Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. При рассмотрении данного вопроса хотелось бы выделить несколько причин необходимости сравнительного исследования. Прежде всего, речь идет о присоединении России к Болонскому процессу. В 2003 году Российская Федерация была включена в Болонский процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы, чтобы впоследствии было создано единое европейское пространство высшего образования. В соответствии с указанной Декларацией, РФ до 2010 года обязалась воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса. Обязательства, которые приняла Россия, были выполнены и в настоящее время на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования (ВПО) реализована подготовка бакалавров и магистров социальной работы. Тем не менее, введение новых уровней ВПО - бакалавров и магистров – достаточно часто происходит за счет изменения уже существующих учебных планов специалитета. В этом случае идея унификации систем образовании России и Европы носит только декларативный характер. Основная причина заключается в том, что при таком подходе опыт других стран в области подготовки социальных работников учитывается не в должной мере, и, как следствие, очень сильно ухудшаются возможности студенческой мобильности и обучения по программе двойных дипломов (российского и европейского вузов).
Помимо этого, профессия «социальный работник» в России появилась не так давно, чуть более 20 лет назад. За эти годы пройден достаточно длинный путь проб и ошибок, что позволило разработать свой собственный теоретический материал. Но тем не менее, этого недостаточно.
Именно по этой причине столь важным является учет зарубежного опыта, так как история социальной работы в Европе и США берет свое начало в конце 19-го века. Более чем за 100 лет накоплен богатый опыт в области социальной работы и подготовки кадров для этой сферы. Несмотря на то, что зарубежный опыт не может быть использован напрямую в отечественной практике, тем не менее он может быть осмыслен и адаптирован к нашей реальности.
Объект исследования — социальная работа.
Предмет исследования — процесс становления социальной работы в США и в России.
Цель исследования. Анализ особенностей становления социальной работы, как профессиональной деятельности в России и США.
Задачи исследования.
Рассмотреть историю и современной развития социальной работы в России;
Осуществить анализ развития социальной работы в США.
Осуществить сравнительный анализ и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования: сравнение, анализ и синтез.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1.Социальная работа в России
Первые предпосылки возникновения прообраза социальной работы - социального призрения, как профессиональной деятельности в России можно отнести к 1721г. В этом году Петр издает указ, в котором он повелевает создать для призрения бедных:
1) смирительные дома (для здоровых нищих и гуляк),
2) прядильные дома (для женщин),
3) госпитали .
Интересно, что связанные с этим затраты возлагались на монастыри и церкви, а в отношении крепостных людей - на их владельцев, в прочих же случаях - на соответствующие сословные учреждения - города и сельские общества. Идеи Петра Великого были, проведены в жизнь лишь Екатериной II. Сначала это были всё частные меры, заключавшиеся в открытии воспитательных домов для незаконнорожденных младенцев, в устройстве 26 богаделен в 26 епархиях, в запрещении уличного нищенства в Москве, в учреждении при монастырях особых домов для безумных и сумасшедших и т.д. За ними последовали меры общего характера. В 1775 году стали учреждаться во всех губернских городах приказы общественного призрения, как
самостоятельные органы, находившиеся в непосредственном подчинении сенату. На обязанность приказов возлагалось устройство:
1) народных школ,
2) сиротских домов,
3) больниц,
4) домов для неизлечимых больных,
5) богаделен,
6) домов для умалишённых,
7) работных домов,
8) смирительных домов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Васильчиков, В. М. Правовое обеспечение социальной работы / В.М. Васильчиков. - М.: Academia, 2014. - 336 c.
2. Реформы Петра I. Сборник документов/ Сост. B.И. Лебедев. - М., Гос.соц.-эк.изд-во, 1937. - С.130.
3. Резанов, С.Ф. Основные тенденции профессиональной подготовки кадров для сферы общественного призрения в России во второй половине XIX - начале XX века/ C.Ф.Резанов: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Курск, 2011 - 23 с.
4. Фирсов, М.В. История социальной работы в России/ М.В.Фирсов — М.: ВЛАДОС, 1999. - 256 с.
5. БСЭ. 1-ое издание. М., 1927. Т. 6. - С. 466-471.
6. Козлов Л.А., Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М., 1997
7. Greenwood, E. Attributes of a Profession. In: The emergence of Social Welfare and Social work, [readings / selected by] Neil Gilbert and Harry Specht. Itasca, Ill.: F. E. Peacock Publishers, 1976. 520 p.
8. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. 1, 2. - Москва-Тула. 1993г.
9. Тетерский, С. В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский. - Москва: СИНТЕГ, 2016. - 496 c.
10. Козлов Л.А., Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М., 1997
11. Greenwood, E. Attributes of a Profession. In: The emergence of Social Welfare and Social work, [readings / selected by] Neil Gilbert and Harry Specht. Itasca, Ill.: F. E. Peacock Publishers, 1976. 520 p.