Фрагмент для ознакомления
2
Происходящие в нынешнем обществе трансформации – это конкретный курс на новейшее становление и модернизацию - определяют потребность в коренном пересмотре и совершенствовании научной точки зрения, в том числе юридической. Надобность в улучшении и объединении знаний в сфере нормотворческой правовой техники можно объяснить все более динамичной ролью нормативных юридических регуляторов в нашем мире. Нормативные правовые положения «новой формации», которые обеспечивают регламентирование нынешних общественных отношений, обязаны отвечать повышенным юридико-техническим требованиям. Исходя из этого, совершенствование нормативного юридического массива на базе сочетания теоретического подхода и запросов правовой практики является актуальной задачей.
Актуальность настоящей курсовой работы определена темой исследования. Отметим, что акты федеральных органов исполнительной власти занимают важное место в системе правового регулирования. Они являются основной формой регулирования общественных отношений, принимаются для решения насущных управленческих задач государства. Поэтому издание правового акта должно соответствовать задачам и функциям органов исполнительной власти на современном этапе политических и социально-экономических преобразований. Помимо правотворческой деятельности в процессе реализации правотворческой функции органам исполнительной власти и их должностным лицам предоставляется право усмотрения.
На всю вышеизложенную деятельность органов исполнительной власти, бесспорно, оказывает влияние конституционные основы судебной власти.
Основной целью является изучение конституционно-правовых основ судебной власти в Российской Федерации.
Достижением поставленной цели обуславливается постановка и разрешение следующих задач:
- изучить конституционный правовой статус судебной власти в советский период;
- рассмотреть особенности деятельности судебной власти на современном этапе;
- выделить особенности конституционного-правового статуса высших судебных инстанций;
- рассмотреть особенности конституционного правового статуса отдельных видов судов: военные, районные и мировые.
В целях достижения вышеуказанной цели были использованы традиционные положения диалектического способа научного познания, метод логического анализа и синтеза, системный метод, нормативно-логический анализ, метод сравнительного правоведения, правового моделирования и прогнозирования.
Теоретическая база курсовой работы включает в себя труды отечественных ученых в сфере теории государства и права, истории государства и права, конституционного права, сравнительного правоведения.
Нормативной основой являются Конституция Российской Федерации, кодифицированные акты России, федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты.
Объектом курсовой работы выступает комплекс правоотношений, складывающихся при реализации конституционно-правовых основ судебной власти в Российской Федерации.
Предмет курсовой работы составляют теоретические и практические аспекты реализации решений различных судов в современный период, его содержательная и нормативная основа.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ДОСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
1.1 Конституционный правовой статус судебной власти в советский период
Правовой точкой отсчета реформирования российской судебной власти следует признать Декларацию о суверенитете России . Декларация закрепила приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательством Союза ССР и разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип был определен важнейшим в формате функционирования РСФСР как правового государства, был обозначен основой для разработки проекта нового Основного Закона, совершенствования действующего республиканского законодательства и, как следствие, формирования принципиально нового российского конституционного строя.
11 апреля 1991 г. произошло значимое событие - совместное заседание Президиума Верховного Суда РСФСР, коллегии Министерства юстиции РСФСР, председателей Верховных Судов республик, краев, областей, научных и практических работников юридической сферы деятельности (по приглашению). На заседании обсуждались конкретные аспекты реформы судебной власти, итогом данных обсуждений были одобренное Обращение Председателя Верховного Суда РСФСР В.М. Лебедева и министра юстиции РСФСР Н.В. Федорова к Верховному Совету РСФСР (о необходимости судебной реформы и поэтапном ее проведении) и принятое Постановление Президиума Верховного Суда и Коллегии Министерства юстиции от 11 апреля 1991 г. «О созыве Съезда судей» (для обсуждения основной повестки – «Концепция и основные правовые акты судебной реформы»).
