Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Философия государственного управления в наше время, в основу воздействия на людей возлагает не принуждение, а положительные регуляторы, которые опираются на психологические особенности человека. Эти подходы требуют решения многих проблем, часть из которых связана с расширением методологического инструментария государственного управления, а именно более широкого привлечения к управленческой практике позитивных социально-психологических методов.
Развитие системы государственного управления в условиях политических и социально экономических преобразований, происходящих в России, проходит на фоне незаурядного сдерживающего влияния административно-бюрократических отношений, что сформировались еще в советские времена.
Управленческая деятельность как коммуникативная по своей сути в значительной степени зависит от системных изменений в сфере социальных коммуникаций, а именно ряда преобразований в политической, социальной и технологической плоскостях.
В обстановке бюрократической изоляции органов государственной власти от внешней среды, при ускоренной смене последней, система государственного управления теряет все шансы удовлетворять общественные потребности и влиять на стабильное развитие экономики в стране. Полагаясь на данный факт, создание эффективной системы государственного управления – одна из приоритетных задач, которые должны решать политики нашего государства.
Степень изученности темы исследования.
Теоретической основой изучения форм государственного устройства и государственного управления стали публикации таких авторов: К.А. Алиев, А.А. Алпатов, Р.И. Балкин, Л. Березанский, П.Г. Великородный, А.В. Волкова, Н.А. Ершов, Д.Ю. Жулябин, Н.М. Конин, Д.Г. Константинов, В.Н. Кострова, А.И. Малкина, Е.В. Мандрыка, Г.И. Мусихин, А.В. Оболонский, О.А. Панфилова, С.А. Соколовская, Ф.Р. Хагур, В.И. Щепетев и др.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы научного исследования.
Объект исследования: административно-правовая сфера.
Предмет исследования: государственное управление.
Цель работы: изучить сущность форм государственного устройства и государственного управления.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
- рассмотреть «форму государственного правления» и «форму государственного управления»: соотношение понятий;
- охарактеризовать ценности в государственном управлении;
- проанализировать функции государственного управления в стране;
- определить методы государственного управления в стране;
- выявить пути повышения эффективности государственного управления в России.
Методологическая основа. При подготовке курсовой работы использовались методы сравнительного анализа, формально-логический, синтеза, индукция, исторический, текстологический.
Результаты исследования: результаты исследования сформированы исходя из поставленных задач.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Объем работы: 31 страница печатного текста.
1. Теоретико-правовые основы государственного управления
1.1 «Форма государственного правления» и «форма государственного управления»: соотношение понятий
Предметом исследования в предлагаемом пункте избраны структурно-институциональные аспекты «государственного правления» и «государственного управления», которые находят свое проявление в таких понятиях, как «форма государственного правления» и «форма государственного управления». Анализ этих понятий обусловлен не только практической значимостью отраженных в них явлений для современного этапа государственного строительства России, но и слабой изученностью указанной понятийной проблемы. Ее решение начато в некоторых общих работах по теории государства и права, административного права и государственного управления, но предметом конкретно-научного анализа она еще не стала.
Исходя из приведенного выше мы поставили себе целью проанализировать такие явления, как государственное правление и государственное управление, определить специфику структурно-институциональной организации тех звеньев государственного механизма, которые целенаправленно влияют на определенную сферу социально-политических отношений и находят отражение в таких доктринальных понятиях, как «форма государственного правления» и «форма государственного управления» .
Ключевым, точнее однокоренным, для обоих этих понятий является термин «правление». В «Юридической энциклопедии» он приводится в значении «исполнительный коллегиальный орган коллективного предприятия, хозяйственного общества». Очевидно, что в таком организационно-статическом смысле термин «правление» не вписывается в изучаемые нами понятия. Для этого более приемлемой является другая трактовка содержания «правление», что даже на уровне повседневного сознания воспринимается как определенный динамический процесс – процесс управления. «Правление», в этом значении, - это вид социального руководства (управление), который целенаправленно влияет на определенную сферу социальных отношений . Поскольку это руководство может осуществляться на разных уровнях (семейном, корпоративном, государственном и т. п.), терминологическое обозначение вида правления, отвечающего каждому из этих уровней, всегда нуждается в конкретизации. В нашем случае это правление будет государственным.
