Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Залогом стабильного развития страны и общества во все времена выступало эффективное государственное управление. Последнее, в свою очередь, невозможно без отлаженного функционирования государственного аппарата. Законодательство о государственной службе на сегодняшний день является одним из самых динамичных в системе административного права Российской Федерации наряду с нормами об административной ответственности. Принятый в 2004 г. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», (далее — ФЗ № 79), принёс с собой ряд новелл, одной из которых стал служебный контракт с лицом, поступающим на государственную гражданскую службу. И именно с этим институтом связаны многие проблемы, возникающие в процессе применения законодательства о гражданской службе.
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что без эффективного регулирования сложного юридического состава поступления гражданина РФ на государственную гражданскую службу, в том числе, заключения с ним служебного контракта, невозможно считать государственный аппарат полноценно функционирующим, а значит, невозможно противостоять многим негативным тенденциям, таким, как коррупция и так далее.
Объектом и предметом исследования выступают нормы права, закрепляющие понятие, служебного контракта, содержанию, срок действия и формы, а также основания и порядок заключения контракта с государственными гражданскими служащими.
Цель курсовой работы – проанализировать понятие служебного контракта, содержанию, срок действия и формы, а также вопросы заключения служебного контракта с государственными гражданскими служащими.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- рассмотрение понятия и участников служебного контракта;
- исследовать содержание и форма служебного контракта;
- рассмотреть срок действия служебного контракта;
- провести анализ законодательства относительно оснований и порядка заключения служебного контракта с государственным гражданским служащим;
- исследовать вопросы аннулирования служебного контракта
Эмпирическая база исследования представлена трудами ученых-правоведов в данной области, законодательными и нормативными правовыми актами, статистическими данными.
Методологическая база исследования представлена следующими методами: системный метод, диалектический, методы сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы экспертных оценок.
Структура работы. Курсовая работа структурирована введением, двумя главами, четырьмя параграфами, заключением, списком использованной литературы.
Глава 1. Теоретические вопросы правовой природы служебного контракта
1.1. Понятие и участники служебного контракта
Служебный контракт - это соглашение, заключенное между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим, о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (ч. 1 ст. 23 Закона N 79-ФЗ [2]). Он заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность государственной гражданской службы.
В тех случаях, когда поступление на гражданскую службу осуществляется по конкурсу, акт государственного органа о назначении на должность издается в соответствии с решением конкурсной комиссии. Это следует из совокупности ч. 1 ст. 26 Закона N 79-ФЗ, абз. 1 п. 21, п. 22, абз. 1 п. 23 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112 (далее - Положение о конкурсе [5]).
Примерная форма служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ утверждена Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159 [6] в соответствии с ч. 8 ст. 24 Закона N 79-ФЗ.
Представитель нанимателя как сторона служебного контракта обязывается выполнять ряд установленных условий, а именно:
- предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность ее прохождения, а также предоставить такому гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы;
- обеспечить прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с Законом N 79-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе;
- своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание;
- предоставить гражданскому служащему государственные социальные гарантии.
При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей [27].
Поступающий на гражданскую службу при заключении служебного контракта представителю нанимателя представляет:
1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы. Данное заявление обычно пишется на имя руководителя государственного органа в произвольной форме. Наименование должности указывается согласно Реестру должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденному Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574, или реестру должностей государственной гражданской службы субъекта РФ;
2) собственноручно заполненную и подписанную анкету;
3) паспорт гражданина РФ;
4) трудовую книжку (в случае ее ведения) и (или) сведения о трудовой деятельности, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
5) документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ;
7) документы воинского учета - для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
8) документ об образовании и о квалификации;
9) документы, содержащие сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах поступающего на гражданскую службу, а также членов его семьи - супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" [3]; далее - Закон N 273-ФЗ). Например, федеральные государственные гражданские служащие эти документы представляют в кадровую службу федерального государственного органа (п. 7 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559 [7]; далее - Положение N 559).
Для представления перечисленных сведений применяется справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Она заполняется с помощью специального программного обеспечения "Справки БК", размещенного на сайте Президента РФ. Ссылка на программное обеспечение приведена также на сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы. При оформлении данного документа можно руководствоваться Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2021 году (за отчетный 2020 год), которые разработаны Минтрудом России. Также при заполнении указанной справки рекомендуем учитывать Обзор типичных ошибок, допускаемых при заполнении таких справок, утвержденный Минфином России.
10) сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.2 Закона N 79-ФЗ. К ним относятся сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет, на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, в течение трех календарных лет, предшествующих году поступления на службу, размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие его идентифицировать.
Под данными, позволяющими идентифицировать гражданина (гражданского служащего), понимается любая размещенная им в социальной сети, блоге, форуме информация, которую он использует для идентификации себя в сети Интернет. Это могут быть, например, Ф.И.О., паспортные данные, СНИЛС, ИНН, псевдоним (никнейм). Под размещением общедоступной информации следует понимать ее загрузку на адреса сайтов и (или) страницы сайтов в сети Интернет за отчетный период [26].
