Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В начале 90-х гг. прошлого столетия российская журналистика вступила в новый исторический этап своего развития вследствие смены общественно-политического устройства государства. Переход средств массовой информации на рыночные отношения потребовал коренного изменения системы печатных и электронных СМИ, качественно нового законодательства, регулирующего отношения между всеми участниками информационных процессов, повышения правовой грамотности сотрудников СМИ, а также развития процесса саморегулирования медиарынка, что является неотъемлемой частью правового государства и гражданского общества, построенных на основе не только национального законодательства, но и международных правовых актов и опыта, накопленного странами продвинутой демократии.
Цель исследования – изучить и проанализировать специфику независимых СМИ в России 1990-х гг.
Задачи исследования:
1) изучить формирование российских СМИ в 1990-е гг.
2) рассмотреть организацию саморегулирования СМИ в России;
3) проанализировать специфику независимых СМИ в России 1990-х гг.
Степень изученности данной темы – рассматриваемая тема рассматриваемся многими специалистами, но все же остаются некоторые моменты еще не рассмотренными. Данная тема рассмотрена следующими специалистами: Михаил Гусман, профессор А.П. Короченский, доктор юридических наук профессор М.А. Федотов, профессор Д.С. Авраамов.
Метод исследования – изучение специализированного материала, анализ полученных данных.
Предмет исследования – независимые СМИ.
Объект исследования – Россия в 1990-е гг.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и спсика литературы.
1 Особенности становления средств массовой информации России (90-е годы ХХ века)
1.1 Формирование российских СМИ в 1990-е гг.
Рассматривая первый этап развития современной российской журналистики, который занял последнее десятилетие ХХ в., можно выделить несколько характерных особенностей становления и развития процесса саморегулирования данного периода.
В настоящее время в мире существует несколько видов регулирования деятельности средств массовой информации. Самый старейший из них — правовое регулирование, в основе которого лежат законы, указы, постановления и иные правовые акты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Ко второму виду относятся рыночные механизмы, основанные на частной собственности на средства массовой информации и коммуникации, коммерческой рекламе и т.д. Третьим видом является саморегулирование СМИ, осуществляемое путем принятия и соблюдения профессиональных этических кодексов, создания различного вида советов по печати, которые являются наиболее эффективными, так как затрагивают всех участников информационного процесса, принимающих непосредственное участие в разрешении информационных споров и конфликтов. Саморегулирование печатных СМИ является дополнительным механизмом правового и рыночного отношений, которое устанавливает для периодической печати и электронных средств массовой информации достаточно четкие границы профессиональной морали, которая, несмотря на то, что не может разрешить возникающие социальные противоречия, способна «находить компромиссы, согласовывать взаимные интересы журналиста и людей, с которыми он сталкивается в процессе работы».
По определению президента Фонда защиты гласности А.К. Симонова, саморегулирование есть «создание процедур по разрешению неизбежных конфликтов, прописанный механизм выявления, признания и исправления возможных ошибок... Это гарантия автономии профессии в разнообразных и противоречивых обстоятельствах общественной жизни, вклад журналистской корпорации в общественный договор, обеспечивающий устойчивость баланса сил, где взаимодействие и составляет суть и смысл развития демократии».
Механизмы саморегулирования довольно разнообразны. Разные исследователи средств массовой информации дают свое понимание саморегулирования. Так, профессор А.П. Короченский выделяет несколько видов регулирования: государственно-административное, законодательное и судебное, политическое, экономическое, рыночное, корпоративное административное, а также посредством критики со стороны общественных организаций и гражданских групп.
Саморегулирование, которое А.П. Короченский называет корпоративным административным регулированием деятельности органов прессы и журналистов, «осуществляется издательскими предприятиями и другими корпорациями, имеющими в собственности средства массовой информации, путем выработки и реализации определенной кадровой политики в отношении журналистов и редакторов, принятия корпоративных служебных инструкций и директив нормативного характера, других внутренних документов, определяющих условия редакционных коллективов и учреждений масс-медиа».
«Саморегулирование может осуществляться несколькими механизмами: путем принятия этических кодексов, создания различного рода медийных советов, а также медийной критикой, которая представляет собой научно и профессионально обоснованную систему мониторинга деятельности СМИ, облегчает те дебаты, которые ведутся между медийными продюсерами и потребителями, а также группами, обладающими политическими и экономическими интересами и ведущими борьбу за оказание влияния на различные аспекты подачи новостей».
Доктор юридических наук профессор М.А. Федотов, анализируя медийное саморегулирование, выделяет три основных относительно самостоятельных способа организационного разрешения споров на информационном рынке. Во-первых, государственно-общественная структура, действующая на основании правового акта. Во-вторых, внутрикорпоративная структура, действующая на основании решения соответствующей профессиональной ассоциации. В-третьих, внекорпора-тивная структура, действующая на основании неформальной инициативы производителей и потребителей массовой информации как независимый институт гражданского общества.