Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное государство тратит огромные ресурсы на создание эффективной системы государственного управления, которое в свою очередь реализуется в различных сферах общественной жизни. От правильно предпринятых шагов в данной области, зависит не просто исполнение тех или иных государственных обязанностей, а само существование государства либо его суверенитета, что в настоящее время крайне актуально.
Сфера государственного управления, является его функциональной деятельностью, другими словами она является для него основополагающей.
В таких условиях, огромное значение приобретает осуществление контрольно-надзорной деятельности всех ветвей государства, представляющего собой составляющий элемент управленческого воздействия на общественные отношения.
Разумеется, Российская Федерация не является исключением, будучи правовым, демократическим государством.
Реализуя на практике контрольно-надзорные полномочия, Российская Федерация тем самым осуществляет преобразование саму себя, и эти действия придают динамическую подоплеку развития, направленную на укрепление диктатуры права и правовой культуры общества в целом, а также несет преобразование гражданского общества на пути к демократическим ценностям.
Модель государственного управления неизменно базируется на осуществлении контрольно-надзорных функций, хотя рассматриваемые функции и являются видовой составляющей управленческой деятельности, все же они взаимообратные, ибо эффективное управление - есть искусство грамотного контроля.
Из этого следует, что актуальность работы выражается необходимостью всестороннего изучения государственного контроля и надзора, как одного из методов государственного управления, поскольку эффективная деятельность органов государственной власти осуществляющих контрольно-надзорные функции создают стабильное развитие и корректное функционирование государства.
Целью работы является изучение контрольно-надзорных полномочий государственных органов в системе государственного управления.
Для осуществления поставленной цели, были определены следующие задачи:
изучить объекты и субъекты государственного контроля;
раскрыть инструменты государственного контроля и надзора;
рассмотреть правовое регулирование деятельности контрольно-надзорных органов в Российской Федерации;
выявить проблемы развития системы государственного контроля;
провести анализ путей повышения эффективности государственного контроля;
раскрыть методы и инструменты оптимизирующие систему государственного контроля.
Объектом данного исследования является государственный контроль и надзор.
Предметом исследования является организация и нормативно правовое регулирование, в рамках государственного контроля и надзора.
Работа по содержанию состоит из двух глав, в конце исследования автор в заключении изложит свои выводы.
1. Осуществление государственного контроля (надзора) в Российской Федерации и оценка его эффективности
1.1. Объекты и субъекты государственного контроля
Любое современное государство считает приоритетным направлением в своей деятельности - создание эффективной системы государственного контроля и надзора.
Е.А. Маштаков выделяет государственный контроль как особую функцию государства, наделенную определенными признаками. Особенность данной функции заключается в том, что государственные органы наделяются полномочиями осуществлять от лица государства контроль деятельности объекта контроля. В своей деятельности государственный орган использует метод анализа, целью которого служит получение информации, с помощью которого выявляются нарушения законодательства, отклонения от предписаний, на основании чего в последствие устанавливаются требования об устранение недостатков.
По мнению Н.Н. Федосеевой государственный контроль - это соотношение заданных параметров по отношению к конечному результату.
Как и любое другое общественное явление, государственный контроль (надзор) наделен организационно-правовыми средствами и методами реализаций в пределах установленных разрешений. Государственный орган власти, проводящий контрольно-надзорные действия по отношению к подконтрольному объекту управления, осуществляет анализ действий последнего на предмет отклонения от законодательства, заданных параметров управления, предписаний правомочных органов. В случае отклонения от установленных задач, а также нарушений нормативно правовых актов государственный орган принимает исчерпывающие меры для устранения нарушений и привлечения виновных к ответственности .
Государственный контроль и надзор осуществляется федеральными и региональными органами исполнительной власти, а также государственными учреждениями, наделенными законом на такую деятельность.
Для установления места государственного контроля и надзора в системе функций государства необходимо раскрыть понятие функций государства, дать им характеристику, а также определить иерархию государственного контроля и надзора в этой системе. Определение иерархии государственного контроля и надзора в системе функций государства, необходимо для установления не только его места, но и значимости.
Государство это особая политическая форма, деятельность которой направленную на признание и реализацию общих и частных интересов гражданского общества.
Наиболее важным критерием в признаке функции следует считать ее постоянство, который, прежде всего, заключается в стабильности, непрерывности и имеет длительное по времени действие.
Функцию необходимо рассматривать вторичной категорией по отношению к целям и задачам. Такой подход обусловлен тем, что исполняемые государственным органом возложенных на него задач, являются производными от этих задач и соответственно выступают функциями органов государственного управления.
Как уже отмечалось, функции государства, в целом составляют общую совокупную деятельность, которую можно определить, как систему.
Под системой понимается (от древнегреческого σύστημα - целое, составленное из частей; соединение) – большое количество составных находящихся во взаимной связи элементов, образующих неразделимый конгломерат.
Общая составляющая такой деятельности, складываются из разносторонней работы всего государственного механизма, который носят комплексный, собирательный характер, выполняются при помощи различных средств, методов и форм.
