Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что применение контрольно-кассовой техники (ККТ) является общей нормой в цивилизо-ванном гражданском обороте. Организации и ИП, которые ведут расчеты с покупателями (клиентами) наличными деньгами, в безналичном порядке, производят зачет предоплаты, предоставляют или получают иное встреч-ное предоставление за товары (работы, услуги), должны применять ККТ.
Относительно правил применения ККТ сформировалась достаточно обширная судебно-арбитражная практика. Как показывает практика, при-влечение к ответственности за неприменение ККТ вызывает у должностных лиц организаций много споров. К ответственности часто привлекаются ор-ганизации и должностные лица, которые, казалось бы, сделали все воз-можное, чтобы закон был соблюден. Однако незнание закона не освобож-дает от ответственности, поэтому глубокий анализ всех норм и практики применения административной ответственности позволяет произвести ком-плексное, глубокое исследование рассматриваемых правоотношений.
Исходя из актуальности, объектом исследования является рассмотре-ние указанного правового института и соответствующих правоотношений. Предмет исследования – соответствующие нормативно-правовые акты и практика применения.
Цели и задачи исследования обусловлены его объектом и актуально-стью. Цель работы – анализ административной ответственности за непри-менение ККТ.
Задачи исследования, обусловленные поставленной целью:
– рассмотреть правовые основы применения ККТ;
– раскрыть основные положения административной ответственности за неприменение ККТ;
– проанализировать основное содержание составов административ-ной ответственности за неприменение ККТ.
В соответствии с указанными целью и задачами построена структура работы: каждый параграф посвящен конкретной задаче, а в заключении обобщаются сделанные выводы.
Методами исследования являются общие методы гуманитарных наук, социологический анализ структуры общественных отношений, об-щий юридический метод правового регулирования.
1. Общая характеристика административной ответственности за неприменение ККТ
1.1. Правовое регулирование применения ККТ
Для анализа сложившегося на современном этапе правового регули-рования вопроса применения контрольно-кассовой техники и администра-тивных правонарушений, связанных с ней, следует кратко рассмотреть ис-торию вопроса.
Становление государственности в Российской Федерации после рас-пада СССР происходило в рамках перераспределения собственности и фи-нансовых потоков внутри государства. Возможность получения государ-ством части денежных средств от предпринимательской деятельности зави-села напрямую от налоговой системы, начало которой положил Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Россий-ской Федерации". Данный Закон впервые определил "общие принципы по-строения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, по-шлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов".
В рамках этого Закона для полноты учета доходов, стоимости был принят Указ Президента РФ от 16 февраля 1993 г. N 224 "Об обязатель-ном применении контрольно-кассовых машин". Целью Указа Президента являлось "упорядочение приема и учета наличных денежных средств, по-ступающих от населения в качестве платы за товары и услуги, обеспечения полного и своевременного сбора налоговых платежей и их поступления в бюджеты всех уровней, а также обеспечения защиты прав потребителей".
Уточним, что в соответствии с Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" , который действовал на момент принятия Указа Президента РФ, требования потребителя в случае приоб-ретения товара с недостатками рассматривались при предъявлении потре-бителем товарного (кассового) чека (п. 5 ст. 18). Устанавливалась обязан-ность продавца выдать покупателю чек.
Сложившаяся ситуация обусловила принятие Закона РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осу-ществлении денежных расчетов с населением".
Введение обязательного использования контрольно-кассовой техни-ки было обусловлено:
– необходимостью государственного контроля над доходами, полу-чаемыми в наличной форме;
– учетом доходов, влияющих на полноту сбора налоговых платежей;
– защитой прав потребителя, так как кассовый чек подтверждал осуществление купли-продажи.
С принятием в 1998 г. Налогового кодекса РФ происходит система-тизация налоговых правовых норм. Статья 1 НК РФ закрепляет, что зако-нодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Нало-гового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Логичным в ходе изменений законодательства выглядел бы пере-смотр норм о применении контрольно-кассовой техники (ККТ), однако в 2003 г. был принят новый Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении налич-ных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" . Так как практических оснований для принятия данного Закона не было (нормы старого Закона уже не соответствовали ни экономическим условиям, ни законодательству), а отказаться от применения или измене-ния норм о ККТ законодатели посчитали невозможным, то Федеральный закон N 54-ФЗ не содержал четко определенных целей его реализации.
