Фрагмент для ознакомления
2
Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется постепенным переходом к новому типу социальной структуры – так называемому информационному обществу. Последствия этого процесса проявляются в ускорении информатизации всех сфер деятельности, формировании единого информационного пространства, а также в повышении доступности различных видов информации и расширении потенциальной аудитории.
Актуальность темы характеризуется тем, что сегодня средства массовой информации играют важную роль как институт общества, обеспечивая социальную коммуникацию, соединяя различные части общества. Средства массовой информации (СМИ) не только становятся все более важным посредником между человеком и миром, но и в определенной степени являются информационной базой общества. Более того, исходя из специфики отдельных жанров и видов СМИ, можно говорить о формировании общественного мнения. В этом случае необходимо рассмотреть, какие инструменты есть у средств массовой информации и управляются ли они (и управляются ли они вообще). На основе общепринятых определений необходимо определить статус и положение средств массовой информации.
Проблемный характер темы очевиден: в зависимости от статуса средств массовой информации мы можем говорить о дальнейших путях развития, степени мотивации деятельности этой составляющей общества. В то же время необходимо доказать, что СМИ - это не оригинальное явление нашей жизни, а целостная структура, отвечающая требованиям общества. Как вы знаете, важнейшей целью социальных институтов является социализация, приобщение членов общества к коллективной культуре.
И не имеет значения, о каком социальном институте идет речь - библиотеке, семье, религии или средствах массовой информации. Наша культура и история являются нашим национальным достоянием, ознакомление с ними способствует повышению национального самосознания.
Целью исследования является изучение информационных процессов в обществе и модели управления ими. В соответствии с выбранной целью определяются следующие задачи:
1. Определите понятие информационного общества;
2. Рассмотреть определение средств массовой информации в обществе;
3. Изучить методы управления информационных процессов в обществе.
В связи с вышеизложенным объектом исследования являются средства массовой информации в контексте их взаимоотношений с обществом.
Предметом исследования являются информационные процессы, возникающие в процессе формирования, развития и средств массовой информации.
Курсовая работа состоит из оглавления, введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.
1. Информационные процессы в обществе
1.1. Информационное общество: расшифровка понятия, характеристика
Информационный процесс - это совокупность последовательных действий (операций), выполняемых с информацией (в виде данных, информации, фактов, идей, гипотез, теорий и т.д.) для получения результата (достижения цели).
Информация проявляется именно в информационных процессах. Информационные процессы всегда происходят в каких-то системах (социальных, социотехнических, биологических и т.д.).
Наиболее обобщенными информационными процессами являются сбор, преобразование и использование информации.
Информационное общество - это наше с вами современное общество, когда информация и знания обретают высочайшую ценность и становятся продуктом обмена, купли-продажи, воровства, фальсификации, а хранение, анализ, обработка и передача информации являются очень важной сферой человеческой деятельности .
Люди имеют дело со многими видами информации. Общение людей друг с другом дома и в школе, на работе и на улице - это передача информации. Рассказ учителя или рассказ друга, телевизионная программа, телеграмма, письмо, устное сообщение и т. д. – все это примеры передачи информации.
Деятельность отдельных лиц, групп, коллективов и организаций в настоящее время все больше начинает зависеть от их осведомленности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринимать какие-либо действия, необходимо проделать большую работу по сбору и обработке информации, ее пониманию и анализу. Поиск рациональных решений в любой области требует обработки больших объемов информации, что порой невозможно без привлечения специальных технических средств.
Информатизация общества - это организованный социально-экономический, научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Наше с вами нынешнее общество прямо сейчас переживает глобальную информационную революцию, когда возможность пользоваться качественной информацией на высокой скорости становится нормой, а отсутствие доступа к ней считается критерием бедности и слабого развития. Вы совершенно правы, мы сейчас имеем в виду банальный доступ в интернет. Именно интернет стал двигателем информационной революции и создал вокруг себя информационное общество.
Любой вид общества имеет собственные характеристики, по которым оно определяется. И прежде чем стать информационным обществом, развитие людей прошло через множество других этапов.
Признаки информационного общества:
большие и растущие объемы информации, которые нужно как-то хранить и обрабатывать;
использование компьютерных устройств становится неизбежным;
производство различных информационных продуктов выходит на первый план;
изменяется уклад жизни и досуг с ориентацией на информационные технологии;
происходит переоценка ценностей у людей;
в дома людей проникают все больше информационно-технологических устройств;
происходит роботизация многих человеческих профессий;
образование не заканчивается в школах и ВУЗах, а продолжается непрерывно на онлайн-курсах;
информационные услуги - это отдельный рынок;
растет количество людей, занятых развитием информационных технологий;
демократические инструменты переходят в электронный формат;
существует электронная валюта;
и мн. др.
