Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
Проблема развития речи детей младшего школьного возраста с ОНР не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, ведь именно в этом возрасте ребенок овладевает коммуникативными навыками в силу особой чувствительности к речевым явленьям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечают обязательную логопедическую помощь детям с общим недоразвитием речи (ОНР).
Развитие речи детей в норме и патологии подчиняется тем же законам и проходит одинаковые этапы. Но есть важные различия, которые позволяют говорить об общем недоразвитии речи младшего школьника, которые отражены в работах исследователей в области специальной педагогики (Б.М.Гриншпун, Т.В. Волосовец, И.А. Зимина, Г.И. Жаренкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова, Н.А. Никашин, У.К.Орфинская, Е.Ф.Соботович, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская).
Спонтанное речевое развитие детей с речевой патологией протекает замедленно и своеобразно, из-за чего отдельные звенья речевой системы долгое время остаются несформировавшимися (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л.Б. Халилова).Дети с нарушениями речевого развития – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР представлена в трудах Р.Е. Левиной, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркина, О.Е. Грибовой и др. Как известно из специальной литературы, наиболее частыми в структуре дефекта у детей с речевыми патологиями являются трудности коммуникации, негативные эмоциональные переживания при осознании ограничений, связанных с состоянием здоровья (В.В. Лебединский, Е.М. Мастюкова, Е.А. Грибанова). При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы, относящихся к звуковым и смысловым сторонам. В то же время одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности логико-грамматической стороны речи. Формирования логико-грамматических конструкций представляет особую сложность в коррекционной работе, поэтому этой проблеме следует уделить особое внимание.
В целом в младшем школьном возрасте у ребенка уже сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные умения художественно-изобразительной деятельности, развивается самосознание, которое является основой для использования коррекционных методик. Необходимость формирования логико-грамматической стороны речи у детей с ОНР особое внимание обращали такие авторы как Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. Вопросами коррекции логико-грамматической стороны речи у младших школьников занимались Л.Н.Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е Левина.
Анализ специальной педагогической, логопедической литературы и педагогической практики свидетельствует об увеличении количества детей младшего школьного возраста с нарушениями психофизического развития (в частности, речи), что обуславливает трудности в овладении программами обучения и воспитания детей младшего школьного возраста в условиях образовательной организации, что трансформируется в недостаточную речевую подготовку детей и недостатки познавательной деятельности, поведения и личности ребенка в целом. Дети с нарушениями речи, а среди них и дети с ОНР, относятся к неоднородной и многочисленной группе, для которой овладение устной речью – путь развития, адаптации, интеграции
Актуальность проблемы выявления особенностей сформированности логико-грамматической стороны речи у детей с ОНР младшего школьного возраста обусловлена необходимостью построения наиболее эффективной коррекционной работы, требующей использования таких педагогических технологий, которые должны обеспечить детям гармоничное развитие личности, создание психологической базы для дальнейшего обучения и социальной адаптации.
Тема работы –«Особенности орфографической зоркости у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в начальных классах»
Объект исследования: Особенности орфографической зоркости у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в начальных классах.
Предмет исследования: процесс формирования орфографической зоркости у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в начальных классах.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, экспериментальной проверке педагогических условий формирования логико-грамматической стороны речи у детей младшего школьного возраста с ОНР
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятия общего недоразвития речи как основного нарушения речевого развития детей, раскрыть особенности логико-грамматических конструкций языка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи;
2. Охарактеризовать методику логопедического обследования детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи;
3. Рассмотреть содержание логопедической работы по формированию логико-грамматических конструкций языка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования – при целенаправленной коррекционно-логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с ОНР, предусматривающей создание специально организованной коррекционно-развивающей среды, проведения соответствующей предупредительной работы, учета особенностей состояния сформированности речи у детей указанной категории будет обеспечена положительная динамика в овладении умением грамматически правильной, связной и последовательной речи детей.
В соответствии с поставленными задачами использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ проблемы исследования, сравнение, обобщение и систематизация научных источников по философии, психологии, педагогике, которые дали возможность выделить теоретические подходы к исследуемой проблеме и определить основные научно-теоретические положения;
• эмпирические: наблюдение, беседы, которые создали объективные предпосылки получения данных на широком круге испытуемых; проективные методы позволили выявить критерии, уровни сформированности исследуемого явления, особенности и факторы, влияющие на его оптимизацию.
