управления либо хозяйственного ведения. Такое «распреде-ленное» иму-щество государства является основой для принятия участия данных организа-ций в обороте как самостоятельные юридические лица.
Оно не может являться обеспечением возмещения потенциальных госу-дарственных долгов, так как учреждения и предприятия как юридические ли-ца не отвечают собствен-ным имуществом по долгам учредившего их соб-ственника-государства - данным имуще-ством они отвечают по своим долгам перед кредиторами, если речь не идет о казенных учреждениях и предприяти-ях, где возможно ввести дополнительную государственную от-ветственность по их долгам, но все равно исключается их ответственность имуществом по дол-гам государства.
1.2 Общая характеристика муниципальной формы собственности
Понятие муниципальной собственности давно известно в отечественном граждан-ском праве. Данное понятие было введено еще в Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. Это понятие было развито и закреплено в Законе СССР от 6 марта 1990 года «О собственности в СССР», в Законах РСФСР от 24 декаб-ря 1990 года «О собственности в РСФСР», от 6 июля 1991 года «О местном самоуправлении в Российской Федерации», Федеральном законе от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации», в Конституции РФ 1993 года и ГК 1994 года.
Законодательное определение значения и места муниципальной соб-ственности среди других форм собственности изменялось. К примеру, в ГК 1922 года муниципальная собствен-ность была рассмотрена как один из видов собственности государства и не была самостоя-тельной категорией. В Законе «О собственности в РСФСР» муниципальная собственность была представле-на как объединение собственности административно-территориальных обра-зований низшего уровня (районов, городов, поселков и так далее) и собствен-ности орга-нов территориального общественного самоуправления. К примеру, советов микрорайонов или других общественных образований, которые при-знаны юридическими лицами, в результате чего был произведено заключение о том, что муниципальная собственность в Законе пред-ставлена в виде пере-ходной формы от государственной собственности к собственности юридиче-ских лиц.
В Конституции РФ от 1993 года и Гражданском кодексе Российской Фе-дерации му-ниципальная собственность вместе с государственной имела статус публичной собственно-сти. По причине того, что ее субъекты являются пуб-лично-правовыми образованиями, и вы-ступают как самостоятельные формы собственности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Игнатовский П. Собственность, ее истоки в настоящем и будущем. //Экономист. 2012. № 11.
2. Радыгин А., Архипов С. Собственность, корпоративные конфликты и эф-фективность // Вопросы экономики. - 2013 - № 11. – С.114 - 116.
3. Курс экономической теории. Учебник под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: «АСА», 2014. с. 75-87.
4. Радыгин А., Архипов С. Собственность, корпоративные конфликты и эф-фективность // Вопросы экономики. - 2013. - № 11. – С.114 - 116.
5. Федеральный закон от 21 июля 1997. N 123-ФЗ // О приватизации госу-дарственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (с изменениями от 23 июня 1999.)
6. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Добрынина А. И., Тарсевича Л. С. М: Литера, 2013. - 656 с.
7. Конституция РФ 12 декабря 1993. Российская газета от 25 декабря 1993.
8. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 N 32, ст. 3301.
9. Бердникова Т., Лямин М. Региональные особенности приватизации и ак-ционирования // Экономист. - 2013. - № 11. - С. 79-85.
10. Григорьев Б.Б., Острина И А., Руднев А.В. Управление муниципальной недвижимостью. - М., 2014.
11. Котов Б. Организация государственных (муниципальных) концессий и экономическая безопасность // Экономист. - 2013. - № 5. - С. 81-85.
12. Маркварт Э., Юркова С., Соколов А., Андреева Г. Муниципальные пред-приятия в системе муниципальной собственности: сб. материалов / под ред. Э. Маркварта. - СПб. 2013.
13. Проблемы управления собственностью: региональный аспект // РЖ: соци-альные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2. Экономика. - 2012. - № 4. - С. 7- 13.
14. Семенова Е., Степанова В. Муниципальная собственность как экономиче-ская основа местного самоуправления // Экономист. - 1997.- № 5. - С. 45-48.
15. Широков А. Юркова С. Создание системы муниципальных нормативных правовых актов в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом: на примере сферы земельных отношений// Муниципальная власть. - 2015. - № 1. - С. 48-57.
16. Швецов А.Н. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. - М., 2013.
17. Ширяев Е., Богомолов С., Тамендарова Л., Вербина Т., Селезнев А. Опре-деление ставок арендной платы за пользование земельными участками в черте населенных пунктов// Муниципальная экономика. - 2015. - № 1. - С.33-43