Согласно Постановлению определялась основная и приоритетная цель судебной реформы - учреждение и формирование новой российской судебной власти (в соответствии с общественно-социальным и государственно-правовым развитием), реформирование организационного и функционального предназначения органов правосудия и создание постоянно действующего органа - Совета представителей судей (осуществляющего защиту интересов судей, проведение и профессионально обоснованную реализацию этапов судебной реформы). Несомненно, реализация данных положений и обеспечение реального функционирования указанных институтов требовали наличия как правового пространства, так и конкретных элементов государственно-правового механизма. В целях правовой, практической и своевременной реализации данного Постановления под председательством Б.А. Золотухина был создан специальный подкомитет по судебной реформе (при Комитете Верховного Совета РСФСР по законодательству), осуществлявший свою деятельность с привлечением широкого круга специалистов. Основная цель - формирование основной концепции реформы российской судебной системы (фактически создание судебной власти принципиально нового формата); реализацию преобразований в соответствии с принципами новой формирующейся государственно-правовой системы и конституционного строя. Идея о разработке концепции и инициатива о созыве Всероссийского съезда судей получила поддержку и одобрение Президиума Верховного Совета РСФСР в Постановлении от 13 мая 1991 г. (о проведении Съезда судей) .
Идеологический аспект влияния государственной власти на систему правосудия был ликвидирован Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельциным от 20 июля 1991 г. , партийно-политические структуры при судах (рассматриваемые как оказывавшие ранее давление на судей) были распущены. Политико-правовая, общественно-идеологическая и социально-экономическая нестабильность Российского государства и социума в полной мере проявились во время августовского путча 1991 г., но на протяжении всего кризисного периода российские суды осуществляли свою деятельность в легитимном правовом поле.
Дальнейшая последовательная разработка концептуальных основ реформирования судебной власти осуществлялась при привлечении судейского корпуса и была сформирована в окончательном варианте Первым Всероссийским съездом судей (17 - 18.10.1991, Москва) , где выступил Б.Н. Ельцин (Президент России) с поддержкой предложений о необходимости и направлениях развития судебной реформы, предполагающих формирование демократической, самостоятельной и независимой судебной власти и повышение уровня доступа граждан к правосудию, что обеспечивалось бы учреждением новых институтов (мировых судей и присяжных заседателей), введением арбитражных судов и апелляционного производства. Указанные положения не могли быть реализованы обособленно и требовали учреждения принципиально инновационного для российской государственности конституционного строя.
Эти и другие прогрессивно-демократические положения (в том числе и высказанные ранее в Предложениях по концепции судебной реформы) были одобрены делегатами Первого Съезда судей, определили вектор развития российской государственности и в последующем получили закрепление в новой Конституции Российской Федерации 1993 г. (далее - Конституция РФ) . По итогам работы Съезда судей было принято обращение к главе государства, парламенту и органам исполнительной власти о необходимости реальной и практической реализации реформ судебной власти, кроме того, высказанные предложения составили фундаментальную основу Концепции судебной реформы. 24 октября 1991 г. от имени Президента России проект был вынесен на рассмотрение Верховного Совета, который обсудил и принял Постановление «О Концепции судебной реформы» .
На наш взгляд, учреждение Российского государства и судебной власти современного формата началось с 1990 г. и данный процесс являлся скорее формированием конституционного строя, нежели реформированием, так как проведенное переустройство носило кардинальный характер. Фактически в советский период российской государственности сложно говорить о наличии самостоятельной судебной власти, независимых судов и практически функционирующих демократических принципов судебной защиты прав и свобод человека. Основными идеями Концепции судебной реформы, перенесенными затем в Конституцию РФ 1993 г., являлись «утверждение самостоятельной судебной власти, обеспечение независимости судей, формирование судоустройства, ориентированного на доступность судов для населения, необходимых в правовом государстве видов судопроизводства, основанных на принципах состязательности, равноправия сторон и диспозитивности» .
Некоторые элементы данных реформ были основаны отчасти на преемственности позитивного историко-правового опыта осуществления правосудия в дореволюционной России и в советское время, но в большей мере на реципированных положениях организационно-функционального устройства конституционных основ, судебных систем и практики отправления правосудия демократически развитых государств. Реализация и воплощение данных предложений предполагали масштабную работу по их изучению и обсуждению, формирование необходимой правовой базы и последующую системно-поэтапную реализацию.
1.2 Судебная власть на современном этапе
Отечественное конституционное правосудие является сравнительно новым институтом охраны прав и свобод граждан. Самый первый закон о Конституционном Суде РФ был принят Съездом народных депутатов 12.071991 г., на основании которого 29.10.1991 г. пятым Съездом народных депутатов был выбран первый состав Конституционного Суда РФ. Осуществляя деятельность на базе закона, Конституционный Суд РФ скопил значительный опыт в решении спорных вопросов и улучшению собственных процедурных вопросов в этой сфере. Указом Президента РФ от 7.10.1993 г. функционирование Конституционного Суда РФ была приостановлено.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 25.07.1994. - № 13. - Ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 28.06.1999. - № 26. - Ст. 3170.
4. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 21.12.1998. - № 51. - Ст. 6270.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - Ст. 3340.
6. Федеральный закон от 12 марта 2014 г. № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 11. - Ст. 1094.
7. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 15.07.2021) // Собрание законодательства РФ. - 09.03.2015. - № 10. - Ст. 1391.
8. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 10.02.2014. - № 6. - Ст. 548.
9. Указ Президента РСФСР от 20 июля 1991 г. № 14 «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/33 (дата обращения: 08.12.2021).
10. Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. № 1612 «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 41. - Ст. 3921.
Научная и учебная литература
11. I Всероссийский съезд судей (17 - 18 октября 1991 г.). // URL: http://spe.www.ssrf.ru/konfierientsiia-sudiei/18787 (дата обращения: 08.12.2021).
12. URL: https://pravo.ru/arbitr_practice/courts/119/ (дата обращения: 08.12.2021).
13. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебное пособие: в 2 т. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014. Т. 2. С. 865 - 867.
14. Волкова Н.С., Хабриева Т.Я. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент. - М., 2005. - С. 26.
15. Демидов В.Н. Роль конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в осуществлении контроля за нормотворческой деятельностью органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 6. С. 57 - 61.
16. Дикарев И.С. Об основаниях функционирования военных судов в судебной системе Российской Федерации // Российская юстиция. 2020. № 7. С. 31 - 33.
17. Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. М., 2004. – С. 117.
18. Жилин Г.А. Единство конституционного судопроизводства в Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2012. № 1. С. 3.
19. Изварина А.Ф. Судебная система России: концептуальные основы организации, развития и совершенствования: монография. М., 2014. С. 99.
20. Карев Д.С. Военная подсудность // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 08.12.2021.
21. Кобликов А.С. Подсудность уголовных дел военным трибуналам: учебное пособие // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 08.12.2021.
22. Порцева О.Б. Подсудность уголовных дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2004. С. 18.
23. Правосудие в современном мире: монография / В.И. Анишина, В.Ю. Артемов, А.К. Большова и др.; под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М.: Норма, Инфра-М, 2012. С. 289.
24. Приходько И.А., Бондаренко А.В., Столяренко В.М. Реформирование процессуального законодательства: цели, проблемы, тенденции / И.А. Приходько, А.В. Бондаренко, В.М. Столяренко. М.: Международные отношения, 2018. С. 67 - 68
25. Птицын М.Ю. О роли и месте окружного военного суда в системе противодействия экстремизму и терроризму в современных условиях // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2012. № 11. С. 37.
26. Сайбулаева С.А. Реформа судебной власти и конституционный строй Российской Федерации: некоторые вопросы истории и теории // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 5. С. 21 - 25.
27. Хобраков Д.Ц. Судебный контроль за законностью муниципальных нормативных правовых актов // Российский судья. 2017. № 8.
28. Юдин А.В. Процессуально-правовое обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. № 1. С. 26 - 29.
Судебная практика
29. Определение Конституционного Суда РФ от 14 октября 2004 г. № 328-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Потурайко Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части первой статьи 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», частью шестой статьи 30, частями пятой и шестой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 6 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система Консультант Плюс, дата обращения 08.12.2021.
30. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 № 8-П // Вестник Конституционного Суда РФ. - № 3. - 2009.
31. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 № 3-П // Вестник Конституционного Суда РФ. - № 3. - 2005.
32. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 № 10-П // Вестник Конституционного Суда РФ. - № 4. - 2009.
33. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.2009 № 20-П «// Вестник Конституционного Суда РФ. - № 1. - 2010.
34. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2006 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», федеральных законов «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Президента Чеченской Республики, жалобой гражданки К.Г. Тубуровой и запросом Северо-Кавказского окружного военного суда» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 16. - Ст. 1775.
35. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» // Российская газета. - № 6. - 15.01.2019.
36. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 1995 г. № 2-1/6 // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2011. - № 1. - С. 3 - 36.