Научная новизна и практическая значимость результатов исследования заключается в разработке коррекционно-развивающей системы формирования логико-грамматической стороны речи у детей с ОНР; уточнении понятия «общее недоразвитие речи», обобщении психолого-педагогических взглядов на проблему формирования логико-грамматической стороны речи у детей с ОНР, осуществлении психолингвистического анализа проблем усвоения логико-грамматической стороны речи у детей с ОНР.
Теоретическое значение исследования определяется в расширении научно-педагогических знаний в аспекте формирования логико-грамматической стороны речи у детей с ОНР.
Практическое значение заключается в разработке работы по формированию логико-грамматической стороны речи у детей с ОНР. Фактологический материал, положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть включены в курсы теории педагогики в средних и высших специальных педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных учебных заведений, для создания спецкурсов и семинаров по рассматриваемой проблеме, с целью обновления и углубления содержания соответствующих разделов. Теоретические положения и методические материалы представляют интерес для педагогов и родителей в их воспитательной работе.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, двух глав, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из двух глав, разделенных на параграфы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Глава 1.Теоретические основы формирования логико – грамматических конструкций языка у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Общее недоразвитие речи как основное нарушение речевого развития детей
Эффективный поиск путей преодоления речевых недостатков зависит, прежде всего, от наличия у педагога фундаментальных знаний этиологии и патогенеза нарушений, умения проводить качественную дифференцированную диагностику. Для достижения цели нашей работы считаем необходимым выяснить следующие понятия: нарушение речи, расстройство речи, недоразвитие речи, задержка речевого развития, нарушения речевого развития, задержка речи, аномалии речевого развития, тяжелые нарушения речи, общее недоразвитие речи, алалия, афазия, ринолалия, дизартрия.
В наше время достаточно хорошо изучены нейрофизиологические механизмы речевых нарушений различной этиологии, активно изучается лингвистическая структура речевого дефекта. Проявления недоразвития речи учеными исследованы в различных аспектах: психолого-педагогическом, психолого-лингвистическом, медико-педагогическом, клиническом (P.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова и др.). Ученые, занимающиеся изучением речевых расстройств дают следующие объяснения причин возникновения речевых нарушений. Нейропсихологи, опираясь на исследования речевых процессов, установили, что причиной речевых нарушений является относительная слабость одного из полушарий головного мозга [11]. Т. Визель, занимаясь изучением афазий в детей, считает, что именно конфликт между полушариями головного мозга становитсяпричиной речевых расстройств [11].
М. Жинкин, М. Зейман, В. Шкловский считают, что причиной речевых нарушений является нарушение взаимодействия между корой головного мозга и подкорковыми структурами. Логопеды и педагоги Ю.А. Флоренская, Ю.А.Поворинский, М.Е. Хватцев относят нарушения речи к неврозам [10].
Л.С. Выготский, рассматривая причины нарушения речи, отмечал, что каждый телесный недостаток не только изменяет отношение человека к миру, но имеет социальные последствия, поэтому важна социально-психологическая реализация речи [18]. В «понятийно-терминологическом словаре логопеда» под редакцией В. Селиверстова нарушение речи определяется как отклонение от нормы, принятой в определенной языковой среде [7, с. 283]. В учебнике «Логопедия» под редакцией Л. Волковой, С. Шаховской нарушение речи определяется, как отклонение говорящего от языковой нормы, общепринятой в определенной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи – это нарушение вербальной коммуникации. Взаимоотношения, которые объективно существуют между индивидуумом и обществом в процессе речевого общения, оказываются нарушенными [9]. Авторы вышеупомянутого учебника различают понятия «недоразвитие речи» и «нарушение речи». При недоразвитии речи наблюдается качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Нарушением речи является расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности [12].
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркин отмечают, что нарушение речи – обобщающий термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в языковой среде, что частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивающие возможности познавательного развития и социокультурной адаптации [6, с.5]. Учеными разграничиваются понятия «нарушение речевого развития»и«задержка речевого развития». В отличие от нарушения речевого развития, при котором искажается сам процесс речевого онтогенеза, задержка речевого развития – это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка [10].
