Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. С улучшением международных связей знание иностранного языка становится все более востребованным. Он стал базовым элементом современной системы образования и средством достижения профессиональной реализации личности. В связи с этим, целью обучения иностранному языку в школе становится способность учащегося осуществлять прямой контакт с носителем языка в различных ситуациях повседневного общения. Чтобы понять все нюансы языка, необходимо уметь слушать, как только ученик начинает понимать разговорную речь, ему становится проще совершенствовать другие навыки. Именно поэтому необходимо формировать базовые навыки аудирования уже на начальном этапе обучения, важно предоставить учащимся возможность слушать правильную речь, учить воспринимать сообщение, чтобы суметь адекватно на него отреагировать.
Система школьного обучения уделяет недостаточно внимания аудированию. Большая часть выпускников разных школ не обладают умением правильно слушать. Это связано с тем, что восприятие речи не рассматривается как цель обучения, поэтому умение аудировать приходит к учащимся в основном стихийно, бессистемно и порой не к каждому. Основное правило в освоении языка – развиваются только те навыки, которые регулярно тренируются.
В последние годы методисты ведут серьезный теоретический поиск в изучении аудирования, однако выход в практику преподавания сравнительно невелик. Так, актуальным является поиск новых приемов и технологий, которые позволят сделать процесс обучения восприятию иноязычной речи максимально эффективным и увлекательным для учащихся, нацелить школьников на самостоятельное совершенствование навыков и умений в этом виде речевой деятельности.
Объектом исследования является обучение аудированию на начальном этапе изучения английского языка.
Предметом исследования является методическая работа по обучению аудированию на начальном этапе изучения английского языка.
Цель работы: изучить методические подходы к обучению аудированию на уроках английского на начальном этапе.
Поставленная цель позволяет выявить гипотезу исследования: мы предполагаем, что обучение аудированию на уроках английского языка в начальном школе будит эффективным, при соблюдении следующих условий:
- аудиотекст подбирается с учетом возраста и возможностей младших школьников;
- работа с аудиотекстом основана на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах;
- к каждому этапу будут подобраны упражнения.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать аудирование как цель и средство обучения;
2. Описать особенности аудирования как речевой деятельности и его механизмы;
3. Изучить особенности содержания обучению аудированию на начальном этапе обучения;
4. Рассмотреть систему упражнений для обучения аудированию;
5. Описать методику работы с аудиотекстом на начальном этапе обучения иностранному языку;
6. Привести пример этапов работы с аудиотекстом и его презентацией на уроке иностранного языка.
Методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования.
Теоретико-методологической базой данной работы являются фундаментальные положения общей методики обучения иностранным языкам, нашедшие отражение в трудах таких ученых, как: Л. В. Щерба (1974), Е. И. Пассов (2010), И. А. Зимняя (1991), А. А. Миролюбов (2002), Н. В. Баграмова (2006), Н. Д. Гальскова (2006), А. Н. Щукин (2009), Л. В. Московкин (2010), Е. Н. Соловова (2008) и другие.
Теоретическая значимость заключается в обобщении теоретических представлений об аудитивном процессе, методах обучения аудированию на начальном этапе.
Практическая значимость заключается в построении работы по обучения учащихся 3 класса аудированию по УМК «Звездный английский».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во Введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования.
В первом разделе рассмотрено особенности аудирования как вида речевой деятельности, рассмотрены его механизмы и особенности обучения.
Во втором разделе рассмотрены практические аспекты обучения аудированию на начальном этапе обучения. Рассмотрена система упражнений, используемая для работы над аудиотекстами. Выявлены основные приемы и этапы урока над аудиотекстом при обучении аудированию. В качестве практической работы разработано планирование урока в 3 классе по УМК «Звездный английский».
В Заключении сформированы основные выводы по итогам выполнения поставленных в работе задач.
Список использованных источников состоит из 21 источника.
Курсовая работа включает в себя 30 страниц.
1 Обучение аудированию как виду речевой деятельности
1.1 Аудирование как и цель средство обучения. Требования программы
Термин «аудирование» (от лат. audire – слушать, слышать), был введен в методику американским психологом Доном Брауном в XX веке. Аудирование – это осмысленное понимание воспринимаемой на слух речи. Оно является рецептивным видом речевой деятельности и, в первую очередь, нацелено на идентификацию, извлечение и обработку иноязычной информации. В отечественную литературу термин «аудирование» ввела психолог З. А. Кочкина [Соловова 2003: 127].