В научной литературе под формами претворяющих в практическую реализацию функций государства понимается сорганизованная деятельность государственных органов, посредством которой осуществляются функции государства.
К таким формам реализации функций государства относят, в том числе, контрольно-надзорная форма направлена на осуществление государственного контроля и надзора направленная на соблюдение законодательство внутри государства, специализированых государственных органов власти.
Проведя исследование, целью которого было установление место государственного контроля и надзора в системе функций государства. Была проведена работа по выявлению иерархии в системе функций государства, а также кто и каким образом реализует их .
Из ходя из вышеописанного, государственный контроль (надзор) является выраженная, по форме механизма государства деятельность государственных органов, направленная на осуществление функций государства.
Так как государственный контроль (надзор) направлен, прежде всего, на контроль реализации самих функций государства, такое положение делает возможным и обоснованным выделение из общей системы функций государства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
3. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
4. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16-22.
5. Васильева, В. М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
6. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Гимазова; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
7. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы: учебник для вузов / Л. В. Сморгунов [и др.]; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 395 с.
8. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт: учебник для вузов / А. П. Альгин [и др.]; под редакцией Л. В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 484 с.
9. Государственное и муниципальное управление: учебник / под ред. Н. И. Захарова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
10. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.]; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 608 с.
11. Дзакоев, З. Л. Опыт проектного управления в муниципальном образовании / З. Л. Дзакоев, Н. Р. Хачатурян // Матрица научного познания. – 2020. – № 3. – С. 15-21.
12. Дзина, М. А. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием / М. А. Дзина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 1(114). – С. 512-517.
13. Зелинская, М. В. Проблемы модернизации инструментов государственного и муниципального управления / М. В. Зелинская // Проблемы развития современного общества: Сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 23–24 января 2020 года / под редакцией: Кузьминой В.М.. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 240-243.
14. Иванов, В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 383 с.
15. Иншакова, Е. Г. Электронное правительство в публичном управлении: монография / Е. Г. Иншакова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 139 с.
16. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 574 с.
17. Манина, М. В. О цифровом государственном управлении в России / М. В. Манина // Цифровая экономика и финансы: Материалы III Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19–20 марта 2020 года / Под научной редакцией Е.А. Синцовой [и др.]. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2020. – С. 44-48.
18. Местное самоуправление: учебник для вузов / Н. С. Бондарь [и др.]; под редакцией Н. С. Бондаря. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 386 с.
19. Морозова, О. А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: учебное пособие для вузов / О. А. Морозова, В. В. Лосева, Л. И. Иванова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 142 с.
20. Мухаев, Р. Т. История государственного управления в России: учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 770 с.
21. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
22. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 594 с.
23. Наумов, С. Ю. Основы организации муниципального управления / С. Ю. Наумов, Е. С. Ведяева, А. А. Гребенникова. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2020. – 375 с.
24. Орешин, В. П. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В. П. Орешин. – 2-е изд. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. – 178 с.
25. Осейчук, В. И. Теория государственного управления: учебник и практикум для вузов / В. И. Осейчук. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 342 с.
26. Основы государственного и муниципального управления (Public Administration): учебник и практикум для вузов / Г. А. Меньшикова [и др.]; под редакцией Г. А. Меньшиковой, Н. А. Пруеля. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 340 с.
27. Основы государственного и муниципального управления. Агенты и технологии принятия политических решений: учебник и практикум для вузов / Г. А. Меньшикова [и др.]; под редакцией Г. А. Меньшиковой. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 387 с.
28. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
29. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 367 с.
30. Попова, Н. Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова; под общей редакцией Г. Ф. Ручкиной. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 239 с.
31. Прокофьев, С. Е. Основы современного государственного и муниципального управления: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Е. Прокофьев, С. Г. Еремин, А. И. Галкин. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 695 с.
32. Райзберг, Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учебное пособие / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 384 с.
33. Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. Часть 2. : учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Шедько [и др.]; под редакцией Ю. Н. Шедько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 302 с.
34. Теория и механизмы современного государственного управления / А. В. Буга, М. С. Великославинский, Т. В. Данилова [и др.]. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2020. – 212 с.
35. Толкачева, Е. В. Цифровая трансформация государственного управления / Е. В. Толкачева // Инновационные технологии управления: Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 04 декабря 2019 года / Мининский университет. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2020. – С. 61-63.
36. Уманская, В. П. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография / В. П. Уманская, Ю. В. Малеванова. – М.: Норма, 2020. – 176 с.
37. Управление государственной и муниципальной собственностью: учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев, А. И. Галкин, С. Г. Еремин, Н. Л. Красюкова; под редакцией С. Е. Прокофьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 305 с.
38. Федорова, И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок: учебное пособие для вузов / И. Ю. Федорова, А. В. Фрыгин. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 148 с.
39. Чазова, И. Ю. Оценка эффективности системы государственного управления / И. Ю. Чазова // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 1-4(70). – С. 53-59.
40. Черкасова, М. А. Муниципальное управление в контексте цифровизации: концепция и опыт / М. А. Черкасова // Муниципальная академия. – 2020. – № 1. – С. 177-181.