Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение….………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей социально-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ в образовательном учреждении..6
1.1. Сущность и специфика деятельности социального педагога. Нормы профессиональной деятельности…………………………………………………..6
1.2. Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей. Характеристика особых образовательных потребностей детей сОВЗ…………11
Глава 2. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ в практике образовательного учреждения………………………………….........16
2.1. Особенности взаимодействия социального педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)………………………..............16
2.2. Особенности взаимодействия социального педагога с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ…………………………………………................22
2.3. Рекомендации по межличностному взаимодействию с детьми с ОВЗ…….26
Заключение…………………………………………………………………………34
Источники…..………………………………………………………………………36
Фрагмент для ознакомления
2
Социальный педагог – основной специалист, осуществляющий контроль за соблюдением прав любого ребенка, обучающегося в школе. На основе социально-педагогической диагностики социальный педагог выявляет потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации ребенка в школе. Социальный педагог устанавливает взаимодействие с учреждениями – партнерами в области социальной поддержки (служба социальной защиты населения, органы опеки и др.), общественными организациями, защищающими права детей, права инвалидов, учреждениями дополнительного образования. Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в адаптации в школьном сообществе, в среде других родителей [2, С. 45].
Профессиональная деятельность социального педагога, работающего с детьми с ОВЗ, определяется основными профессиональными функциями специалиста данного профиля и заключается в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование (Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева и др.).
Основная цель социально-педагогической помощи – ценностное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств. Оказание ребенку-инвалиду социально-педагогической помощи выражается в снижении степени его эмоционально-психического напряжения, вызванного дефектом и его последствиями; снятии у него страха в общении со сверстниками и взрослыми, чувства ущербности; укреплении способности ребенка к произвольным действиям и волевым усилиям, придании ему уверенности в своих силах и возможностях в учении, игровой деятельности, общении и труде [3].
Цель деятельности социального педагога - формирование благоприятных условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение их прав на доступное и качественное образование.
К основным задачам деятельности социального педагога можно отнести:
обеспечение максимально полного охвата детей с ограниченными возможностями здоровья качественным, доступным образованием в различных вариантах: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное;
формирование и дальнейшее развитие оказания социально-психолого-педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
формирование активной педагогической позиции родителей, активное привлечение к включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость детей;
привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
формирование толерантного отношения в школе к детям с особыми образовательными потребностями; повышение правовой, психолого-педагогической грамотности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
расширение возможностей детей с ОВЗ, обучающихся в школе, для самореализации и эффективной социализации;
оказание помощи педагогам при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка с инвалидностью и ОВЗ и с детьми данной категории;
повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска».
Включение каждого ребенка с особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению и воспитанию – это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования. И задача каждого педагога им следовать [4, С. 25].
В настоящее время в образовательном пространстве осуществляется масштабная реализация инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование в Российской Федерации регулируется рядом нормативно-правовых актов, в числе которых:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006);
- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями;
- «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения №2 и №3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. № 379н.;
- Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
а также ряд Писем и Приказов Министерства образования и науки.
Фрагмент для ознакомления
3
ИСТОЧНИКИ:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
3. Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006).
4. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями.
5. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» - Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 247).
6. «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения №2 и №3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. № 379н.
7. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медикосоциальной экспертизы» - Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ 22 августа 2005 г. № 535).
8. Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
9. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
10. «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» - Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 № 27/2722-6.
11. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 года № 1082.
12. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06.
13. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.
14. Приказ Министерства образования и науки РФ № ИР-535/07 от 07.06.2013 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
21. Приказ Минобрнауки России от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
26. Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
27. Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
30. Письмо Минобрнауки России от 26.05.2014 № ВК-1048/07 «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов» (вместе с «Разъяснениями о порядке получения образования воспитанниками, проживающими в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей и домах-интернатах для детей с физическими недостатками»).
31. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
32. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
33. Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 №07-832 «О методических рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».
42. Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью».
43. Письмо Минпросвещения России от 2 ноября 2018 № ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
44. Письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении».
45. Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
48. Письмо Минпросвещения России от 10.06.2019 № ОВ-473/07 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ».
Литература:
1. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник для академического бакалавриата / Л. В. Мардахаев [и др.]; под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. – М: Издательство Юрайт, 2017. – C.7.
2. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012. – С. 45.
3.Ромашина Е. В. Функции социального педагога, работающего с детьми-инвалидами // Известия вузов. СевероКавказский регион. Серия: Естественные науки. 2006. №S16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-sotsialnogopedagoga-rabotayuschego-s-detmi-invalidami (дата обращения: 05.12.2021).
4. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования/авт.сост. М.М. Панасенкова. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – С. 25.
5. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012. – С. 19.
6. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования/авт.сост. М.М. Панасенкова. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – С. 6-11.
7. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 227 с.
8.Тернова В.В. Работа социального педагога по работе с учащимися с ОВЗ на 2017-2018 учебный год. – Режим доступа: http://kontoshinoshkol.ucoz.ru/1DOKument_17-18/Proektnaja/soprovozhdenie_socialnogo_pedagoga_detej_s_ovz.pdf (дата обращения 10.09.19).
9.Ромашина Е. В. Функции социального педагога, работающего с детьми-инвалидами // Известия вузов. СевероКавказский регион. Серия: Естественные науки. 2006. №S16.
10.Стругова В.Г., Колесникова О. Б. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskoesoprovozhdenie-semi-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-reabilitatsionnogo (дата обращения: 05.12.2021).
11.Моцовкина Е.В., Вишневский В.А. Направления социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями // Психолого-педагогические науки. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sotsialno-pedagogicheskoy-raboty-s-semyami-vospityvayuschimi-detey-sogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 05.12.2021).
12.Голоухова Г.Н. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие
13. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
14. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
15. Дуброва Т.И. Памятки по работе с детьми с ОВЗ. Коррекционная работа психолога. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/psihologu/meropriyatia/pamiatki_po_rabotie_s_diet_mi_ovz_korriektsionnaia_rabota_psikhologha (дата обращения 05.12.2021).