В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, определенных Законом N 79-ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, может предусматриваться необходимость предъявить при заключении служебного контракта иные документы.
Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами РФ или самим контрактом.
1.2. Содержание и форма служебного контракта
Заключение служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации представляет собой сложный юридический факт, порождающий возникновение служебных отношений.
В служебном контракте указываются следующие сведения:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021) // "Парламентская газета", N 2-5, 05.01.2002.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Российская газета", N 162, 31.07.2004.
3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии коррупции" // "Парламентская газета", N 90, 31.12.2008.
4. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 11.06.2021) "О государственной тайне" // "Российские вести", N 189, 30.09.1993.
5. Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 (ред. от 31.12.2020) "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" // "Российская газета", N 20, 03.02.2005.
6. Указ Президента РФ от 16.02.2005 N 159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации" // "Российская газета", N 34, 18.02.2005.
7. Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 15.01.2020) "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" // "Российская газета", N 89, 20.05.2009.
8. Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 (ред. от 25.08.2021) "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" // "Российская газета", N 152, 15.08.2002.
9. Указ Президента РФ от 1 марта 2017 г. N 96 "Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа" // СЗ РФ. 2017. N 10. Ст. 1473.
10. Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3459.
11. Постановление Правительства РФ от 21.04.2006 N 230 (ред. от 29.12.2015) "О возложении полномочий представителя нанимателя по заключению служебных контрактов о прохождении федеральной государственной гражданской службы с лицами, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Правительством Российской Федерации, и решению иных вопросов, связанных с прохождением ими федеральной государственной гражданской службы" // "Собрание законодательства РФ", 01.05.2006, N 18, ст. 1999.
12. Постановление Правительства РФ от 15.01.2020 N 9 "Об утверждении единой методики прохождения испытания на государственной гражданской службе Российской Федерации в федеральных органах исполнительной власти"// "Собрание законодательства РФ", 20.01.2020, N 3, ст. 257.
13. Аверьянова М.И., Гусев А.Ю. Социальное обеспечение государственных гражданских служащих в форме страхования // Административное и муниципальное право. 2020. N 4. С. 25 - 43.
14. Беспалова Ю.А. Совершенствование порядка заключения, расторжения служебного контракта государственного служащего // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2016. Т. 1. N 1. С. 59.
15. Иванкина Т. В. Особенности источников, регулирующих служебные отношения гражданских служащих // Российский юридический журнал. 2016. № 2. С. 151–164.
16. Казанцева О.Л., Меженина О.В. Особенности заключения служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации // Известия Алтайского государственного университета. 2017. N 3(94). С. 58.
17. Казанцева О.Л., Меженина О.В. Особенности заключения служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации // Юридические науки. 2017. С. 56-61.
18. Кичигин С.В. Проблемы аннулирования служебного контракта // Вестник КемГУ. Гуманитарные и общественные науки, 2020, 4(3). С. 270-278.
19. Комахин Б.Н., Прокошин М.С. Государственные гражданские служащие: приоритеты качественного труда и цифровизации управления финансами в России // Административное право и процесс. 2018. N 8. С. 23 - 28.
20. Конькова А.Ю. Регламентация деятельности государственных гражданских служащих в 1990 - 2000-е гг.: правила и документные формы // Делопроизводство. 2021. N 3. С. 59 - 67.
21. Коломоец Е.Е. Трудовой договор и служебный контракт: проблемы теории и правоприменения: монография. Москва: Проспект, 2019. 128 с.
22. Кузнецов В.И., Трунцевский Ю.В., Ломакина Л.А. Увольнение государственных гражданских служащих в связи с утратой доверия: проблемы теории и практики // Журнал российского права. 2020. N 1. С. 159 - 169.
23. Малеванова Ю.В. К вопросу о разграничении отдельных видов коррупционного поведения государственных гражданских служащих // Российский следователь. 2018. N 6. С. 55 - 59
24. Меженина О.В. Особенности изменения служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации // Известия Алтайского государственного университета. 2017. N 6. С. 50 - 51.
25. Мурашкина А.С. Ротация государственных гражданских служащих как один из способов противодействия коррупции // Российский следователь. 2018. N 6. С. 63 - 67.
26. Пападопулос К.Н. Проблемы правового регулирования служебного контракта в законодательстве о государственной гражданской службе // Российская юстиция в XXI веке: реалии, проблем, перспективы. С. 571-579. 2020.
27. Сорокин Р. С. Увольнение с государственной службы в системе мер противодействия коррупции // Вестник Поволжского института управления. № 2(53). 2016. С. 25-30.
28. Уманская В.П., Малеванова Ю.В. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография. Москва: Норма, 2020. 176 с.
29. Решение Лужского городского суда Ленинградской области от 4 апреля 2016 г. по делу N 2-500/2016 // URL: // http://sudact.ru/regular/doc/EHnx50vQAexp/ (дата обращения: 30.11.2021 г.)
30. Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими: утвержден Президиумом ВС РФ от 22 июня 2016 г.// URL: // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71329668/ (дата обращения: 01.12.2021 г.)