Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день в большинстве российских компаний ставятся «правильные» цели, инициируется проект, создается описание бизнес-процессов, осуществляются попытки проанализировать их, приступить к реорганизации и в конце концов внедрить информационную систему, но именно на последнем этапе, когда должен быть конечный результат организации начинают испытывать значительные трудности. Как итог, руководство организации сворачивает работы по проекту, предвидя длительную и кропотливую работу. Начинается поиск очередных подходов к управлению, которые смогли бы дать быстрые, измеримые результаты [2].
На сегодняшний день эффективно управлять процессами в крупных компаниях невозможно без соответствующей ИТ-поддержки, поэтому одним из важных индикаторов, свидетельствующих о целенаправленных усилиях по повышению производительности и качества процессов, являются затраты компаний на ИТ-проекты [1].
Наиболее распространенный инструмент интегрированного управления ресурсами организации в настоящее время - системы класса ERP. Внедряемые ERP -системы, нуждаются в квалифицированной поддержке, например, со стороны консалтинговых компаний или самих разработчиков программных продуктов, так как необходимо принять во внимание сложность этой системы, жесткие временные рамки и ограниченность ИТ-бюджетов компании [3].
Эти обстоятельства подчеркивают актуальность выбранной темы курсовой работы, а так же обусловливают многочисленные проекты, предпринимаемые в настоящее время, целью которых является интеграция существующих методов и языков моделирования и создание единого методического и технологического базиса моделирования для совершенствования бизнес-процессов на основе внедрения информационной системы управления ресурсами предприятия.
Целью написания курсовой работы является формирование исследовательского подхода к решению вышеизложенной проблемы; систематизация, закрепление, расширение теоретических практических знаний в области информационных систем и технологий, а так же изучение их специфики и особенностей на текущем этапе развития, обоснование значимости информационной системы планирования ресурсов ERP и разработка рекомендаций по ее внедрению, в рамках компании ООО «СК № 1», которая выступает объектом данного исследования.
Задачами, которые необходимо выполнить в данной работе будут являться:
глубокое освоение теоретического и методического материала в сфере информационных ERP-систем и технологий;
характеристика деятельности ООО «Строительная компания №1» и ее организационной структуры;
обоснование необходимости внедрения информационной системы планирования ресурсов на данном предприятии;
интерпретацию и формирование методов, посредством применения информации, для разработки предложений
по внедрению ERP-систем на предприятиях России и в частности, на примере ООО "СК №1»;
изучить экономическую эффективность внедрения ERP-системы и дать оценку.
I. ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность внедрения ERP-системы с целью совершенствования бизнес-процессов предприятия
На сегодняшний день для эффективного управления предприятием необходимо применение современных информационных систем, что требует уточнения основных понятий и определений, а также терминов в области информационных технологий. Управление в любой организации выделяется в отдельную функцию, поэтому его реализаций занимаются специальные подразделения [5].
В рамках организации можно выделить объект управления и управляющую часть, что и является системой управления. Объект управления и система управления объединяется в информационную систему.
Система управления предприятием – это система управления организационного типа, в которой функции организации отведена ключевая роль по координации и согласованию коллектива сотрудников. Все процессы в организации, включая и составляющую иерархию операций, являются управляемыми процессами.
Предназначение ERP-системы - это управление всей финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия. Они используются для быстрого предоставления руководству предприятия информации, необходимой для принятия управленческих решений, для создания корпоративной инфраструктуры, где обмен всеми данными предприятия осуществляется оперативно, как с поставщиками, так и с потребителями.
В ERP-системах реализованы такие основные функциональные блоки как [1]:
цитирование продаж и производства, что в результате дает разработку плана производства основных видов продукции;
управление спросом для прогноза будущего спроса на продукцию, то есть определение объема заказов, которые можно предложить клиенту в настоящий момент;
расчет мощностей для конкретизации планов производства и определения степени их выполнимости;
выполнение основного плана производства (план-график выпуска продукции), определение продукции в конечных единицах (изделиях) со сроками изготовления, а так же подсчетом количества;
планирование ресурсов, определение видов необходимых материальных ресурсов (сборных узлов, готовых агрегатов, покупных изделий, исходного сырья, полуфабрикатов и др.) и сроки поставки для выполнения плана;
спецификации изделий, определение состава конечного изделия, материалов необходимых для его изготовления, и др.;
планирование мощностей, определяются производственные мощности, планирование происходит более детально;
маршрутизация - определение маршрутов, в соответствии с которыми выпускаются изделия, а так же конкретизируются мощности;
проверка и корректировка цеховых планов по мощностям;
управление закупками, запасами, продажами;
управление финансами - ведение Главной книги, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет основных средств, управление наличными средствами, планирование финансовой деятельности;
управление затратами (учет всех затрат предприятия и калькуляция себестоимости готовой продукции или услуг);
управление проектами и программами.
