Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В настоящее время, есть примеры организации медицинского обслуживания населения, ведущая роль здесь имеет специалист со средним медицинским образованием. Так, функционирование кабинетов доврачебного приема не требует квалифицированной врачебной помощи, занятия в школах для пациентов ведут медицинские сестры. На сестринский персонал возлагаются обязанности в обеспечении обучения населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными и нетрудоспособными лицами (инвалидами, «лежачими» больными). Это позволят облегчить решение приоритетных и потенциальных проблем населения и самих пациентов самостоятельно, а также повысить эффективность деятельности специальных служб в условиях чрезвычайных ситуаций.
Особую роль медицинская сестра играет в организации и функционировании школы здоровья.
Цель исследования - рассмотреть роль школ здоровья на показатель здоровья пациентов.
Задачи исследования:
1) провести теоретический обзор по выбранной теме;
2) проанализировать роль медицинской сестры в организации и функционировании Школ здоровья для пациентов с патологией дыхания.
3) изучить опыт работы по школе здоровья в ГБУЗ АО «ЦМП».
Методами исследования являются:
1) статистический метод;
2) анализ клинических данных;
3) социологический метод.
Предмет исследования - организация и функционирование Школ здоровья.
Объект - пациенты с патологией дыхания.
По структуре работа состоит из введения, 2-х глав основного текста, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава 1. Роль школ здоровья в здоровье пациентов
1.1. Понятие здоровья пациентов
«Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» - это определение приводится в Преамбуле к Уставу ВОЗ, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19¬22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны и вступившему в силу 7 апреля 1948 г. С 1948 г. это определение не менялось.
Физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок[9].
Душевное - состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом.
Исходя из приведенных выше определений, целью здоровья является: «обеспечение максимальной продолжительности активной жизни».
Анализ существующих определений понятий здоровья позволил выявить шесть основных признаков здоровья.
1. Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации - клеточном, гистологическом, органном и др. Нормальное течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.
2. Динамическое равновесие организма, его функций и факторов внешней среды или статическое равновесие (гомеостаз) организма и среды. Критерием оценки равновесия является соответствие структур и функций организма окружающим условиям.
3. Способность к полноценному выполнению социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.
4. Способность человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация). Здоровье отождествляют с понятием адаптация, так как, для того чтобы система могла сохраняться, она должна изменяться и приспосабливаться к переменам, происходящим в окружающей среде.
5. Отсутствие болезней, болезненных состояний и болезненных изменений.
6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех его органов.
Принято выделять 4 уровня здоровья:
1- й уровень — индивидуальное здоровье (здоровье отдельного человека).
2- й уровень — групповое здоровье (здоровье социальных и этнических групп).
3- й уровень — региональное здоровье (здоровье людей, проживающих на конкретной административно-территориальной единице (области, города, района и т.д.)).
4- й уровень — общественное здоровье (здоровье общества, популяции в целом).
Методология исследования общественного здоровья и здравоохранения.
Общественное здоровье и здравоохранение имеют свою методологию и методы исследования. Такими методами являются: статистический, исторический, экономический, экспериментальный, метод хронометражных исследований, социологические и др.
Статистический метод широко используется в большинстве исследований: он позволяет объективно определить уровень состояния здоровья населения, а также эффективность и качество работы лечебно-профилактических учреждений.
Исторический метод позволяет в исследовании проследить состояние изучаемой проблемы на разных исторических этапах развития страны.
Экономический метод дает возможность установить влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику государства, определить наиболее оптимальные пути использования государственных средств для эффективной охраны здоровья населения. Вопросы планирования финансовой деятельности органов здравоохранения и медицинских учреждений, наиболее рациональное расходование денежных средств, оценка эффективности действий здравоохранения по оздоровлению населения и влияние этих действий на экономику страны — все это составляет предмет экономических исследований в области здравоохранения [9].
Экспериментальный метод включает в себя постановку организационных экспериментов по изысканию новых, наиболее рациональных форм и методов работы медицинских организаций, отдельных служб здравоохранения.
Метод экспертных оценок очень широко используется в исследованиях качества и результативности медицинской помощи, ее планирования и т.д.
