Фрагмент для ознакомления
2
Деловая переписка - неотъемлемая часть жизни человека в деловом мире. В составлении делового письма важна не только грамотность изложения, но и стиль, и структура, которые помогут создать приятное впечатление и тем самым увеличить эффективность делового общения. С введением в эксплуатацию электронного документооборота деловая коммуникация стала действительно проще. Однако бумажная переписка все еще имеет место быть, поскольку, адресат зачастую хотел бы иметь бумажный вариант с оригинальной подписью направляемого ему документа, а отправитель далеко не всегда имеет электронную подпись, поэтому бумажное письмо отправляется в дополнение к быстрому электронному. Кроме того, принято считать бумажный носитель надежнее электронного.
Актуальность процесса электронной деловой переписки заключается именно в ее эффективности за счет скорости и доступности.
Современные компании все чаще прибегают к использованию электронной переписки, а не бумажных носителей в силу современного, более быстрого обмена информацией и отсутствия необходимости соблюдения большего количества условностей. Электронная переписка имеет свои характерные особенности и при этом ей свойственны определенные различия в российской и зарубежной практике. Необходимо учитывать данную специфику при общении с отечественными и зарубежными партнерами.
Объект исследования – электронная переписка.
Предмет исследования – деловая электронная переписка.
Цель изучить особенности деловой электронной переписки.
Необходимость достижения цели потребовала решения следующих задач:
– охарактеризовать понятие деловой переписки;
– рассмотреть правила деловой электронной переписки.
– дать характеристику и трансформация жанров деловых электронных писем;
– определить роль шаблонов писем в деловой электронной переписке;
– провести сравнительный анализ российского и зарубежного делового письма в формате электронной переписки;
– охарактеризовать переписки в веб-форумах и социальных сетях как специфическую форму деловой коммуникации.
Методология исследования определена стоящими перед данной курсовой работой целью и задачами. За основу в исследовании принят диалектический метод познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязь исследуемых явлений. Использован также метод системного анализа.
В процессе работы использовались различные теоретические разработки ученых, прежде всего, в документоведении. Также были использованы научные статьи из периодической печати.
Структура курсовой работы. Работа включает введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложений.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЛОВОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЕРЕПИСКИ
1.1. Понятие деловой переписки
На современном этапе развития общества большинство компаний существуют не только в формате физического (наличия здания, штата сотрудников, зарегистрированного юридического лица, баланса компании), но и виртуального воплощения. Практически каждая фирма, объединение или корпорация имеет свой официальный интернет сайт, который служит средством общения как с деловыми партнерами, заказчиками, так и с клиентами.
Интернет сайт – это средство осуществления маркетинговых кампаний, демонстрации перечня оказываемых услуг и предоставляемых товаров. Помимо всего перечисленного, заинтересованные лица могут найти необходимые им сведения и принять решения о приобретении товаров или услуг.
Кроме этого, многие компании функционируют не только на официальном сайте, но и обладают аккаунтами в различных социальных сетях: Facebook, Instagram, Twitter и т.д., что делает их присутствие в виртуальном деловом мире еще более активным Для того, чтобы общаться с клиентами, существует понятие «деловой переписки» [17, с. 229].
Деловая переписка сама по себе представляет собой общение между физическим или юридическим лицом с иным физическим или юридическим лицом на тематику, связанную с рабочими или профессиональными интересами их деятельности. Существует множество форматов служебных писем, которые отличаются между собой по определенным категориям. Можно выделить некоторые из них:
1. Официальные деловые письма;
2. Частные деловые письма;
3. Письменные сообщения для ведения внутренней переписки (переписки, осуществляемой исключительно внутри предприятия).
К официальным деловым письмам будут относиться:
– письма-просьбы;
– письма-сообщения;
– письма-запросы;
– письма-заявления;
– письма-подтверждения;
– письма-заказы;
– письма-предложения (оферты);
– письма-дополнения;
– письма-рекламации (претензии);
– информационные письма;
– гарантийные письма;
– презентационные письма;
– письма прямой почтовой рассылки (директ-мейл);
– краткие письменные сообщения (уведомления, напоминания и т. п.);
– сопроводительные письма.
К частным деловым письмам будут относиться:
– письма-поздравления;
– письма-приглашения;
– письма-извинения;
– письма для выражения сожаления и соболезнования;
– письма по случаю представления (при заочном знакомстве);
– письма по случаю отъезда;
– письма для поддержания контактов и взаимоотношений (имиджевые письма);
– благодарственные письма;
– рекомендательные письма;
– мини-письма (письма-шаблоны, письма-маятники и т. п.);
– письма-открытки;
– письма негативного содержания (письма-отказы, письменные уведомления об увольнении или отказе в предоставлении вакансии, письма с выражением неодобрения или порицания чьих-либо действий и т. п.);
– письма для выражения отказа от какого-либо предложения; письма для обращения в различные инстанции в частном порядке; письма-резюме [17, с. 231].