В учебном процессе аудирование выступает как цель и как средство.
П. В. Сысоев в качестве критерия классификации навыков и умений аудирования выделяет цель аудирования — понимание общего содержания текста, выборочное понимание текста и полное понимание текста. «Цели аудирования с соответствующими умениями расположены в иерархической зависимости друг от друга, где одна цель является составляющей другой цели» [Сысоев 2007: 11].
Как средство оно может быть использовано в качестве:
1. Способа организации учебного процесса.
2. Способа введения языкового материала в устной форме.
3. Средства обучения другим видам речевой деятельности.
4. Средства контроля и закрепления полученных знаний, умений и навыков [Максимова 1996: 256].
Предмет аудирования – это чужая мысль, закодированная в тексте и подлежащая распознаванию. Продукт этого вида РД – умозаключение, результат – понимание воспринятого смыслового содержания и собственное ответное поведение, речевое и неречевое.
Поскольку при существующей методике преподавания обучаемый впервые сталкивается с большинством слов в письменной, а не устной форме, преподаватель должен отдавать себе отчет, какие черты устного варианта языка могут вызвать затруднения.
Обучение аудированию с учётом требований ФГОС предполагает овладение [ФГОС НОО 2016: 14]:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Английский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубленным изучением англ. яз. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. И др. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2011. – 128 с.;
2. Барменкова, О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи [Текст] / О. И. Барменкова // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 3. – С. 20;
3. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Н. Д . Гальскова, Н. И. Гез. — 6-е изд., стер. — М .: Издательский центр «Акаде¬мия», 2009 — 336 с.
4. Жинкин, Н. И. «Речь как проводник информации» [Текст] / Н. И. Жинкин – М.: 1982. – 160 с.;
5. Зимняя, И. А. Психология обучения неродному языку [Текст] / И. А. зимняя. - М., 1989. – 222 с.;
6. Зимняя, И. А. Проектная методика обучения английскому языку [Текст] / И. А. Зимняя // Иностранные языки в школе. 2007, № 3. – С. 46-49;
7. Ильина, В. И. Некоторые характеристики кратковременной памяти, полученные в условиях аудирования [Текст] / В. И. Ильина // Уч. Зап. Моск. гос. пед. Института иностр. яз. им. М. Тореза. —1968. – № 44. – С. 59-69;
8. Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку : учеб. пособие для студентов филол. специальностей высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Колкер Я. М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. - 2-е изд., стер. - М. : Academia, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 258 с.;
9. Кочкина, 3. А. Аудирование: что это такое? [Текст] / 3. А. Кочкина // Методическая мозаика. - 2007. - №8. - С. 12-18;
10. Лукьянчикова, Н. В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения [Текст] / Н. В. Лукьянчикова // Начальная школа – 2009. - №11. - С. 49-51;
11. Максимова, И. Н. «Значимость аудирования при обучении иностранному языку в школе» [Текст]/ И. Н. Максимова, – М. : Просвещение, 2006. – 147;
12. Маслыко, Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка [Текст] / Е. А. Маслыко. - 1996. - С. 240-290;
13. Маслыко, Е.А. Пути формирования мотивации овладения студентами иностранного языка [Текст] / Е. А. Маслыко. - М.: 1992. – 205 с.;
14. Никитина, Л. Л. Аудирование как средство развивающего обучения [Текст] / Л. Л. Никитина // Иностранные языки в школе. - 2014. - №10. - С. 26-32;
15. Пруссаков, Н. Н. Трудности при обучению аудированию иноязычного звучащего текста [Текст] / Н. Н. Пруссаков // Иностранные языки в школе. – 1994. - №6. – С. 32-36;
16. Сергеева, Н. Н. Иноязычное профессионально-ориентированое аудирование в системе профессионального образования: современные средства и методы: монография [Текст] / Н.Н. Сергеева, В.А. Яковлева ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2012. — 184 с.;
17. Соловова, Е. Н. Использование видео на уроках иностранного языка [Текст] / Е. Н. Соловова // ELT NEWS & VIEWS. - 2003. - №1. – С. 89.
18. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педвузов и учителей [Текст] / Е. Н. Соловова. - М., Просвещение, 2003. - С. 124-139;
19. Сысоев, П. В. Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средней и старшей ступенях общего среднего образования [Текст] / П. В, Сысоев // Иностранные языки в школе – 2007. - №4. – С. 9-18;
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2016. – 45 с.;
21. Филатов, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / В. М. Филатов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 416 с.