Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Самореализация личности — одна из важнейших полидисциплинарных сущностных проблем, активно исследуемых в настоящее время в поле философских, культурологических, психологических, педагогических и социальных наук. Самореализация предполагает осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности: личностной, социальной, профессиональной; это поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования; стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей (К. Роджерс), внутренняя активная тенденция развития себя, что-то вроде истинного самовыражения (Ф. Перлз), стремление человека стать тем, чем он может стать (А. Маслоу), подлинная реализация своих возможностей (К. Хорни), а значит — реализация истинной природы и сущности человека (Л. А. Коростылева). Именно в самореализации проявляется уникальность и глубина человеческой личности как мера ее богатства, осуществляются возможности развития «Я» посредством собственных усилий, целостно проявляются сбалансированность и гармоничность развития различных аспектов личности с помощью приложения данных усилий, направленных на раскрытие и реализацию индивидуальных личностных потенциалов.
Изучением особенностей самореализации личности занимались представители разных психологических школ отечественной и зарубежной психологии, так в разное время аспекты самореализации личности исследовались в работах К. Гольдштейна, А. Маслоу, К. Роджерса, Д. Бьюдженталя, К. А. Абульхановой-Славской, Л. А. Анциферовой, Д. А. Леонтьева, С. И. Кудинова, Л. А. Коростылевой, И. Д. Егорычевой и др. авторов. [6, 14].
В данной работе рассматривается эффективность профессиональной деятельности руководителя как условие самореализации личности.
Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления - руководство. Результат труда руководителя - это решение, как специфический вид информации, направляющий функционирование и развитие трудового коллектива. Труд руководителя связан с разработкой и передачей информации, а также правильном восприятии и интерпретации информации от персонала. Руководство персоналом занимает центральное место в управлении сотрудниками, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителя обеспечивает достижение главных целей предприятия.
Руководство предполагает оптимальное взаимодействие между его объектом и субъектом управления (руководитель, руководящий орган, ведомство, контора, правление и т.д.). [14].
Руководитель может существенно повлиять на характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы [10].
Эффективность профессиональной деятельности руководителя предполагает эффективное и качественное выполнение им работы. Она характеризует его способность оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо структурного подразделения организации. Результат профессиональной деятельности руководителя влияет на достижение цели подразделения или организации в целом. Эффективность профессиональной деятельности руководителя способствует развитию личности, его знаний, умений, навыков, качеств, способностей, и выступает как необходимое условие самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности.
Актуальность проблемы самореализации личности обусловлена: потребностью общей психологии и психологии личности в более глубоком теоретическом осмыслении вопроса, что вызвано терминологической неопределенностью понятий самореализации личности, недостаточной изученностью в теоретической и практической науке условий, влияющих на успешность самореализации личности. Особенно актуальна эта проблема среди руководителей в меняющихся социально-экономических условиях современного социокультурного общества. Которое требует от них наиболее эффективной реализации своего потенциала в профессиональной деятельности. Мы предлагаем рассмотреть соотношение эффективности профессиональной деятельности руководителя как условие самореализации личности.
Цель работы: рассмотреть соотношение эффективности профессиональной деятельности руководителя как необходимое условие самореализации личности.
Объект исследования: самореализация личности как базовое свойство личности.
Предмет исследования: профессиональная деятельность и самореализации личности руководителя.
Были определенны следующие методы:
Теоретический анализ научной литературы, рассматривающей эффективность профессиональной деятельности руководителя как условие самореализации личности.
Эмпирический анализ: наблюдение, беседа, диагностические методики, анкетирование.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Понятие руководителя и его основные профессиональные качества
Настоящий руководитель - это всегда личность. В управлении он независим в своих взглядах, обеспечивает собственную политику и постоянно активен. На успешное управление влияют личные характеристики (качество). Они непосредственно связаны с его психикой, врожденными и развитыми навыками. Ведь никто из принятых в управление решений не будет эффективным без лидерских способностей - набирать, готовить, оценивать, мотивировать и организовывать людей. На самом деле мыслящий менеджер берет на себя ответственность за принятие решений только по тем вопросам, которые соответствуют его квалификации, опыту и авторитету. Он всегда знает ситуацию, контролируя ее и готов все изменить.
Анализ определений понятия «руководитель» показал, что руководитель - это лицо, возглавляющее соответствующий коллектив, направляющий и координирующий работу всего аппарата управления или его отдельных звеньев, а также осуществляющий контроль и регулирование деятельности коллектива по выполнению постоянных задач и достижению целей [1].
Исходя из данного определения, для того, чтобы выполнить в нем все выделенные аспекты, руководителю мало быть просто лидером, он должен обладать определенными личностными характеристиками менеджера. Они проявляются в стиле его мышления, способах поиска управленческих схем, в манере поведения руководителя в процессе делового общения, в индивидуальных особенностях принятия и реализации решений.
Одним из первых, кто дал характеристику личности руководителя, был основатель административной (классической) школы управления Анри Файоль. В его книге «Общее и промышленное управление», изданной в 1916 году, изложены шесть основополагающих черт эффективного руководителя [2]. Данные черты представляют собой совокупность навыков, знаний, качеств, которые необходимы руководителю для ведения эффективной и успешной управленческой деятельности:
1. здоровье и физическая выносливость;
2. ум и умственная работоспособность;
3. нравственные качества;
4. общий запас знаний;
5. административные познания;
6. осведомленность в сфере прочих функций.
Совокупность перечисленных выше качеств личности руководителя в полном объеме отражает то, чем должен владеть современный менеджер как субъект управленческой деятельности, для высокого уровня ее эффективности.
Руководитель в коллективе - это ключевая фигура.