Что следует понимать под «государственным правлением»? В современной государствоведческой литературе, как в случае с понятием «правление», понятие «государственное правление» обычно не раскрывается.
Все внимание сосредоточено вокруг понятия «государственное управление», содержание которого иногда отождествляется с «государственным правлением» или же с более широкими процессами социального управления.
Одной из главных причин этого является отсутствие соответствующей «привязки» между понятиями «государственное правление» и «государственное управление», которая позволила бы определить место и роль обозначенных ими соответствующих уровней управления государством.
Вариант решения этой понятийной проблемы предложил еще в начале ХХ в. выдающийся российский юрист М. Коркунов, который, опираясь на опыт организации государственной власти в России, различал такие понятия, как «верховное управление», в котором власть государя проявляется непосредственно, и «подчиненное управление» - как власть, осуществляемая от его имени и по указанию соответствующими органами и лицами. По мнению ученого, в верховном управлении все проявления власти носят дискреционный характер, в подчиненном – подзаконная деятельность является общим правилом, а дискреционная – лишь исключением .
Упомянутые уровни государственного управления являются результатом деятельности различных органов власти, причем не измельченных (каждый сам по себе), а объединенных в системе. Эти системы в пределах своего уровня выступают как своеобразные «двигатели», что производят определенный вид «государственной энергии»: «государственное правление» (верховное управление) и «государственное управление» (подчиненное управление). Если система – это «совокупность элементов, которые в отношениях и связях между собой образуют определенную целостность, единство» и такая ее целостность, единство достигается благодаря наличия структуры, а структура – «строение и внутренняя форма организации системы», то получается, что системы органов власти, осуществляющих «государственное правление» и «государственное управление», имеют свою форму - «форму государственного правления» и «форму государственного управления» .
Учитывая то, что процессы государственного руководства осуществляют различные органы, целесообразно подчеркнуть, что «государственное правление» является прерогативой тех государственных органов, которые, по словам М. Коркунова, осуществляют «верховное управление»: главы государства, правительства, парламента. Именно структурно-институциональное единство этих высших органов государства составляет «форму государственного правления». На основании этого сложно согласиться с исследователем Д.Ю. Жулябиным, который структуру формы правления отождествляет, по сути, со структурой механизма государства .
Он, в частности, утверждает, что форма правления определяет структуру организации государственной власти, которая содержит систему, способ формирования, компетенцию и порядок взаимоотношений всех составляющих государственного механизма.
Эти институты, то есть высшие органы государственной власти, должны иметь определенный статус. Важнейшими его структурными компонентами являются компетенция государственного органа, порядок его формирования и ответственность. Компетенция, которая «охватывает функции и конкретные полномочия в отношении определенных предметов введения», и ответственность государственного органа напрямую зависят от порядка его формирования (подражание, избрание или назначение), что накладывает отпечаток на сущность формы государственного правления.
Важную роль для определения содержания формы государственного правления играют взаимоотношения этих органов, обусловленные соответствующим принципом, который находится в основе этой институциональной системы власти. Если за основу взят принцип деконцентрации власти, то есть разделения власти, то количество взаимосвязей в данном треугольнике растет, и именно государственное правление будет результатом общей деятельности указанных выше органов государственной власти.
Использование «населения» как одного из субъектов властных отношений в системе формы правления, употреблялось еще советскими исследователями для обоснования разделения государств на монархии и республики. Население, конечно же, имеет существенное влияние на форму государственного правления, но оно – заурядное, и полагается на
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиев, К.А. Внедрение информационных технологий в государственное управление: возможности и угрозы / К.А. Алиев // Государство и бизнес в условиях глобализации и цифровой трансформации: сб. ст. / под ред. И. В. Федосеева, Н. В. Васильевой. – СПб., 2019. – С. 20–24.
