Фрагмент для ознакомления
2
Тема не теряет актуальности с момента появления вопроса о происхождении искусства. Прохождение искусством различных периодов, в том числе этапов коренных трансформаций и изменений, порождает очередной виток обращений к истокам и попытки осмыслить их как «чистое», «исконное» начало.
Степень разработанности темы средняя – при наличии достаточно большого количества теорий, инструментальные исследования, как правило, касаются материальной стороны объекта (определение возраста предмета, его материалов, способов обработки) и в недостаточной степени используют достижения таких современных наук как нейропсихология, компьютерное моделирование и другие.
Объектом исследования является процесс изучения и история формирования теорий возникновения искусства. Предметом выступают отдельные теории.
Цель работы состоит в рассмотрении основных теорий происхождения искусства с попыткой их критического осмысления. В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть возможность определения истоков искусства через древние дошедшие до нас рукотворные предметы; 2. Проанализировать сакральные теории происхождения искусства; 3. Сделать обзор других теорий происхождения искусства и современных подходов.
Работа состоит из трех частей: введения, основной части из трех глав, заключения и списка литературы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1 ПОПЫТКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСТОКОВ ИСКУССТВА ЧЕРЕЗ НАЙДЕННЫЕ ДРЕВНИЕ РУКОТВОРНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Вопрос о происхождении искусства периодически поднимается в научных кругах и порождает новые теории и гипотезы. В течение веков любые раскопки «древностей» и изобретение методов анализа материальных объектов приводили к актуализации вопроса о происхождении искусства. На сегодняшний день существует несколько теорий, объясняющих зарождение форм искусства с позиций функциональности, религиозно-магического мышления, эстетики. В данном исследовании не стоит задача выявления «правильного» подхода. Интерес представляет обзор различных концепций и их осмысление.
А.К. Филиппов в книге «Происхождение изобразительного искусства» указывает на то, что «проблема нерешенности происхождения искусства упирается в ряд принципиальных вопросов, связанных с происхождением человека и труда, ибо деятельность человека и эстетическая реакция на целостность Мира составляет сущность социально-информационного общественного организма изначально. Здесь все фундаментально, неразрывно и имеет субстанциональную природу, ведь целостность является атрибутом Мироздания.» [7, с. 15]
Единого мнения среди ученых о времени появления первого искусства нет. Одно из свидетельств – обнаруженный в пещере Горхэма (Гибралтар) абстрактный узор – указывает на то, что первые рисунки появились 39 тыс. лет назад или даже раньше. «Наскальный рисунок из пещеры Горхэма представляет собой первый известный образец не выполняющего практических функций абстрактного изображения, создание которого потребовало долгих усилий.» [11]
Почти в 2 раза древнее найденный в Южной Африке в пещере Бломбос рисунок, выполненный красной охрой. В пещере, помимо рисунка на камне, были найдены бусины, костяные орудия, кости людей и животных. По оценкам специалистов рисунок датируется периодом 77-73 тыс.лет назад. [13]
Древние наскальные изображения ставят множество загадок перед современными людьми. Были ли эти изображения просто копией увиденного или имели какое-то художественно эстетическое осмысление. Был ли у древнего искусства религиозный подтекст и ритуальное значение. Археолог Буше де Перт выдвинул теорию о том, что древние люди находили формы, похожие на животных и людей, собирали их, затем стали немного дорабатывать и вслед за этим перешли к творчеству. Так находки камней стали прообразом скульптуры, выступы на стене – барельефами и живописью.
В 2014 году американский ученый Стивен Уоллер выдвинул теорию, согласно которой наскальные рисунки являются «ответом» человека на зов богов и духов. Было выявлено, что наскальная живопись располагалась в зонах самого сильного эха. «Древние мифы объясняли эхо, доносившееся из пещер, как ответы духов на слова людей, – пояснил ученый. Возможно, наши предки создавали наскальные рисунки в ответ на эхо, веря, что пещеры и каньоны населяют сверхъестественные существа». [12] В пещере, которую исследовал Уоллер, были нанесены изображения коней. Ученый пояснил, что во многих культурах громкие звуки наподобие грома трактовались как топот коней богов. Возможно, именно поэтому на самых «громких» местах изображались кони.
Французский археолог А.Брейль обнаружил в пещерах Пиреней примитивные рисунки, выполненные пальцами или прочерченные. Ученый объяснил эти рисунки желанием человека «отстоять» свою территорию, имитируя на стенах росчерки когтей грифонов и хищных зверей. У этой теории, однако, нет каких-либо значимых подтверждающих факторов, поэтому она может рассматриваться лишь как гипотеза.
Обнаруженные находки демонстрируют: абстрактные сюжеты, значение которых невозможно определить точно; формы, напоминающие зооморфные и антропоморфные; отпечатки рук и конечностей людей.
Эти находки с помощью современных методов археологического анализа и анализа ДНК атрибутированы по времени создания, однако, эти же технические
Фрагмент для ознакомления
3
Балакина, Е.И. Десакрализация и ресакрализация искусства в научной картине мира современности. Тамбов: Грамота, 2015. №9 (59): в 2-х ч. Ч.I – с.24-27
2. Бражников, А.А. К проблеме происхождения изобразительного творчества человека эпохи палеолита. Научная палитра, 2019. №4. – 8с.
3. Григорьева, Т. П. Движение красоты: размышления о японской культуре. М.: Восточная литература, 2005. 440 с.
4. Гущин, А.С. Происхождение искусства. Л., М., 1937. – 114 с.
5. Клейн, Л.С. Место палеолитического искусства в эволюции изобразительной деятельности / Рецензия. Первобытная археология. 2019. №2. – 117-121с.
6. Палагута, И. В. Доисторическое и традиционное искусство: на границе искусствознания, археологии и этнологии. Искусство и художественная культура Древнего мира. Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2017. № 7. – с. 22-32
7. Филиппов, А.К. Происхождение изобразительного искусства / Институт истории материальной культуры Российской академии наук: Сер. «Археологические изыскания». Санкт-Петербург, 1997. - 105 с.
8. Шеллинг Ф. В. И. Философия откровения. СПб.: Наука, 2000. Т. 1. 699 с.
9. Электронные источники
10. Азия оспорила у Европы первенство в появлении первобытного искусства / URL: https://lenta.ru/news/2014/10/08/maroscave (Дата обращени: 28.11.2021)
11. В Южной Африке нашли древнейший в мире рисунок. Он похож на хэштег / URL: https://nplus1.ru/news/2018/09/12/the-oldest-drawing. (Дата обращени: 28.11.2021)
12. Неандертальцам было подвластно абстрактное искусство / URL: https://lenta.ru/news/2014/09/01/neanderart (Дата обращени: 28.11.2021)
13. Создание первобытного искусства связали со слуховыми иллюзиями / URL: https://lenta.ru/news/2014/10/28/acoustsart (Дата обращени: 28.11.2021)
14. Создание первобытного искусства связали со слуховыми иллюзиями / URL: https://lenta.ru/news/2014/10/28/acoustsart (Дата обращени: 28.11.2021)