Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Решением проблемы самореализации личности в плане научного подхода занимались психологи второй половины XX - начала XXI вв. - К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Э.В. Галажинский, И. Д. Его-рычева, С. И. Кудинов. На современном этапе развития психологии инте-рес к данной проблеме возрастает и тема самореализации личности остает-ся актуальной по сей день. Согласно трудам, Э.В. Галажинского: «В стремлении к самореализации отражается диалектика человечества, спо-собности открывать и реализовывать личностный потенциал, обогащать ценностно-смысловое пространство собственной жизни и мира других лю-дей» [5]. Так как изучение проблемы самореализации личности основано на анализе личностных качеств человека, целесообразно исследовать пси-хологическую сторону данной проблемы.
Несмотря на глубокую изученность аспектов явления самореализа-ции личности, существует ряд вопросов, теоретическая сторона которых, требует более детального изучения и подтверждения ее эмпирическим пу-тем. Так, если рассматривать самореализацию личности человека на про-тяжении всей жизни, необходимо более глубокое изучение содержания ме-ханизмов, предпосылок, условий и факторов самореализации личности на каждом этапе развития человека. Особое внимание стоит уделить самореа-лизации личности на этапе взросления, самоопределения, перехода к само-стоятельности, построения жизненных планов на будущее - в период юно-шеского возраста. Данный этап является достаточно сложным на жизнен-ном пути человека и имеет ряд противоречий. Решается задача становле-ния устойчивого самосознания и образа Я, формирования личностной идентичности. Появляется потребность в адаптации к изменяющимся усло-виям окружающей среды, утверждении себя в социуме. Одновременно с этим, при желании внутренней свободы, представителям юношеского воз-раста присуща неспособность решения внутриличностных конфликтов, страх ответственности. Данные противоречия во многом определяют про-цесс и итог самореализации личности в юношеском возрасте, представляя период юности, как наиболее интересный для исследования феномена са-мореализации. В современном мире число возможностей для молодых людей, в плане саморазвития и применения профессиональных навыков и умений, увеличивается, в связи с чем, проблема самореализации личности в юношеском возрасте в процессе обучения в ВУЗе остается актуальной.
Цель исследования: изучить особенности самореализации личности в юношеском возрасте в процессе обучения в ВУЗе.
Объект исследования: самореализация личности.
Предмет исследования: самореализация личности в юношеском возрасте в процессе обучения в ВУЗе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс самореали-зации личности студентов 1 и 3 курсов обусловлен проявлением таких психологических особенностей как: активность, инертность, оптимистич-ность, пессимистичность.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме иссле-дования самореализации личности в юношеском возрасте в процессе обу-чения в ВУЗе.
2. Подобрать диагностический инструментарий, удовлетворяю-щий цели исследования и сформировать экспериментальную выборку.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование по изуче-нию самореализации личности в юношеском возрасте в процессе обучения в ВУЗе.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты иссле-дования.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме иссле-дования.
2. Эмпирические методы исследования:
- Тест суждений самореализации личности (С. И. Кудинов);
- Методика «Самооценка реализации»;
- Количественная и качественная обработка результатов.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе
Тольяттинского государственного университета среди студентов - социологов очного отделения. Выборка составила 27 человек.
Методологическая основа исследования. Исследование было реали-зовано с опорой на теоретические и методологические принципы отече-ственной психологии: положения личностного, деятельностного, системно-го подходов А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, а также в соответствии с теоретическими положениями гуманистической психоло-гии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм).
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась посредством применения надежных психодиагностических методик, ком-плектования репрезентативной выборки.
Глава 1. Теоретические аспекты личностного развития студента в юношеском возрасте в процессе обучения в ВУЗе в психологической литературе
1.1 Проблема самореализации личности
В связи со стремительным расширением и развитием области дея-тельности человека, проблема самореализации личности остается актуаль-ной в наше время. Одной из наиболее приоритетных на всех жизненных этапах является проблема выбора пути самореализации и самоактуализа-ции личности в обществе. Цель современного общества - раскрыть потен-циал развивающегося человека, давая возможность творчески проявиться, самовыразиться и самоутвердиться через социально значимую деятель-ность.
Явление самореализации личности, особенно на этапе ее становле-ния, остается до конца не изученным, несмотря на возрастающий к данно-му феномену интерес. Термин «самореализация» впервые был использо-ван в “Словаре по философии и психологии” в 1902 году. Чаще всего по-нятие «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала» [10].
Вопрос самореализации личности отдельно и тщательно начал рас-сматриваться относительно недавно, оставаясь при этом проблемным для разных наук.
В середине XX века вопросами о сущности и потенциале человека занимались представители гуманистической (К. Гольдштейн, К. Роджерс, Э. Фромм, А. Маслоу) и экзистенциальной психологии (Дж. Бьюдженталь, Р. Мэй, Э. Шостром, Г. Олпорт). Они рассматривали стремление к самоак-туализации как врожденное, проявляющееся во времени раскрытие зало-женных в индивиде потенций. Представители гуманистического направле-ния продолжали идеи К. Юнга, который утверждал, что самореализация протекает в два этапа. В первой половине жизни человек пытается отде-литься от общества, создавая собственную идентичность. Во второй - сно-ва воссоединяется с обществом и становится его частью. Он предполагал, что итоговая цель самореализации - познание духовного опыта [7].