Для того чтобы оказать влияние на подчиненных и побудить их к достижению целей организации, менеджер использует свой стиль руководства, выраженный в манере поведения по отношению к персоналу. Стиль руководства выражается в типе власти, используемой руководителем, степени, до которой руководитель делегирует свои полномочия, заботе о человеческих отношениях и о выполнении задачи.
Для полного понимания роли руководителя в коллективе, следует определить его функции, выраженные именно в работе с подчиненными:
- формирование и разработка целей деятельности коллектива;
- определение работы для подчиненных и контроль над ее выполнением;
- делегирование ответственности;
- вознаграждение эффективной работы;
- консультирование подчиненных;
- забота о повышении квалификации подчиненных;
- создание благоприятного климата в коллективе.
Результат управленческой деятельности становится высоким лишь тогда, когда руководитель четко осознает, что главное в организации - это люди. Люди представляют собой наивысшую ценность, поэтому важнейшая составная часть эффективного руководителя - способность мотивировать и нацеливать их на работу.
Возможно возникновение ситуаций, когда стереотипы мышления руководителя мешают строить эффективные отношение с персоналом, блокируют возможности для творческого, профессионального и собственного развития - в данном случает руководителю необходимо начать работу над собой. В противном случае, результат такого мышления может отрицательно повлиять на деятельность всей организации.
В обязанности руководителя входит: планирование, организация и контроль. Данными аспектами занимаются все руководители в той или иной организации. Но существуют ли особенности менеджеров в России, и какие они?
Анализ представителей руководящих должностей и подразделений организаций, проведенный на основе статей как «Менеджмент в России и за рубежом» [3], «Особенности российского менеджмента, его отличия от западной модели управления» [4] и трудов автора в области управления Маслова В. И. [5], показал следующее.
1. Роль руководителя и исполнителя в одном лице.
В силу того, что уровень организации труда в России находится на недостаточно высоком уровне, руководителю очень часто приходится самостоятельно выполнять задачи, которые по факту должны быть исполнены подчиненными. Это может вызвать такое явление, при котором даже при самых высоких мощностях производство работает не в полном объеме.
2. Поведение вновь принятых на работу руководителей.
Можно заметить значительную разницу в поведении российских менеджеров при принятии на новую работу. Российские руководители, придя на новую работу, сначала стремятся познакомиться с ключевыми менеджерами в организации, взаимодействие с которыми предусмотрено в дальнейшем рабочем процессе. В основном вновь пришедшие менеджеры, начинают свою деятельность путем расспросов, при этом понимая, что процессы, в которых необходимо работать, не до конца разобраны и подлежат более детальному изучению.
3. Нехватка рабочего времени менеджера для улучшения процессов деятельности организации.
В России руководителям, в первую очередь, приходится обеспечивать функционирование действующих процессов, т.к. в них очень часто возникают ранее не предусмотренные проблемы, которые могут появляться неоднократно. Из-за этого, у руководителя остается значительно меньше времени на поиск и разработку путей и методов по оптимизации деятельности организации.
4. Экспансия в область автономии других профессий
Специфика деятельности современных менеджеров в России заключается в том, что они начинают приобретать власть за счет распространения в область других профессий. Менеджеры способны принимать решения за других профессионалов и могут взять на себя ответственность за такие решения. В России отсутствует основа для профессиональной автономии во многих профессиях: внутри профессиональные ассоциации неразвиты и не имеют влияния, выполняя роль временных площадок коммуникации, а деятельность профессионалов по-прежнему жестко регламентируется государственными органами.
5. Свобода действий
Российский менеджмент в силу меньшей регламентации дает руководителям весьма значительную свободу действий. Отечественные менеджеры могут иногда влиять сильнее на процесс функционирования компании, в силу того, что границы, за которое менеджеры не может приступить не выстроены, и это особо никто не контролирует.
Подводя итоги, хотелось бы процитировать “отца” менеджмента А. Файоля: «Управлять - значит, вести организацию к цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в ее распоряжении». Это высказывание на наш взгляд точно определяет главную, первоочередную цель высокоэффективного руководителя. Для достижения этой цели, ему необходимо обладать определенными качествами личности, способствующими повысить уровень его профессиональной компетентности. Умение руководить собой и другими заключается в умении владеть собой, реально оценивать свои физические возможности, рационально использовать время, навыки и энергию. Для менеджера важно умение правильно влиять тех, кто ему непосредственно подчинен, чтобы иметь необходимую поддержку и помощь в решении задач организации. Такие способности как генерация идей, постоянное желание и готовность преодолевать препятствия, готовность экспериментировать и рисковать, побуждение к творчеству и развитие инициативы у подчиненных - все это способствует повышению доверия к личности руководителя в коллективе. Тем самым, за счет фактора хороших межличностных отношений руководства и персонала, повышается уровень эффективности деятельности организации как внутри, так и снаружи - как экономического субъекта.
На основании проведенного анализа особенностей российских менеджеров, можно отметить следующее. Внедрение положительных, и в то же время принципиально отличительных особенностей менеджеров в российские организации, позволит им перейти от постоянной борьбы с ежедневными нескончаемыми проблемами к регулярным улучшениям бизнеса. Это может означать: возрастание производительности труда, рост качества производимых услуг, повышение качества клиентского сервиса.
1.2. Профессиональная деятельность руководителя и оценка ее эффективности
Согласно Л. Р. Кричевскому, руководство - это феномен, имеющий место в системе формальных отношений; роль руководителя заранее определена, оговорен круг функций реализующего ее лица. Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций. [13].
Руководитель - это работник (субъект управления), принимающий решения по важнейшим вопросам деятельности аппарата управления с целью обеспечения эффективного труда коллектива. [10].