Фрагмент для ознакомления
2
Образность – наиважнейшее коммуникативное качество. Это значимый элемент стиля произведения. К сожалению, природа образной речи еще недостаточно изучена, более того, не существует даже унифицированного определения образности.
На наш взгляд, образность – это коммуникативное качество высказывания, которое проявляется в его способности порождать у слушателя или читателя образы – яркие наглядные чувственные, оценочные представления изображаемых предметов. Образ представляет собой продукт совместной работы автора с человеком, принимающим данное сообщение.
Механизм образной речи таков: изображая предмет, автор использует художественные детали, представляющие собой отражение ярких существенных признаков предмета; человек, который принимает информацию, читая или слушая произведение, по деталям воссоздает в воображении весь предмет.
О необходимости детского приобщения к красоте родного слова, развития речевой культуры говорили такие ученые-исследователи, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, Н.В. Гавриш и др.
Проблемность выработки образности детской речи отражена в трудах известных отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца.
Исследования А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, О.С. Ушакова, Л.И. Айдарова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриша, Е.В. Савушкиной убедили в том, что старшие дошкольники в ходе организованного педагогического воздействия способны не только понимать, но и употреблять в своих высказываниях такие выразительные средства, как метафору, сравнение, олицетворение, эпитет, многозначное слово, фразеологизм.
Проблема исследования: как образность речи детей старшего дошкольного возраста развивается посредством народных сказок.
Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «образная речь».
2. Рассмотреть развитие образной речи детей в старшем дошкольном возрасте.
3. Провести диагностику уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации для родителей по развитию образной речи дошкольников.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- наблюдение;
- беседа;
- тестирование;
- количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость: использование полученных данных в практике дошкольной образовательной организации для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками; продолжение исследовательской деятельности в дальнейшем над темой работы.
База исследования: МБДОУ ?.
Глава 1. Теоретические аспекты развития образности речи детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок
1.1. Понятие образности речи
Слова «образность», «образный» используются в стилистике в разных значениях. Образность в широком смысле этого слова есть живость, наглядность, красочность изображения - обязательный атрибут любого вида искусства, форма осознания реальности с позиций какого-то эстетического идеала. Образность речи - частное ее проявление.
Стилистика считает речевую образность особой стилевой чертой, которая проявляется более полно в языке художественной литературы. Попадая в художественный контекст, слово становится частью сложной образной системы произведения и обязательно выполняет эстетическую функцию. «Слово в художественном произведении, - писал академик В.В. Виноградов, - совпадая по своей внешней форме со словом соответствующей национально-языковой системы и опираясь на его значение, обращено не только к общенародному языку и отражающемуся в нем опыту познавательной деятельности народа, но и к тому миру действительности, который творчески создается или воссоздается в художественном произведении, поэтому оно (слово) двупланово по своей смысловой направленности и, следовательно, в этом смысле образно»[3].
Более узкий смысл речи основан на употреблении слов в переносных значениях, с изменением семантики. В этом случае слова, которые получают образный смысл, в контексте художественного содержания в некоторой степени утрачивают свою номинальную функцию, приобретают яркий экспрессивный оттенок. Изучение образной значимости слова в данном смысле предполагает исследование языковых приемов, которые придают речи эстетический и художественный смысл.
В нашей работе мы будем опираться на определение, данное Д.Э. Розенталем о том, что «образная речи – это выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами)» [6].
Образные средства - это лексико-грамматические категории, для выражения которых используются все единицы языка: слова, словосочетания, предложения, сложные синтаксические образования.
Образность речи - это способность слова создавать наглядно-чувственные образы (картины) предметов и явлений окружающего мира. Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. Слова и выражения, которые употреблены в переносном значении и создают образные представления о предметах и явлениях, называют тропами Их мы охарактеризуем позже.