Многин концепции самореализации зарубежной психологии про-должают идеи А. Адлера, который в своих работах понятия «стремление к превосходству» и «стремление к самосовершенству» использует как взаи-мозаменяемые. Стремление к превосходству, по А. Адлеру, является врожденным и сопровождает человека на протяжении всей жизни, форми-руя желание к самовыражению и самореализации. Как человек неотделим от общества, так и самореализация не является индивидуальной. Поэтому она может быть реализована только в группе, где человек осуществляет свой потенциал. Исследователь отмечал, что сам человек может осознать и спланировать свои действия для достижения самореализации. А. Адлер отмечал, что человек является творцом своей личности, ставящим перед собой цели и создающим пути их достижения, используя творческий по-тенциал [1].
К. Роджерс объяснял самореализацию как врожденное качество, основной мотив самосовершенствования, также он отмечал, что самореа-лизация подвластна лишь тем, у кого развита «Самость» и «Я- концеп-ция». Данные понятия являются основными в теории Роджерса и характе-ризуются как образы, состоящие из самовосприятия и отношений с други-ми людьми. Также «Я-концепцию» составляют «Я-идеальное» - представ-ление о том, каким человек хотел бы быть и «Я-реальное» - представление человека о себе.
«Я» человека изменяется на протяжении всей жизни, но всегда оста-ется целостным образом, в связи с этим представление человека о себе остается постоянным.
Важнейшим в концепции К. Роджерса является положение о том, что: «...наблюдая и оценивая свой собственный опыт, человек познает са-мого себя, при этом испытывая постоянную потребность в реализации сво-его потенциала». Данную потребность К. Роджерс называет самоактуали-зацией [2].
А. Маслоу отмечает, что самоактуализация находится на высшем уровне потребностей человека. Он выделяет, что: «...самоактуализация яв-ляется непрерывной реализацией “потенциальных возможностей, способ-ностей и талантов, как в свершении своей миссии, или призвания, судьбы, как более полное познание и ...принятия своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутрен-ней синергии личности» [9].
А. Маслоу утверждал, самореализация - это желание человека стать тем, кем он хочет. Достигший этого уровня человек, может использо-вать весь свой потенциал в полной мере. Однако самоактуализация может быть затруднена самим человеком, так как он не задумывается о своих возможностях и не стремится себя реализовать. Осознанное препятствова-ние собственной самоактуализации ученый назвал “комплексом Ионы”. Он объясняется страхом успеха, который осложняет движение человека к реа-лизации себя.
Э. Фромм в качестве обязательного атрибута самореализации называет продуктивную самореализацию - движение человека к достиже-нию вершины своего потенциала. Исследователь утверждает, что: «...самореализация является жизненной потребностью - психическим со-стоянием - постоянным и неизменным в своей основе» [1].
Австрийский психиатр и психолог В. Франкл, основываясь на вы-двинутой им логотерапии, отмечает, что развитием человека движет про-цесс исследования смысла жизни, существующего во внешнем мире. Осно-ву смысла составляют ценности - смысловые понятия, объединяющие опыт человечества. «...осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым сам себя; так называемая самоактуализация является лишь по-бочным продуктом осуществления смысла», - считает В. Франкл [3].
В современной отечественной психологии проблема самореализа-ции подробно изучалась в аспектах социальной философии, а отдельные ее позиции - в социальной психологии, это позволило развить представление о самореализации в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адлер, А. Индивидуальная психология [Текст] / А. Адлер // История зарубежной психологии / ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 2019. - С. 131-140.
2. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста [Текст] / Б.Г. Ананьев / Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 2016. - 280 с.
3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4 : Детская психология / Под. ред. Д.Б. Эльконина. — 2019. — 433 с.
4. Выготский, Л.С. Проблема возраста [Текст] / Л.С. Выготский / Собр. соч.: в6т. - М., 2019. - Т.4. - С. 244-268.
5. Выготский, Л.С. Психология [Текст]: / С. Л. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2020. - 1008 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во «Инст-т практ. психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК». - 2016. - 512с.
7. Галажинский, Э.В. Системная детерминация самореализации личности [Текст] /Э.В. Галажинский // Дисс. ... доктора психол. наук. - Томск, 2018. - 320с.
8. Иванов, С.А. Личность в непрерывном образовании [Текст]: Педагогические условия самореализации личности учащихся в системе непрерывного образования / С.А. Иванов - М.: АМОК, 2018. - 279 с.
9. Кагермазова, Л.Ц. Возрастная психология [Текст]: Электронный учебник / Л.Ц. Кагермазова. - ДПО КБГУ, 2019. - 276 с.
10. Кон, И.С. В поисках себя [Текст]: Личность и ее самосознание / И.С. Кон - М.: Политиздат, 2017. - 335 с.