Фрагмент для ознакомления
2
Степень развития малого предпринимательства в стране является одним из самых важных показателей экономического и социального развития общества и государства. Они играют заметную роль в создании занятости, производстве товаров и услуг, исследовательских и научно-производственных разработках.
Объект работы – малый бизнес.
Предметом работы выступает малое предпринимательство.
Целью данной работы является изучение экономических аспектов малой предпринимательской деятельности и его значения в российском обществе.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
Изучить экономическую сущность малого предпринимательства
Описать главных субъектов малого предпринимательства
Описать основные функции, которые выполняет малое предпринимательство
Исследовать виды и формы малого предпринимательства
Изучить состояние современного российского малого предпринимательства
Найти проблемы развития малого предпринимательства в России
Привести мероприятия по развитию малого предпринимательства в России на основе получения результатов анкетирования
Оценить перспективы его дальнейшего развития.
Теоретической базой исследования послужили нормативно-правовые акты в области предпринимательства в России (ФЗ № 209-ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», Конституция РФ ( ст. 8, 34-37, 74, 75 и др.), Гражданский Кодекс РФ (ст. 1-5, 18, 23, 51, 67, Главы 4-7 и др.), Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»), учебные пособия в области предпринимательской деятельности (Асаул А.Н. «Организация предпринимательской деятельности», Девлетов О.У. «История отечественного предпринимательства», Ларионова И.К. «Предпринимательство»), ресурсы Интернет.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты и сущность малого предпринимательства. Во второй главе анализируется текущее состояние малого бизнеса в России. В третьей – рассматриваются перспективы.
Для раскрытия темы были использованы правовые акты и законы, монографии современных исследователей проблем предпринимательства, экономические порталы и основные сайты, посвященные развитию поддержки предпринимательства.
1. Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса в современном обществе
1.1. Понятия и сущность малого бизнеса
В современных условиях изучение предпринимательской деятельности с социологической точки зрения имеет огромное значение. Так, например, в социологии как науке предпринимательство рассматривается как деятельность, имеющая значение для всего общества. Функционирование любого предприятия предполагает использование определенных ресурсов, или факторов производства, которые участвуют в производстве товаров и услуг.
Для развития рыночной экономики и общественных отношений в стране важнейшее значение имеет формирование и развитие различных форм хозяйствования, в частности, предприятий малого и среднего бизнеса. Поскольку создание новых малых предприятий способствует появлению дополнительных рабочих мест и увеличению ВВП страны, пополнению федерального бюджета, то поддержка предпринимателей со стороны государства является экономически необходимой и целесообразной.
Для того, чтобы раскрыть социальное значение развития малого предпринимательства в стране, необходимо определить понятие и сущность малого бизнеса. В настоящее время под субъектами малого предпринимательства в России понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия государства, общественных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% и в которых численность работников не превышает значения в 30 человек в розничной торговле, 50 человек в оптовой торговле и других отраслях и 100 человек в промышленности, строительстве и транспорте.
Рисунок 1.Преимущества малого бизнеса [12, c.114]
Малый бизнес является базовой составляющей рыночно-социального хозяйства государства, являющейся наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, в которых предприниматель работает в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности.
Согласно законодательству, основные признаки малого предпринимательства - это средняя численность работников, которая напрямую зависит от выбранной деятельности за отчетный период, ежегодного оборота, а также величины активов.
При этом среднесписочная численность работников не должна превышать [12, c.47]:
- для промышленных субъектов - 100 человек;
- для сельского хозяйства - 60 человек;
- для оптовой торговли - 50 человек;
- для розничной торговли - 30 человек;
- для прочих видов - 50 человек.
Организации, имеющие признаки субъектов малого предпринимательства, обладают следующими преимуществами ведения выбранного вида деятельности [2, c.54]:
Возможность быстрой адаптации к созданным местным условиям хозяйствования.
Оперативность и независимость, а также гибкость в принятии и выполнении решений.
Небольшие расходы на организацию и ведение бизнеса, а также на первоначальный капитал.
Возможность быстрого реагирования на изменения рыночного спроса и конъюнктуры.
Вместе с тем, предпринимательская деятельность имеет ряд недостатков, которые могут возникать под воздействием внешних либо внутренних причин [2, c.66]:
Высокая степень неустойчивости на рынке вызывает более высокий уровень риска.
Допускаются ошибки в управлении, вызванные недостатком опыта либо слабой компетенцией руководителя.
Зависимость от более крупных компаний, банков, государства в целом.
Затруднительное изыскание вспомогательных заемных ресурсов в финансовых учреждениях, которые предпочитают кредитовать большой бизнес.
Трудности и осторожность в заключении договоров на взаимное сотрудничество с контрагентами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ ( ст. 8, 34-37, 74, 75 и др.)
2. Гражданский Кодекс РФ (ст. 1-5, 18, 23, 51, 67, Главы 4-7 и др.)
3. Федеральный закон № 209-ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
4. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»// Справочно-правовая система Консультант Плюс (СПС)
5. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»
6. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. – М.: Инфра-М, 2017. – 381 с.
7. Васьков, М.А. Экономическая социология: Уч. / М.А. Васьков, К.В. Воденко, С.И. Самыгин и др. - М.: Риор, 2018. - 288 c.
8. Девлетов О.У. История отечественного предпринимательства. – М.: ГЭИТИ, 2013. – 512 с.
9. Девятаева Н. В. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России [Текст] / Н. В. Девятаева, И. В. Трифонова // Молодой ученый. Доступ через http://www.moluch.ru/archive/53/7082/
10. Зарубина, Н.Н. Экономическая социология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Н. Зарубина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 378 c.
11. Крюков, Р.В. ВПС: Экономическая социология: Конспект лекций / Р.В. Крюков. - М.: Приор, 2016. - 208 c.
12. Ларионова И.К. Предпринимательство. – М.: Дашков и К, 2019. – 483 с.
13. Малый бизнес/ учебное пособие для вузов/ А.И. Базилевич. – М.: КНОРУС, 2018. – 336 с.
14. Мерзаканов, С.А. Экономическая социология: Учебное пособие / С.А. Мерзаканов. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 32 c.
15. Переверзев М.П. Основы предпринимательства. – М.: Дашков и К, 2016. – 260 с.
16. Пилипенко В.В. Социология предпринимательства. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 305 с.
17. Силласте, Г.Г. Экономическая социология: Учебное пособие / Г.Г. Силласте. - М.: Альфа-М, 2019. - 304 c.
18. Скворцова Т.А. Предпринимательское право. – М.: Юстицинформ, 2019. – 394 с.
19. Фурсова В.В. Социология предпринимательства. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2017. – 48 с.
20. Экономическая социология: Учебное пособие / Под ред. Самыгина С.И.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 352 c.
21. сообщество HR менеджеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hr-portal.ru/
22. http://isfic.info – предпринимательское право РФ
23. http://www.erce.ru – центр экономических исследований
24. http://smb.gov.ru/ - портал предпринимательства
25. http://start-business.ru/ - фонд поддержки предпринимательства
26. http://credit-fond.ru/- центр развития и поддержки предпринимательства
27. http://pmp.crpp.ru/ - портал малого и среднего предпринимательства
28. http://minpred.government-nnov.ru/ - министерство поддержки и развития МСП
29. http://www.giac.ru – глобальный информационно – аналитический центр
30. http://fondmodern.a5.ru – национальный фонд регионального предпринимательства России