Деловая переписка имеет свои отличительные особенности и требования к ведению. Она не имеет такой неформальной окраски, как, например, личная и подчиняется строго оговоренным правилам или негласным стандартам. В России существуют требования к оформлению документов, в том числе и документов деловой переписки. Эти требования определяются ГОСТом Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» [3] и ГОСТом Р 7.0.8-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» [2].
В первом варианте рассматриваются состав реквизитов документов; правила их оформления, в том числе с применением информационных технологий; виды бланков, состав реквизитов бланков, схемы расположения реквизитов на документе; образцы бланков; правила создания документов. Положения настоящего Стандарта распространяются на документы на бумажном и электронном носителях. Во втором варианте идет упор на терминологию, в том числе рекомендуемые для применения во всех видах документации по делопроизводству. Данные ГОСТы являются общими и носят рекомендательный характер. Отдельного законодательного акта, посвященного именно ведению деловой переписки в электронном формате, в России не существует.
Кроме определенных положений, установленных данными законодательными актами, существуют и другие условия, необходимые для соблюдения. Так, например, нужно учитывать язык и стиль официальных писем, синтаксис официального письма, возможные синтаксические и лексические
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ (ред. от 20.12.2017) «О Государственном гербе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 52 (Часть I). – Ст. 5021.
2. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и 237 издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст). – М., Стандартинформ, 2014.
3. ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст) (ред. от 14.05.2018). – М., Стандартинформ, 2016.
4. Бурова, И.А. Деловая речь, деловая переписка: учебное пособие / И.А. Бурова. – М.: МИИТ, 2012. – 95 с.
5. Вовк, Ю.В. Деловая переписка в электронном документообороте / Ю.В. Вовк // Информационные технологии в науке, бизнесе и образовании: сборник трудов XI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Москва, 28-29 ноября 2019 года. – Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2020. – С. 424-428.
6. Грахова, И.А. Анализ социальной сети Instagram как инструмента формирования общественного сознания / И.А. Грахова, Я.А. Дрынь // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2017. – Т. 3. – № 13. – С. 175-177.
7. Денисов, А.Ф. Проблемы коммуникативной культуры в компаниях, работающих на российском рынке / А.Ф. Денисов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2021. № 20 (1). – С. 86-107.
8. Зверева, Е.Б. Электронная деловая переписка: правила ведения и особенности оформления / Е.Б. Зверева // Молодой ученый. – 2020. – № 45(335). – С. 211-212.
9. Игнатьева Е. Правила деловой переписки по электронной почте / Е. Игнатьева // Делопроизводство и документооборот на предприятии. 2020. № 7. Текст : электронный. – URL: https://delo-press.ru/journals/documents/oformlenie-dokumentov/50428-pravila-delovoy-perepiski-po-elektronnoy-pochte/ (дата обращения: 29.11.2021).
10. Кирсанова, М.В. Деловая переписка: учебно-практическое пособие / М.В. Кирсанова, Н.Н. Анодина, Ю.М. Аксенов. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 134 с.
11. Кучина, С.А. Паралингвистические средства в электронном художественном тексте: типы, структура, семантико-прагматические характеристики / С.А. Кучина // Изв. ЮФУ. Филол. науки. – 2020. – № 4. – С. 77–88.
12. Михеева, Ю.А. Веб-форум как речевой жанр виртуальной коммуникации / Ю.А. Михеева // Интерактивная наука. – 2016. – № 3. – С. 120–125.
13. Михеева, Ю.А. Электронная деловая коммуникация: структурно-композиционная специфика / Ю.А. Михеева // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2021. – Т. 23. – № 2. – С. 512-520.
14. Панченко, И.Н. Социальные сети как новая форма коммуникации: польза или опасность для общества? / И.Н. Панченко // Социология науки и технологий. – 2018. – Т. 9. – № 2. – С. 86-94.
15. Трофимова, О.В. Основы делового письма: учебное пособие / О.В. Трофимова, Е.В. Купчик. – М.: Флинта, 2019. – 303 с.
16. Ускова, О.А. Трансформация жанров коммерческого письма в условиях виртуальной деловой переписки / О.А. Ускова, Т. Ф.Л. Ле // Риторические традиции и коммуникативные процессы в эпоху цифровизации: материалы XXIII Международной научной конференции, Москва, 06–08 февраля 2020 года / Под общей редакцией Ч.Б. Далецкого, А.Ю. Платко. – М.: Московский государственный лингвистический университет, 2020. – С. 517-527.
17. Щербакова, У. Ю. Сравнительный анализ российского и зарубежного делового письма в формате электронной переписки / У.Ю. Щербакова, А.В. Большакова // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук: сборник трудов участников Четвертой Международной заочной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29 мая 2020 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2020. – С. 228-237.