Наконец, Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 162-ФЗ были внесены изменения, разрешающие организациям и индивидуальным пред-принимателям, являющимся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществлять налич-ные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. Однако коренных изменений в данном вопросе не произошло.
3 июля 2018 года на официальном интернет-портале правовой ин-формации (www.pravo.gov.ru) был опубликован Федеральный закон N 192-ФЗ. С указанной даты документ вступил в силу (за исключением от-дельных положений).
Закон внес существенные изменения в Федеральный закон N 54-ФЗ: порядок применения ККТ скорректирован. Законодатель обновил назва-ние Федерального закона N 54-ФЗ, теперь оно звучит следующим обра-зом: "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".
При этом постепенно нарабатывался опыт практической работы с онлайн-ККТ, который требовал оптимизации порядка ее применения. В декабре 2017 года в Госдуму РФ был внесен законопроект, который в том числе учитывал предложения представителей бизнес-сообществ по работе с новой ККТ. Отметим, что окончательный вариант Федерального закона N 192-ФЗ существенно отличается от первоначального. В результате были приняты значительные поправки к Федеральному закону N 54-ФЗ, касаю-щиеся как пользователей ККТ, так и изготовителей ККТ, экспертных орга-низаций, операторов фискальных данных (ОФД).
До рассматриваемых новшеств Федеральный закон N 54-ФЗ опреде-лял правила применения ККТ при осуществлении расчетов в РФ в следу-ющих целях:
- обеспечение интересов граждан и организаций;
- защита прав потребителей;
- обеспечение установленного порядка осуществления расчетов;
- обеспечение полноты учета выручки в организациях и у индивиду-альных предпринимателей .
Теперь Федеральный закон N 54-ФЗ устанавливает также порядок применения ККТ в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // СЗ РФ от 03.08.1998, № 31, ст. 3824.
3. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расче-тов в Российской Федерации. Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 23.11.2020) // СЗ РФ от 26.05.2003, N 21, ст. 1957.
4. О защите прав потребителей. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 11.06.2021) // ВСНД и ВС РФ от 09.04.1992, № 15, ст. 766.
5. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 244-О // СЗ РФ от 15.01.2001, N 3, ст. 272.
6. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Поста-новление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 6. 2005.
7. О некоторых вопросах практики применения административной ответ-ственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин. Постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 // Вестник ВАС РФ. N 6. 2004.
8. Письмо ФНС России от 14.08.2018 N АС-4-20/15707 // Официальные документы (приложение к "Учет. Налоги. Право"). 2018. N 32.
9. Письмо ФНС России от 10.08.2018 N АС-4-20/15566@ // Официальные документы. N 30. 21 - 27.08.2018.
10. Письмо ФНС России от 06.08.2018 N ЕД-4-20/15240@ // Официаль-ные документы. N 29. 14 - 20.08.2018.
11. Приказ ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@
12. Зобова Е.П. Привлечение к административной ответственности за нарушения, связанные с несоблюдением порядка работы с наличностью и неприменением ККТ // Упрощенная система налогообложения: бухгалтер-ский учет и налогообложение. 2013. N 7.
13. Каравайкина Е.Е. Как избежать ответственности за неприменение ККТ? // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. N 4.
14. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административ-ных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 15-е изд. М.: Проспект, 2021.
15. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 N 20АП-7569/2015 по делу N А62-6287/2015
16. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018 по делу N А33-13200/2017
17. Постановление Верховного Суда РФ от 18.12.2015 N 307-АД15-12027 по делу N А05-286/2015
18. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 N 06АП-3695/2012 по делу N А16-469/2012
19. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 по делу N А48-1677/2015
20. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 N 18АП-12493/2017 по делу N А34-5310/2017
21. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 N 13АП-5364/2015 по делу N А56-59339/2014
22. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 N 11АП-3789/2015 по делу N А65-30108/2014