Нередко используются социологические методы (интервьюирование, анкетирование), которые позволяют получить обобщенное мнение группы людей об объекте (процессе) изучения.
Следует заметить, что в большинстве исследований преимущественно используется комплексная методика с применением большинства указанных методов.
Так, если ставится задача изучить уровень и состояние амбулаторно-поликлинической помощи населению и определить пути ее совершенствования, то статистическим методом изучаются заболеваемость населения, обращаемость в амбулаторно-поликлинические организации; историческим - анализируются уровни ее развития в разные периоды, динамика; экономическим - оцениваются затраты на оказание медицинской помощи; экспериментальным - анализируются предлагаемые новые формы в работе поликлиник; экспертных оценок - оценивается качество медицинских услуг и т.д.
По определению ВОЗ, качество жизни - оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации[23].
Существует 10 основных оперативных функций общественного здравоохранения (ОФОЗ), которые могут быть адаптированы и использованы странами, под руководством и при поддержке ВОЗ, с целью оценки и планирования действий по усилению потенциала и услуг общественного здравоохранения. Для выполнения этих функций наиболее эффективным и рентабельным является использование интегрированного подхода, а не вертикальных программ. Исходя из этого, ОФОЗ были разделены на две группы по пять в каждой:
Базовые ОФОЗ (для их выполнения необходимы навыки в области общественного здравоохранения и специалисты):
1. Эпиднадзор и оценка состояния здоровья и благополучия населения.
2. Мониторинг и реагирование на опасности для здоровья и при чрезвычайных ситуациях в области здравоохранения.
3. Защита здоровья, включая обеспечение безопасности окружающей среды, труда, пищевых продуктов и др.
4. Укрепление здоровья, включая воздействие на социальные детерминанты и сокращение неравенств по показателям здоровья.
5. Профилактика болезней, включая раннее выявление нарушений здоровья.
ОФОЗ, способствующие предоставлению услуг:
6. Обеспечение стратегического руководства в интересах здоровья и благополучия.
7. Обеспечение сферы общественного здравоохранения квалифицированными кадрами достаточной численности.
8. Обеспечение устойчивых организационных структур и финансирования.
9. Информационно-разъяснительная деятельность (адвокация), коммуникация и социальная мобилизация в интересах здоровья. Эти функции сосредоточены вокруг трех основных направлений оказания услуг: защиты здоровья, профилактики болезней и укрепления здоровья. Они поддерживаются надежной аналитической деятельностью и усиливаются функциями, способствующими предоставлению услуг.
1.2. Цель и функции школ здоровья
Школа здоровья - это организационная форма обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья.
Цель школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике.
Идея школы пациента – взаимная ответственность пациента и медицинского персонала, культура поддержания и улучшения здоровья, культура общения, где нужно не только добросовестно соблюдать все требования врача, но также быть активным участником процесса своей реабилитации, отслеживая все нюансы своего состояния и своевременно информируя лечащего врача о негативных и позитивных изменениях с целью внесения коррекции, и одновременно формирования навыков доврачебного контроля над заболеванием.
Задачи: формирование правильного представления о болезни, факторах риска и условиях прогрессивного течения, что позволит больному более четко сформировать активную жизненную позицию самих пациентов и их близких в дальнейшем процессе оздоровления и выполнять комплекс рекомендаций в течение длительного времени.
Технологии проведения занятий. Презентация, видеоматериал, наглядное пособие, беседа, вопросы-ответы, интерактивное общение, обучение самопомощи, мотивационное интервьюирование [6].
Школа здоровья для пациентов является организационной формой профилактического группового консультирования и медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам в первичном звене здравоохранения. Медицинская профилактическая услуга – это мероприятие или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение, определенную стоимость и направленных на профилактику заболевания, своевременное лечение, оздоровление. Понимание того, что среди факторов, определяющих прогноз заболеваний, основное значение отводится не только клиническим характеристикам заболевания, но и факторам поведенческого характера, т.е. зависящим от каждого конкретного пациента, приводит к необходимости активного вовлечения пациента в лечебный процесс, и особенно, в процесс предупреждения осложнений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аббясов И.Х. и др. Основы сестринского дела. Учебник. М.: Академия, 2017. С.336.
