Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Правительство РФ является необходимым институтом, участвующим в государственном управлении при всех формах организации власти и территориального Современный этап развития системы государственного управления во многих странах мира, характеризуется изменением роли национальных Правительств. Изучение роли Правительства в системе органов государственной власти, деятельности Правительства, изучение предмета, на который направлена эта деятельность, механизмов её осуществления, обусловлено постоянным развитием современного общества.
Государство, как наиболее важный социальный институт, являет собой довольно сложную территориальную организацию суверенной и политической власти, которая осуществляет управленческую деятельность над различными сферами жизнедеятельности общества ― экономической, политической, духовной и социальной.
Система органов исполнительной власти Российской Федерации включает в себя подсистемы, которые можно назвать региональными и федеральными. В составе федеральной находятся непосредственно Правительство РФ — это высший орган исполнительной власти и другие органы федеральной исполнительной власти, система которых в данный момент определяется Президентом России, а также их органами территориальной власти.
Действительно, важным отличительным признаком государства является его аппарат, т.е. система органов государства, которые способствуют осуществлению государственной власти, реализации функций государства, достижению всех поставленных целей и задач.
При раскрытии темы работы использованы и проанализированы научные труды многих российских и зарубежных исследователей, таких как: Чиркин В.Е., Нерсесянц В.С., Матузов Н.И., Малько А.В., Барнашев А.М., Самойлюк Р.Н., Монтескье Ш.Л., Парсонс Т., Вебер М. и многих других. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации; Федеральный конституционный закон РФ от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении»; Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 05.04.2016) «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Собрание законодательства РФ, 28.05.2012, № 22, ст. 2754.
Объект работы – Правительство РФ.
Предмет работы – Правительство РФ как высший исполнительный орган.
Цель работы – рассмотреть место и роль Правительства Российской Федерации в системе государственных органов.
Задачи работы:
- рассмотреть состав, структуру Правительства РФ;
- изучить порядок формирования правительства РФ;
- выявить полномочия правительства РФ;
- рассмотреть роль Правительства Российской Федерации в системе органов государственного управления.
Методологию работы составили метод сравнения, классификации и анализа теоретических источников.
Глава 1. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти
1.1. Состав, структура Правительства РФ
Исполнительная власть современного демократического государства является довольно динамичной системой, призванной постоянно адаптироваться к меняющимся условиям существования.
Динамичность этой системы проявляется, в том числе в необходимости периодической сменяемости власти. Одной из составляющих процесса сменяемости власти справедливо признаётся «регулярное обновление состава органов публичной власти». Главным звеном исполнительной власти является центральное правительство, организующее управление всей системой органов исполнительной власти.
«В России центральным правительством является Правительство Российской Федерации (далее – Правительство РФ). Правительство РФ – один из участников процесса сменяемости власти, который органически связан с конституционно-правовыми процедурами формирования и отставки» . В России периодичность сменяемости Правительства РФ не регламентируется конституционно-правовыми нормами, но, как правило, оно формируется после вступления в должность вновь избранного главы государства и уходит в отставку в связи с исходом конституционного срока его полномочий.
Возглавляя исполнительную власть в Российской Федерации, Правительство РФ представляет собой особую структуру государства: (1) это орган, который воспринимает потребности и интересы общества и адекватно отражает их в своих правовых актах и в организационной деятельности; (2) это орган, который призван рационально и законно управлять общественными процессами, придавать им целостность, организованность и эффективность. Правительство РФ осуществляет текущее повседневное управление всеми вопросами государственной важности. При этом деятельность носит распорядительный характер, т.е. осуществляется в форме руководства целым комплексом органов и учреждений специальной компетенции, занимающихся вопросами управления отдельными отраслями экономики и иными сферами общественных отношений.
Как высший орган исполнительной государственной власти в России Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента, международных договоров и осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства страны.
Правительство состоит из председателя, его заместителей (с мая 2018 г. - 10 человек) и федеральных министров. Главу кабинета назначает президент с согласия Государственной думы. Вице-премьеры и министры кабинета также назначаются главой государства по представлению премьер-министра. Для решения оперативных вопросов правительство по предложению председателя может образовать президиум. В его состав входят вице-премьеры вместе с министрами силового и экономического блоков, министром иностранных дел, здравоохранения, сельского хозяйства и др.
Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти, состоящей из федеральных министерств и ведомств (по состоянию на январь 2020 г. - 22 министерства, а также 50 федеральных служб и агентств).
Согласно ст. 112 Конституции, структуру правительства утверждает глава государства на основании предложений премьер-министра, которые тот направляет в течение недели после своего назначения на пост.