Фрагмент для ознакомления
2
В последнее десятилетие в России увеличилось количество специализированных танцевальных клубов, авторских студий и хореографических коллективов, созданных при общеобразовательных учреждениях, домах культуры, дворцах творчества детей и молодежи. Лабораторией спортивного танца Российского государственного университета физической культуры (РГУФК) разработана
Учебная программа по спортивным танцам для спортивных школ, а также серия учебных программ и учебно-методические материалы по ряду отдельных направлений подготовки танцоров. Вопросы, связанные с развитием танцевального искусства (биомеханикой движения, музыкальной основой танца, техникой исполнительского мастерства и др.) ежегодно обсуждаются на всероссийских и международных фестивалях, конференциях, симпозиумах. Решением Международного олимпийского комитета (МОК) спортивные бальные танцы признаны олимпийским видом спорта и включены в программу олимпийских игр 2008 года.
Большой вклад в развитие спортивного бального танца внесли труды основоположников современной техники латиноамериканского танца Д.Бернса, Р.Вермий, У.Лэйарда, П.Максвелла, Э.Салберга, в которых отражена роль импровизации и хореографии в танцевальном искусстве. Теоретические и прикладные аспекты совершенствования свойств и качеств личности в процессе занятий хореографией и спортивными танцами рассмотрены в работах Л.В.Богомоловой, М.А.Ганеевой, А.А.Коваленко, Е.В.Кузнецова, Е.Г.Монаховой, О.Н.Моноловой, О.А.Москалевой, Е.Н.Фокиной и др.
Анализ состояния современного танцевального искусства позволил выделить ряд противоречий в его развитии:
- между потребностями современного общества в формировании активной, творческой и толерантной личности и недостаточным использованием педагогического потенциала танца в практике основного и дополнительного образования как средства гармонизации физического и духовного развития подрастающего поколения;
- между осознанием влияния характера взаимодействия партнеров в спортивных танцах на качество их исполнительского искусства и слабой разработанностью средств, методов и условий гармонизации взаимодействия партнеров танцевальных пар.
Таким образом, проблема путей и способов гармонизации взаимодействия партнеров в спортивных бальных танцах является актуальной для теории и практики педагогической науки, что и определило тему нашего исследования: как «Бальные танцы».
Традиционно гармония рассматривается как связь, стройность, соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта, стимулирующих развитие друг друга, в единое целое. Под гармоничным взаимодействием партнеров танцевальной пары мы понимаем эмоционально благоприятный контакт танцовщиков, характеризующийся согласованием целей, координацией усилий, достижением взаимопонимания и взаимопроникновения, проявляющийся в музыкальности, пластичности движений, дуэтности и в способности к совместной импровизации при создании эмоционально-чувственного смыслового образа и раскрытии содержания рисунка исполняемого танца.
Цель исследования: на основе реализации педагогического потенциала бального танца теоретически обосновать и экспериментально проверить методику гармонизации взаимодействия партнеров, обеспечивающую условия для их личностного роста.
Объект исследования: процесс подготовки танцевальных пар в бальных танцах.
Предмет исследования: содержание, средства, методы и условия гармонизации взаимодействия партнеров бальных танцах.
Гипотеза исследования: было предположено, что гармонизация взаимодействия партнеров будет достигнута, если: целевым ориентиром реализации потенциала бального танца будет развитие активной, творческой и толерантной личности;
- взаимодействие партнеров будет осуществляться через согласование целей, координацию усилий, достижение взаимопонимания и взаимопроникновения во внутренний мир друг друга в процессе совершенствования музыкальности, пластичности, дуэтности и креативности на основе развития физических кондиций, музыкально-ритмических способностей и эмоционально-волевых качеств личности, освоения техники движений и ритмического рисунка танца, импровизации и танцевальной пластики для творческого созидания эмоционально-чувственного танцевального образа; в качестве средств и методов гармонизации взаимодействия партнеров танцевальной пары будут использоваться прослушивание и анализ различных музыкальных произведений, просмотр и анализ танцев различных культурных традиций, сочинение собственных мелодий и танцевальных композиций, хореографических этюдов, импровизация, организация карнавалов;
- непременным условием гармонизации взаимодействия будут являться учет индивидуальных особенностей (физических и музыкально-ритмических способностей, акцентуаций характера и мотивации) каждого при составлении танцевальной пары и обогащение танцевальной культурной среды;
- показателями гармонизации взаимодействия будет позитивная динамика индивидуально-личностных качеств партнеров, повышение исполнительского мастерства пары и достижение высоких спортивных результатов.
Цель, объект, предмет и выдвинутая гипотеза обусловили выдвижение следующих задач:
1.Проанализировать философские, социально-психологические и педагогические аспекты межличностного взаимодействия.
2. Выявить педагогический потенциал бального танца.