О.С. Ушакова считает, что ведущей целью обучения является изучение развития «образности речи». Это понятие характеризуется богатством словаря, точного и выразительного. «Образная речь» отличается разнообразием использования языковых средств, уместным их употреблением. Одной из важнейших задач речевого развития дошкольников- воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, его умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и при создании собственных сочинений [21].
М.М. Алексеева [1], В.Н. Макарова [10], О.С. Ушакова [21], Б.И. Яшина [23] под речевой образностью подразумевают умение дошкольника уместно и в правильном понимании использовать различные выразительные средства: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, многозначное слово, фразеологизм, с их помощью ярко и убедительно высказывать собственные мысли, чувства, описывать состояние.
Обратим внимание на то, что одним из первых и наиболее чаще используемых в речи дошкольника является эпитет. Так называемое слово, которое художественно описывает предмет, явление, действие. Чаще всего в качестве эпитета употребляются красочные определения, которые выражаются прилагательными.
Можно сравнить эпитеты постоянные и индивидуально – авторские. Постоянные эпитеты чаще встречаются в народном поэтическом творчестве. Но важно отметить там есть своя особенность. В былинах конь всегда добрый, а трава зеленая, солнце – красное, слово – верное. Мир художественного пространства, который создан народной фантазией, яркий и удивительно раскрашен веселыми красками, потому что обязательной стилевой чертой таких произведений является употребление постоянного эпитета.
В сказках, как и в некоторых произведениях в духе устного народного творчества, солнце всегда красное, даже если о нем упоминается в осенний пасмурный день, море всегда синее, если описывается буря, девица красная, палаты белокаменные. Например, в русской народной сказке «Неосторожное слово»: «Тотчас очутился парень с красной девицей на берегу озера»; «Только успел он оборотиться и ступить шаг-другой, как очутился под водой в белокаменных палатах». Так выражается особенность употребления постоянных эпитетов как стилистического средства.
Не менее частым источником употребления образной речи является сравнение, когда художественно сопоставляется один предмет с другим, что придает описанию некую наглядность, изобразительность.
Сравнения могут быть иметь различные структуры. В большинстве случаев они представляют собой сравнительный оборот, который присоединяется союзами как, точно, так и как будто, так и т.д. Часто встречаются формы сравнения, выраженные существительным в творительном падеже. Сравнение, как другие образные элементы речи, придает речи эмоциональность, поэтому ее не используют в текстах информационной направленности.
Рассматривая развитие образной речи как важное звено в общей системе речевой работы, Ушакова О.С. и Н.В. Гавриш акцентируют наше внимание на том, что показателем богатства речи является не только необходимый объем активного словаря, но и достаточное разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также выразительное оформление связного и эмоционально окрашенного высказывания [21]. Поэтому исследователи видят связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.
Е.В. Савушкина обращала неоднократно внимание педагогов на важность развития образности детской речи [11]. Говоря о образной речи, она вложила в данное понятие способность ярко, убедительно и одновременно сжато выражать свои чувства и мысли, способность интонации, точного слова, правильного способа воздействия на слушателя. По ее словам, образ представляет собой и эмоциональное экспрессивное выражение в речи, в виде зрительного, слухового, моторного, и иного представления.
Дошкольники отличаются эмоциональной восприимчивостью к образной речи. Важно, чтобы дети сами пользовались доступными им образными средствами родного языка. Образное мышление ребенка развивается на основе активизации его собственных образных мышлений.
Особая организация, интонационная окраска, использование специальных языковых средств для выражения сравнений, эпитетов, метафоры сказок передают отношения народа к какому-либо предмету или явлениям. В них содержатся меткие замечания, своеобразия языка, их эмоциональность, что оживляет речь, развивает мысль, совершенствует словарь детского языка.
В развитии речи дошкольник идет дорогой от ассоциативного установления связей между словом и конкретным предметом – к обобщающему слову и обязательно при наличии условия эмоционально-эстетического развития – к слову образному, так считали некоторые ученые, например, Л.С. Выготский [4], П.Я. Гальперин [5], О.С Ушакова [17].