Информационное общество - это то, что нас окружает сейчас. Поэтому людям остается только констатировать уже произошедшее и смотреть немного в будущее. Признаки информационного общества - это всего лишь наблюдение со стороны над происходящим. Именно так сейчас живут люди в информационном пространстве - пользуются и наблюдают.
Цифровой мир очень сильно откорректировал человеческую жизнь - с этим никак не поспоришь. Можно просто «взглянуть» на 30 лет назад и сравнить как жили люди тогда и как люди живут сейчас - в результате такого сравнения можно найти тысячи отличий.
На сегодняшний день просто невозможно представить жизнь людей без современных информационных технологий. Если представить на секунду крах интернета по всему миру, то на время рухнет все: промышленность, производство, человеческий уклад и т. д. и понадобятся годы, чтобы восстановить все и начать жить без интернета и информационных технологий. Люди делают все, чтобы этого не произошло, поэтому пока живем и наблюдаем как развивается наше информационное общество .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021) / Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. - М., 1997-2020. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511.
2. Абдуллаев, Н. А. Развитие социальной рекламы в России / Н. А. Абдуллаев, С. А. Нажмутдинова / Экономика и управление: проблемы, решения, 2019. -Т. 7. - № 2. - 103 с.
3. Бузин, В.Н. Медиапланирование. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Маркетинг», «Психология», «Социология», «Журналистика» / В.Н. Бузин, Т.С. Бузина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 495 c.
4. Ворошилов, В.В. Теория и практика массовой информации (для бакалавров) / В.В. Ворошилов. - М.: КноРус, 2018. - 464 c.
5. Емельянов, С. М. Теория и практика связей с общественностью: учеб. пособие для академического бакалавриата / С. М. Емельянов. - 2-е изд., испр, и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 197 с.
6. Гуревич, П. С. Социология и психология рекламы в 2 т. Том 2: учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич. - 2-е изд., испр, и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 236 с.
7. Жильцова, О. Н. Рекламная деятельность: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. Н. Жильцова, И. М. Синяева, Д. А. Жильцов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 233 с.
8. Загидуллина, К.А. Журналистика / Загидуллина. - Челябинск: Изд.Игоря Розина, 2018. - 128 c.
9. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации / В.Б. Кашкин. - М.: Флинта, 2017. - 349 c.
10. Калмыков, С.Б. Социальная реклама: конструирование эффективного взаимодействия с целевой аудиторией: Монография / С.Б. Калмыков, Н.П. Пашин. - М.: Инфра-М, 2018. - 256 c.
11. Карпова, С. В. Рекламное дело: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С. В. Карпова. - 2-е изд., перераб, и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 431 с.
12. Ким, М. Теория и практика массовой информации. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / М. Ким. - СПб.: Питер, 2017. - 304 c.
13. Киселев, А.Г. Теория и практика массовой информации: общество – СМИ - власть. Учебник / А.Г. Киселев. - М.: Юнити, 2018. - 48 c.
14. Козлова, М. М. Средства массовой информации. Исторический аспект / М.М. Козлова. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2019. - 120 c.
15. Комарова, Л. К. Основы выставочной деятельности: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. К. Комарова; отв. ред. В. П. Нехорошков. - 2-е изд., перераб, и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 194 с.
16. Липгарт, А.А. Функциональные стили современного английского языка: Наука и журналистика / А.А. Липгарт, В.В. Хуринов. - М.: Книжный дом Либроком, 2018. - 208 c.
17. Марков, А.А. Теория и практика массовой информации: Уч. / А.А. Марков, О.И. Молчанова, Н.В. Полякова. - М.: Инфра-М, 2018. - 104 c.
18. Мирошниченко, А. Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретарей / А. Мирошниченко. - М.: Альпина Пабл., МедиаЛайн, 2018. - 192 c.
19. Мисонжников, Б. Я. Введение в профессию: журналистика: учеб. пособие для СПО / Б. Я. Мисонжников, А. Н. Тепляшина. - 3-е изд., доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 190 с.
20. Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 1. Стратегии, эффективный брендинг: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Л. Музыкант. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 342 с.
21. Поляков, В. А. Реклама: разработка и технологии производства: учебник и практикум для СПО / В. А. Поляков, А. А. Романов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 502 с.
22. Почекаев, Р. Ю. История связей с общественностью: учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. Ю. Почекаев. - 2-е изд., испр, и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 223 с.
23. Связи с общественностью как социальная инженерия: учебник для академического бакалавриата / В. А. Ачкасова [и др.]; под ред. В. А. Ачкасовой, Л. В. Володиной. - 2-е изд., испр, и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 351 с.
24. Синяева, И. М. Основы рекламы: учебник и практикум для СПО / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, Д. А. Жильцов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 552 с.
25. Федотова, Л. Н. Реклама: теория и практика: учебник для академического бакалавриата / Л. Н. Федотова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 391 с.