2. Алпатов, А.А. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации / А.А. Алпатов. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 167 c.
3. Андреева, Е.А. Управленческая элита Российской Империи. История министерств. 1802-1917: моногр. / Е.А. Андреева. – М.: Лики России, 2017. – 294 c.
4. Балкин, Р.И. Основные подходы к определению понятия «государст-венное управление» / Р.И. Балкин // Современные тенденции в государственном управлении, экономике, политике, праве: сб. докл. междунар. науч.-практ. конф. – Ростов-н/Д., 2016. – С. 63–68.
5. Березанский, Л. Как организовать работу временных контрольных комиссий / Л. Березанский. – М.: Издательство ВЦСПС, 2018. – 286 c.
6. Великородный, П.Г. Методы и средства государственного управления и их влияние на становление гражданского общества / П.Г. Великородный, В. Ю. Алфёров // Наука и общество. – 2016. – № 1 (24). – С. 32–40.
7. Волкова, А.В. Публичные ценности и система государственного управления в России / А.В. Волкова. – М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2017. – 236 c.
8. Ершов, Н.А. К вопросу о понятии и сущности государственного управления / Н.А. Ершов // Наука через призму времени. – 2018. – № 11. – С. 116–119.
9. Жулябин, Д.Ю. О формах и методах в сфере государственного и муниципального управления / Д.Ю. Жулябин // Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления: сб. ст. – Курск, 2019. – С. 112–115.
10. Конин, Н.М. Государственное управление как вид государственной деятельности: понятие, характерные особенности и структура / Н.М. Конин, А.Ю. Соколов // Административное право Российской Федерации / под ред. А. Ю. Соколова. – М.: Юристъ, 2016. – С. 25–27.
11. Конин, Н.М. О методах государственного управления / Н.М. Конин, Е.И. Маторина // Актуальные вопросы теории и практики реализации публичной власти: сб. науч. тр. – Саратов, 2018. – С. 22–26.
12. Константинов, Д.Г. Понятие, принципы и содержание государственного управления / Д.Г. Константинов // Молодой учёный. – 2019. – № 34 (272). – С. 161–163
13. Кострова, В.Н. О классификации форм и методов государственного и муниципального управления / В.Н. Кострова // Теория и практика эффективности государственного и муниципального управления. – Курск, 2019. – С. 184–187.
14. Малкина, А.И. Цифровые технологии в государственном управлении / А.И. Малкина // Этносоциум и межнациональная культура. – 2019. – № 4 (130). – С. 45–50.
15. Мандрыка, Е.В. Технологии государственного управления в России / Е.В. Мандрыка // Вестник Института экономических исследований. – 2017. – № 1 (5). – С. 138–145.
16. Мусихин, Г.И. Власть перед вызовом современности. Сравнительный анализ российского и немецкого опыта конца XVIII - начала XX веков / Г.И. Мусихин. – М.: Алетейя, 2017. – 288 c.
17. Оболонский, А.В. Мораль и право в политике и управлении: моногр. / А.В. Оболонский. – М.: СИНТЕГ, 2017. – 127 c.
18. Панфилова, О.А. Информационно-аналитические технологии государственного управления: учеб. пособ. / О.А. Панфилова, Д.Ю. Крюкова, Е.Н. Давыдова. – Вологда, 2019. – 93 с.
19. Соколовская, С.А. Информационные технологии и информационная безопасность в государственном управлении: учеб. пособ. / С.А. Соколовская. – СПб., 2019. – 98 с.
20. Фиалковская, И.Д. Методы государственного управления: вопросы теории: монография / И.Д. Фиалковская. – Казань: Бук, 2019. – 174 с.
21. Хагур, Ф.Р. Классификация методов и инструментов, применяемых в государственном и муниципальном управлении / Ф.Р. Хагур // Наука XXI века: проблемы, перспективы и актуальные вопросы развития общества: материалы конф. – Краснодар, 2019. – С. 396–399.
22. Щепетев, В.И. История государственного управления в России / В.И. Щепетев. – М.: Юридический центр, 2017. – 181 c.