Исследование О.М.Дьяченко показало, что формирование ассоциаций основывается на физиологических процессах осознания и восприятия. Восприятие образными средствами языка дошкольников отражает ход человеческой познавательной деятельности: нахождение в мире различных вещей и процессов, перенесение явления в сходство с одной вещью на другую; выражение чувств, оценка, субъективный взгляд на окружающий мир. В процессе восприятия включается анализ свойств любого образа и синтез чувств [8].
Речь детей будет не образной, если старший дошкольник не владеет полностью художественной выразительностью и вообще речевыми способностями. Л.Б. Береговая и Л.М. Логинова утверждают, что старшие дошкольники уже в своем возрасте обретают умение замечать не только выразительные, яркие слова, но также понимать роль их в тексте [12].
З.А. Гриценко отмечает, что к старшему дошкольному возрасту начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Дети способны понять переносный смысл слова, фразеологический оборот [7].
Ученые-исследователи заметили, что дети старшего дошкольного возраста быстро понимают, как правильно применять выражения, характерные лаконичностью, меткостью выражения для народных сказок. Н.С. Карпинская в доказательство приводит такой пример, когда в процессе игры в «Кошки-мышки» мальчик, который не смог поймать ловко увернувшуюся от него «мышку», разводит руки и подводит итог: «Глядь, а девочки-то нет» (фраза из сказки «Медведь и девочка») [9]. Поскольку ребенок употреблял указанное слово в другой ситуации, нежели в сказке - это свидетельство того, что оно понимается ребенком, применяется им в качестве образной формы выражения своих мыслей и чувств.
Н. С. Карпинская считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой, что особо значимо для нашего исследования. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. По нашему мнению, владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию у детей действенности речевых высказываний.
На взгляд Н.М.Груздевой, существуют два пути в развитии детской речевой одарённости. Первый – это каждодневное пристальное, глубокое внимание воспитателей, педагогов ДОУ и родителей к речи детей с целью нахождения в ней образности, неординарности. Уже в младшем дошкольном детстве ребёнок каждый день может произносить «перлы», говорить образно. Например, с радостью пройдясь по дороге в детский сад по первому выпавшему снегу, четырёхлетняя девочка рассказала воспитателю: «Я хрустела».
Другой ребёнок, пяти с половиной лет, обращаясь к воспитателю, задумчиво произнёс: «У Вас такая красивая жизнь…» «Почему?» – отозвался воспитатель. «Потому что доброта покрыта нежностью», – ответил дошкольник.
А на одном из групповых сборов в старшей группе ДОО в ответ на просьбу воспитателя словесно описать осеннее дерево малыш в ряду обычных фраз («дерево осенью красивое», «ветки у дерева без листьев») произнёс: «Листья облетают с деревьев, и деревьям становится стыдно».
Очень важно не только замечать такие высказывания детей, но и поощрять их, обращать внимание дошкольников на то, что подобные мысли являются интересными, красочными, глубокими, «оживляют» явления природы, вносят «искру» творчества в обыденную жизнь. Дети в силу своей чуткости, тонкой эмоциональной организации способны глубоко, искренне радоваться похвале взрослого и гордиться ею; вскоре они и сами, без участия взрослых, начнут испытывать удивление и радость при соприкосновении с образностью, метафоричностью родного языка. Ведущая деятельность дошкольников – игровая, и для них фантазирование со словом и мыслью, рождающее образные высказывания, – тоже чрезвычайно интересная игра, хотя и непростая.