2. Авдиенко И.В. и др. Большая энциклопедия фельдшера и медсестры. М.: Эксмо, 2019. С.673.
3. Аликулова Д.Я., Разикова И.С., Уразалиева И.Р.. Организация работы «Астма школы» в Республике Узбекистан // Современная медицина: актуальные вопросы: сб. ст. по матер. XLVIII-XLIX междунар. науч.- практ. конф. № 10-11(43). Новосибирск: СибАК, 2019.
4. Архипов В.В. Цой А.Н. GINA - 2016: Новые рекомендации по фармакотерапии бронхиальной астмы // Рус.Мед.журн.2017. Т.15. № 4. С.255-259.
5. Бейер П., Майерс Ю., Сверинген П. Теория и практика сестринского дела: в 2-х Т.: учебное пособие. М., 2018. С.503.
6. Боговин Л.В., Колосов В.П., Перельман Ю.М. Нефармакологические способы достижения контроля бронхиальной астмы. - Владивосток: Дальнаука, 2020. С.252.
7. Бутов М.А. Пропедевтика внутренних болезней. Учебное пособие. М.: Форум, 2011. С.512.
8. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. Учебник. 2-е изд., исправл. и доп. 2010. С.366.
9. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»; 2-е издание исп. доп. М.: ГЭОТАР - Медиа. 2019. С.512.
10. Мизерницкий Ю.Л., Царегородцев А.Д., Корсунский А.А. Организация работы современного педиатрического пульмонологического центра. Выпуск 8; М.: МНИИ педиатрии и детской хирургии, 2018. С.176.
11. Миняев В.А., Вишняков Н.И. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: МЕД пресс-информ, 2013. С. 528.
12. Мышкина А.К. Сестринское дело. Справочник. М.: Дрофа, 2018. С.256.
13. Мухин В.С., Мартынов А.И., Моисеев В.С. (ред.) Внутренние болезни. Том II. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2018. С.592.
14. Медицинская сестра. Научно - практический и публицистический журнал - Издательский дом «Русский врач». №1.2010. №5. 2017.
15. Ненашева Н.М. Бронхиальная астма: Карманное руководство для практических врачей. - М.: Издательский холдинг «Атмосфера», 2011. С.96.
16. Основы сестринского дела: теория и практика. В 2-х частях. Учебник для студентов медицинских вузов / Кулешова Л. Н. М.: Медицина, 2018. С.411.
17. Саркисова В.А. Аттестация и сертификация по специальности Сестринское дело. Сборник тестовых заданий. 4-е переизд. СПб.: РАМС, 2018. С.528.
18. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи / Э.В.Смолева; под ред. к.м.н. Изд. 5-е. Ростов: Феникс, 2011. С.473.
19. Тарасова Ю. А., Костюкова Э. О., Сопина З. Е. Современная организация сестринского дела. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2010. С.576.
20. Теория сестринского дела: Учебник для студентов медицинских вузов / Г.М. Перфильева, Н.Н. Камынина, И.В. Островская, А.В. Пьяных. М.: ГОЭТАР Медицина, 2019. С.256.
21. Теория сестринского дела: методические указания к аудиторной работе для студентов I - II курса факультета ВСО очной и заочной форм обучения / сост. С.А. Бахшиева, Л.А. Мудрова. Красноярск: типография КГМУ, 2019. С.88.
22. Храмова Е. Полный справочник по уходу за больными. М.: Издательство: РИПОЛ классик. 2020. С.512.
23. Цыганова Л.В., Мухамадиева А.Ш., Тарасова Е.А. и др. Младшая медицинская сестра по уходу за больными. Учебно-методическое пособие. Казань: Казанский медицинский колледж, 2013. С. 164.
24. Шаповалова Ю.С. Фармакотерапия основных внутренних болезней и их осложнений. - Челябинск: ЗАО «МЦ ЧТПЗ», 2019. С.88.
25. Роль среднего медицинского персонала в развитии первичной медико¬санитарной помощи. [Электронный ресурс] // режим доступа: url: https: //medconfer.com.
26. Сестра медицинская. [Электронный ресурс] // режим доступа: url: http://www.medical-enc.ru.