3. Определить содержание и особенности гармонизации взаимодействия партнеров в бальных танцах.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, анализ данных, полученных методом наблюдения, экспертных оценок и самооценки, обобщение педагогического опыта.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: работы по методологии научно-педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский); теории индивидуальных различий и развития личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.Г.Асмолов, Р.Бернс, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов, Б.М.Теплов); идеи эстетического развития (Э.Жак-Далькроз, Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, К.Орф, Платон, Р.Штайнер); концепции межличностного взаимодействия (Э.Берн, В.А.Кан-Калик, В.А.Лабунская, A.В.Петровский, М.И.Станкин, И.И.Сулейманов и др.); теория и практика личностно-ориентированного обучения и воспитания (Н.А.Алексеев, Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская); теория общих и спортивных способностей (В.Д.Шадриков, O.A.Сиротин); идеи единства физического, духовного и нравственного воспитания (П.Ф.Лесгафт, B.И.Столяров); методика и технология обучения и воспитания и воспитания профессионального танцовщика (А.Я.Ваганова, Р.В.Захаров, Н.И.Тарасов)
Теоретическая значимость исследования заключается во введении в научный аппарат педагогической науки понятия гармоничного взаимодействия партнеров танцевальной пары; в теоретическом обосновании содержания, этапов и механизмов процесса гармонизации взаимодействия партнеров в спортивных бальных танцах; в дополнении раздела теории и методики физической культуры и спорта гуманистически ориентированным подходом к рассмотрению взаимодействия субъектов учебно-тренировочного процесса как средства развития и саморазвития личности спортсмена.
Гипотеза исследования – следует ожидать, что на основе используемых источников литературы в курсовой работе проведен исследовательский анализ доказывающий взаимосвязь формирования танцевальной пары в бальной танце при изучении психологии методики обучения и образования на современном этапе.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: литературный, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам формирования танцевальной пары в бальных танцах в методике обучения и образования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые рассмотрено формирование танцевальной пары в бальных танцах в методике обучения и образования.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, двух глав, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из трех глав, разделенных на параграфы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ
1.1. Танцы на балах, салонный танец. История развития танца «Танго»
В настоящее время, несмотря на существование, достаточно большого количества различных направлений современной, эстрадной и народной хореографии, бальный танец становится не только все больше популярным, но и динамично развивающимся направлением. В связи с этим особую актуальность представляет собой исследование условий становления бального танца, основных особенностей и предпосылок дальнейшего развития этого вида спорта и хореографического искусства. Бальные танцы имеют свою, пусть и непродолжительную историю. Термин «бальные танцы» относится к парным бытовым светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Бальные танцы произошли от народных танцев, но всегда считались элитарными, предназначались для знати и исполнялись на балах.[18]
Филологи считают, что оно имеет французские «корни», а если копнуть еще глубже, можно добраться и к латинскому слову ballare, что в буквальном переводе означало «танцевать». Как и сейчас, в средние века бальные танцы были не заурядными плясками, а настоящими светскими танцами, которые исполнялись только во время больших торжеств и специализированных баллов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранцев С.А., Столяк И.Н. Совершенствование основных видов движений // Физическая культура в школе.-2000. № 5.- С.29-31.
2. Бебик М.А. Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. М., МГУ, 1997, 100с.
3. Безруких М.М, Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. -М.: Академия, 2002.-274с
4. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв/серия «Стильные штучки».-Ростов н/Д:Феникс,2003.-224с.
5. В вихре вальса/Авт. -сост. Д.А.Ермаков. -М.:00 0 Изд-во АСТ2 ; Донецк: «Сталкер»,2003.- 61с.
6. Гельниц Г., Шульц-Вульф Г. Ритмика - музыкальная двигательная терапия, как основа психогигиенического подхода к ребенку. // Психогигиена детей М: Медицина, 1995. - С. 186-208.
7. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. N 4. С.50-63.
8. Гленн Вильсен. Психология артистической деятельности. Москва, Когито-центр, 2001.
9. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб.: Речь, 2004, 219с.
10. Захаров Р. Слово о танце. – М.: Молодая гвардия, 1989.
11. Каган М. С. Морфология искусства.–М.: Искусство, 2004 – 324с.
12. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. - М.: Искусство, 2003 – 424с.
13. Карла Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. Москва, 1999. 238с.
14. Классические танцы: Танго и медленный вальс/Авт. -сост. О.В.Иванникова. -М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер»,2003.- 74с.
15. Кнастер Мирка. Мудрость тела. Москва, ЭКСПО, 2002.
16. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2005. 255 с.
17. Круткин В. Л. Антология человеческой телесности. – Ижевск: Радуга, 2003 – 356с
18. Куракина С. Н. Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ). Автореф. на соиск. учен. Степ. канд. философск. наук. - Ростов-на-Дону, 1994 – 70с.
19. Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Дону, 2004 – 415с
20. Машков А.В. Спортивные танцы. – М., 2003. – 186 с.
21. Мак-Нили Д. Прикосновение: глубинная психология и телесная терапия. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. 144с.
22. Никитин В.Н. Пластикодрама. Москва: Когито-центр, 2001. 56с.
23. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. Москва: Алтейа, 1998. 488с.
24. Пасынкова Н. Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности//Психол. журнал. – 2002. – №4. – С. 142-146
25. Пин Ю. Пересмотренная техника исполнения европейских танцев. Медленный вальс. – Лондон – СПб., 2006. – 81 с.
26. Рубштей Н.А. Что нужно знать, чтобы стать первым.- М.: Изд.дом "Один из лучших", 2002. - С. 25-31
27. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 2005 – 478с.
28. Старк А. и Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. Пер. с англ. // Ярославль, 1994. 116с.
29. Степанова Л. Новые бальные танцы. – М. , 2002
30. Степанова Л. Новые бальные танцы. – М., 2003.
31. Стриганова, В.М., Уральская В.И. Современный бальный танец – М: Просвещение, 2008. – 422 с.
32. Танцевально-двигательная терапия //Журнал практического психолога. Специальный выпуск №3, 2005.
33. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: 12 практических уроков. М.- СПб, 2000. 160с.
34. Хавилер Д.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. - М.: Новое слово, 2007. - С. 95-96
35. Шипилина И.А. Хореография в спорте: Учебник. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 224 с.