К сожалению, уникальные возможности развития образной речи в дошкольном детстве далеко не всегда учитываются педагогами современных дошкольных образовательных организаций. Речевое развитие детей раннего и дошкольного возраста, как предписывает ФГОС, помимо углубления в развитие речевого творчества, включает в себя обязательные компоненты: обогащение активного словаря детей, развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи, фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры, овладение речью как средством общения и культуры, знакомство детей с книжной культурой и детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, а также формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
За множеством задач речевого развития, которые обязаны решать педагоги в современном ДОО, задача развития речевого творчества, и конкретно, образной речи ребёнка, к сожалению, ставится педагогами на второстепенное место или вовсе игнорируется. В результате создаётся ситуация, когда ребёнок, возможно, будет говорить грамотно, правильно, различать звуки, понимать тексты – и этим ограничатся его достижения. А ведь он мог бы говорить ещё красочно, образно, талантливо! Уникальная природа детского ума и восприятия или будет способствовать развитию речевой, словесной одарённости дошкольника, или при неумелом педагогическом подходе останется невостребованной.
Анализ использованной в работе литературы позволил нам определить, что:
1. Образность речи является выразительным и изобразительным качествами речи, которые сообщаются ей посредством лексических и грамматических средств (экспрессивностью речи, особенностью аффиксов, троп и фигур).
2. Образные средства являются лексическими и грамматическими категориями, для выражения которых применяются все единицы языка: слова, предложения, сложные синтаксические единицы. Образная речь - это умение слова создать наглядные и чувственные образы изображения предметов, явлений в окружающем мире.
3. Образная речь является результатом употребления слов в переносном смысле.
Слова и выражения, которые использованы в переносном значении и создают образные представления о предметах и явлениях, принято называть тропами. Для нас в данной работе будут значимы следующие:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, – М.: изд. Центр «Академия», 2000. – 400 С.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 1981.
3. Виноградов В.В. Слово и образ // Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М., 1981. – С. 102–118.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2014. – 352 с.
5. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Университет, 2000. - 336с.
6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. отношения, 2003. – 280 с.
7. Гриценко, З.А. Методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. – М.: Линка – Пресс. 2003.
8. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М., Мозаика-Синтез, 2008. 129 с
9. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). -М.: Педагогика, 2002. -143с
10. Колодяжная Т.П. Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые подходы: метод. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ / Т.П. Колодяжная, Л.А. Колунова. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2002. – 32 с.
11. Макарова В.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников: Учебно-методическое пособие. Часть 1 [Текст] / В.Н. Макарова. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 96 с.
12. Савушкина Е.В. Развитие образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства /Е.В. Савушкина – М., 1994. – 154с.
13. Спасёнова Т. А. Особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте // Евразийский Союз Ученых. 2015. №4-6 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-obraznoy-rechi-detey-v-starshem-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 04.12.2021).
14. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Под ред. Комаровой Т.С., Соломенниковой О.А. Издание: Мозаика-Синтез, 2014, 94 с.
15. Пропп В.Я. Морфология сказки. — М.: «Лабиринт», 2011.
16. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. –М.: Просвещение, 1972. – 280 с.
17. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М.: ТЦ «Сфера», 2004.
18. Ушакова О.С. Развитие связной речи//Академия педагогических наук СССР. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. — М.: АПН СССР, 1987. — С.22-39.
19. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования//Управление дошкольным образовательным учреждением. 2015 — № 7. — с. 16-27.
20. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Диагностика речевого развития дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. — М., 1997.
21. Ушакова О.С., Смольникова Н.Г. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методики развития речи детей дошкольного возраста / Сост. Алексеева М.А., Яшина В.И. — М.: Изд. Центр «Академия», 2000, С. 439-444.
22. Ушакова, О.С. Знакомим дошкольника с художественной литературой / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. –М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224с.
23. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство ACT», 2000. – 464 с.
24. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 2001.
25. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей /В.И. Яшина, М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2013. - 448 с.
26. Сказка Неосторожное слово https://papaskazki.ru/chitat-skazki/Neostorozhnoe-slovoonlayn.php#:~:text=%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%20(%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8%201).,%C2%AB%D0%9F%D0%BE%D1%80%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%D0%BC%20%D1%81%D1%8B%D0%BD%D0%B0%20%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%8C!%C2%BB%20%E2%80%94