Стандартно концепция ERP системы предусматривала, прежде всего, работу с внутренними ресурсами предприятия, то есть обеспечивала планирование ресурсов, тщательное управление запасами и прозрачность производственных процессов. Но функционал системы дополнился такими модулями, как SCM (управление цепочками поставок) и CRM (управление взаимоотношениями с клиентами), которые отвечают за оптимизацию внешних связей предприятия. Именно тогда произошло разграничение таких понятий как традиционный для ERP контур управления hack-office и внешние приложения – front-office.
Можно выделить три основных направления, определяющих развитие систем класса ERP II [6]:
углубление функциональности ERP;
появление технологий, упрощающие процесс создания отраслевых решений;
создание новых и усовершенствование существующих модулей управления межкорпоративными бизнес-процессами.
Развитие инфраструктуры предприятия на базе корпоративных информационных систем является так же самым лучшим вариантом для оптимизации бизнес-процессов, но, к сожалению, это связано с необходимостью преодоления ряда таких проблем как: сложность внедрения и интеграции ERP-систем с приложениями третьих фирм; недостаточно высокий уровень корпоративной культуры в компании; дорогостоящие современные интегрированные системы. В ряде случаев препятствием является и принятие решения в выборе собственно системы, так и компании, обеспечивающей поставку и внедрение новых решений в области информационных технологий и систем [5].
Планирование ресурсов предприятия (ERP) следует понимать как продолжение планирования потребности в материалах (MRP) и планирования производственных ресурсов (MRP II). Однако в отличие от этих концепций, фокусирующихся на нуждах производящих компаний, ERP не имеет отраслевой зависимости в отношении группы получателей и значительно шире в отношении охватываемых функций.
Программное обеспечение ERP в этой главе определяется как интегрированное адаптируемое стандартное прикладное программное обеспечение для организационно-экономической сферы, поддерживающее и основные, и вспомогательные процессы компании.
Внедрение системы ERP приводит к значительному изменению рабочей среды затронутых пользователей. Новое программное обеспечение требует от пользователей изменения привычных методов выполнения операций, а в случае систем, которые внедряются по всей компании и вызывают необходимость основательной адаптации процессов, часто ведет к перебазированию или упразднению задач. По этой причине могут меняться требования к квалификации сотрудников. Кроме того, после внедрения отдельные функции прежней системы могут вообще не поддерживаться [5].
Следовательно, коммуникационные мероприятия, направленные на обеспечение положительного приема проекта и понимания его целей, должны включать разъяснения по поводу того, как изменится выполнение бизнес-процессов и их эффективность. Это позволяет пользователям быстрее осознать оптимизационный потенциал новой системы ERP и его воздействие на выполняемую работу.
1.2. Краткая характеристика ООО «Строительная компания №1» и ее организационная структура
ООО «Строительная Компания № 1» работает на рынке строительной индустрии Белгородской области более 5 лет. Общество с ограниченной ответственностью «Строительная Компания № 1» осуществляет свою деятельность на основании СРО № 0247.06-2009-3123172446-С-012, выданного на основании решения Правления НП «СРО «Строители Белгородской области», протокол №3 от 01 февраля 2012г. [8].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдикеев Н.М. Китова О.В. Корпоративные информационные системы управления: Учебник / Под научной редакцией д-ра техн. Наук, проф. Н.М. Абдикеева, канд. физ.-мат.наук, доц. О.В. Китовой. – М.: ИНФРА-М,2014. – 464 с.
2. Абдикеев Н.М., Данько Т.П., Ильдеменов С.В., Киселев А.Д. Реинжиниринг бизнес-процессов . – М.: Эксмо, 2015.
3. Власова М. И. Анализ эффективности внедрения ERP-систем в организациях строительной отрасли // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 341-343.
4. Возможности ИС "1С: Предприятие 8. ERP Управление строительной организацией 2" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://solutions.1c.ru/catalog/uso2/features
5. Глухих И.Н. Интеллектуальные информационные системы : учеб. пособие для высш. проф. образования / И.Н.Глухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 112 с.
6. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Промышленные технологии и инновации: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2018. – 480 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
7. Пахомов Е. В., Овчинникова М. С. Текущее состояние строительной отрасли РФ // Молодой ученый. — 2019. — №2. — С. 255-260.
8. Сайт компании ООО «Строительная компания №1» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.stroycomp-1.ru