М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповав учебниках и пособиях по логопедии, кроме понятия нарушение речевого развития, используют понятие аномалии речевого развития, задержка речи, недостатки развития речи и тому подобное. Нарушение речевого развития определяется учеными как:
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абушаева З. М. Особенности обучения письму и чтению детей в условиях билингвального образования [Электронный ресурс]// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. -С. 135-136. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9672/ (дата обращения: 20.03.2019).
2. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям[Текст] / З. Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147c.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева. - 3-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 130 с.
4. Андрусишина, Л. Е. Психологические характеристики общефункциональных механизмов речи у старших дошкольников с ОНР [Текст] / Л. Е. Андрусишина // Теория и практика современной логопедии. -Вып. 4. - М. : актуальное образование, 2007. - С. 18-23.
5.Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М., 2006. - 220 с
6.Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] / Л .О. Бадалян, Уч. для студ. дефект. фак. выс. пед. учеб. завед. М. : Академия, 2000. - 150 с.
7.Бурачевская, О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 2 (6). -С. 95–97.
8.Бурачевская О. В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи [Электронный ресурс]// Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №2. - С. 75-79. - URL https://moluch.ru/th/1/archive/34/1048/ (дата обращения: 20.03.2019).
9.Валасина, А. В. Не считай ворон. Развитие речи. Знакомство с фразеологизмами [Текст] / А. В. Валасина. М. : Карапуз, 2007. - 16 с.
10.Веракса, Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»[Текст] /под ред. Н. Е. Веракса. -М. : Мозаика синтез, 2014. - 450 с.
11.Визель, Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста[Текст] / Т. Г. Визель-М. :Астрель, 2005. - 128 с.
12.Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М.: Астрель, 2005. - 460 с.
13.Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. Монография из сборника. -М. : Смысл; Эксмо, 2005. - 410 с.
14.Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса [Текст] / А. Н. Гвоздев. Издательство: Ком Книга, 2005. - 320 c
15.Григорьева Е. Л. Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]// Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 920-922. - URL https://moluch.ru/archive/112/28769/ (дата обращения: 20.03.2019).
16.Жукова, Н. С. Учимся говорить правильно [Текст] / Н. С. Жукова. М. :Эксмо, 2002. - 72 с.
17.Лалаева, Р. И., Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР [Текст] / Р. И. Лалаева. – СПб., 2001. - 330 с.
18.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб., 2001
19.Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] /под. ред. Р. Е. Левиной. - М., 2009. - 365 с.
20.Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] / Р. Е. Левина. Избранные труды. – М., 2005. - 450 с
21.Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л. В. Лопатина. – СПб., 2001. – С.11-22
22.Лурия, А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования [Текст] / А. Р. Лурия. -М. : Академия, 2002. - 352 с.
23.Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с. особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст [Текст] / Под ред. А.Г. Московкиной. -М. : Классика Стиль, 2003. - 320 с.
24.Основы логопатологии детского возраста [Текст] / под ред. Корнева А.Н.– СПб., 2006. - 225 с.
25.Поливара, З. В. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / З. В. Поливара. -М. : Флинта, 2013. - 210 с.
26.Пяточная Н. Г. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Актуальные проблемы коррекционной педагогики, психологии и реабилитации материалы и туденческой научно-практической конференции (14 февраля 2017 года, м. Суми). - Сумы: ФОП Цема С.П., 2017 - с. 99-102
27.Пятница, Т. В. Как учить дошкольников грамоте. Занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста[Текст] / Т. В. Пятница. - Мозырь: Белый ветер, 2015.- 250 с.
28.Салимова, Д. А. Двуязычие и перевод: теория и опыт исследования[Текст] / Д. А. Салимова. -М. : Наука: Флинта,2012. - 350 с.
29.Серебрякова, Н. В. Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Серебрякова. СПб.: Каро, 2005. - 48 с.
30.Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] / Е. Ф. Соботович. М. :Классикс. Стиль., 2003. - 340 с.
31.Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] / Т. Б. Филичева. М. : ГНОМ и Д, 2010. - 128 с.
32.Филичева, Т. Б. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей[Текст] / Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 2008. – 272с.
33.Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева. - М., 2005. - 430 с.
34.Цейтлин, С. Н. Семантические категории в детской речи [Текст] / С. Н. Цейтлин. РАН, Институт лингвистических исследований. СПб.: Нестор-История, 2007. - 436 с.